Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дискуссия о дискуссии».






Цель: формирование умения участвовать в дискуссии, повышение сен­ситивности к групповым процессам.

Время: 1 ч.

Тренер организует обсуждение, в результате которого участники группы должны выработать рекомендации для ведущего совещание, разработать список необходимых умений. Группу целесообразно разделить на 2-3 под­группы, дав возможность каждой разработать свой проект (например, из 10 пунктов). Общий список можно ограничить 5-10 пунктами, что спровоцирует большую активность группы.

Дальнейшая деятельность строится с учетом наработанного группой ма­териала: возможна работа в парах по развитию уверенности в себе, умения вести диалог с позиций сотрудничества, отработке техники активного слуша­ния, усиления способности успешно выходить из неожиданных затруднений и т. п. Вообще, на данном этапе наиболее эффективно использование тех игр и упражнений, которые рекомендуется применять в тренинге ведения деловой беседы (ведущий может объединить эти два блока, использовать различные игры и упражнения, перемежая их). Для оживления хода тренинга и соблюде­ния логики событий хорошо провести следующее упражнение.

5. «Всеобщее внимание» [9].

Цель: повышение активности участников тренинга, разрядка излишнего напряжения в группе, тренировка умения привлекать и удерживать внимание аудитории.

Время: 15мин.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же задачу лю­быми средствами, не прибегая, конечно, к физическому воздействию: поста­раться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что ее стараются выполнить сразу все участники. После упражнения выявляются победители (те, кто привлек внимание наибольшего числа участников) и оп­ределяются наиболее эффективно использованные средства.

Далее группа выполняет следующую задачу: проведение дискуссии в за­данных ролях.

6. Ролевая игра «Совещание» [10].

Цель: развитие умения организовывать и проводить совещания, повы­шение сенситивности к групповым процессам, экспериментирование участни­ков со своим поведением, обучение приемам мотивирования участников с различными установками.

Время: 2 ч.

Материалы: видеотехника.

Каждый выбирает волнующую его тему, серьезную (задачи на перспекти­ву, отчет) или шутливую (существуют ли инопланетяне, верить ли астроло­гии). Последовательно как можно большее количество участников исполняют роль организатора совещания, остальные члены группы работают в заранее определенной роли. Роли можно выбрать любые: «болтун», «зануда», «справед­ливый», «критик», «оппозиционер», «поддерживающий» и т.д. Каждый само­стоятельно определяет свою роль и записывает ее на листок, который не по­казывает другим. Выступающий, он же ведущий совещание, начинает сове­щание маленьким докладом (3-5 мин), после чего остальные участники де­лают замечания, выдвигают возражения, реплики и предложения с позиций своих ролей. Члены группы на этом этапе получают возможность экспери­ментировать в рамках заданного стиля поведения, почувствовать преимуще­ства и недостатки различных ролей.

После каждого эпизода члены группы в специальной таблице определяют роли участников совещания. Дальнейшее обсуждение (по окончании всех со­вещаний) выясняет совпадения и различия в определении ролей. Просматри­вается видеозапись, оценивается успешность проигрывания каждой роли, определяются победители (те, у кого наибольшее количество совпадений). Ведется анализ методов организации работы группы, процессов групповой динамики. Подводятся итоги.

Более сложной является задача развития способности регули­ровать и разрешать конфликтные ситуации. Лучше всего исполь­зовать момент, когда в группе обозначается начало внутригруп-повых разногласий и группа вступает в конфликтную фазу. На этом этапе даже самая безобидная и шутливая тема дискуссии может спровоцировать членов группы на выяснение отношений, и опыт­ный тренер использует такую ситуацию для демонстрации и тре­нировки умения разрешать конфликты. Если же конфликтная фа-

за в группе уже прошла или еще не наступила, ведущий может за­дать ее условия искусственно с помощью инструкций участникам. Важно только как можно более точно прогнозировать и контро­лировать последствия такого искусственного конфликта для раз­вития групповых отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.