Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения






Современная психотерапия - это междисциплинарная отрасль изучения и применения различных по своему происхождению и предназначению способов воздействия на психику человека с целью изменения его когнитивных, эмоциональных, поведенческих харак­теристик и разрешения психологических и социальных проблем.

Психотерапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Терапевтический эффект индивидуальной психотерапии достигается в результате общения терапевта с обратившейся за психологиче­ской помощью личностью. Особое значение здесь придается постро­ению системы специфических взаимоотношений между клиентом и терапевтом, созданному ими психотерапевтическому альянсу.

В групповой психотерапии широко используются различные групповые явления и процессы, происходящие в результате взаи­модействия между людьми для решения личных, межличностных и групповых психосоциальных проблем.

Существует много разновидностей групповой психотерапии, а также подходов к ее определению и пониманию. На Западе неред­ко любую работу с группой, связанную с оказанием ее членам психологической помощи, называют психотерапией. Сюда от­носятся группы встреч, общения, тренировки, личностного роста и самосовершенствования и пр.

Под группой понимается объединение от двух и более лиц, имеющих общий круг общения, в результате которого происходит обмен значимой социальной информацией, влияние одних членов группы на других, возникновение чувства принадлежности к дан­ной группе и формирование осознания всеми участниками группы себя как «Мы» [29].

Такие факторы, как зависимость от группы, групповое давление, социальное влияние партнеров, групповая идентичность и конфор­мизм, в значительной мере изменяют поведение людей, способствуя адаптивности и сохранению группы. Чем более привлекательна и личностно значима группа для ее членов, тем более склонны они подчиняться групповым ожиданиям.

Что касается психотерапевтической группы, то это искусственно созданная малая группа, в которой динамика, т. е. происходящие в ней явления, осознанно, целенаправленно используется ведущим для решения психологических и социальных проблем специально объединившихся в такую группу участников. Важным преимущест­вом терапевтической группы является возможность получения об­ратной связи и эмоциональной поддержки от людей, имеющих общие или сходные проблемы. В каждой реально существующей группе заложен определенный социально-психологический потен­циал. Этот потенциал может быть направлен на реализацию груп­повых психотерапевтических функций как в отношении развития самой группы и достижения групповых целей, так и на оказание помощи ее участникам. Среди групп, где целенаправленно исполь­зуются их терапевтические возможности, выделяют:

- группы для решения проблем (группы организационного раз­вития);

- группы личностного роста (самосовершенствования);

- группы развития компетентности в общении;

- терапевтические группы (разрешающие психологические про­блемы, которые затрудняют адаптацию к окружающей социаль­ной среде).

Для описания терапевтического процесса и классификации его «составляющих» Дж. Морено (1948) использовал двухполюсные категории. С этой точки зрения субъект (группа) рассматривается:

а) по составу (аморфный - структурированный);

б) месту (специально оборудованное - естественная среда);

в) цели (ликвидации симптомов и вызывающих их причин). Фактор психотерапии характеризуется:

а) источником воздействия (психотерапевт или любой член группы);

б) формой воздействия (спонтанная или запланированная). Средство психотерапии рассматривается:

а) по способу воздействия (вербальная и невербальная актив­ность);

б) характеру воздействия (непосредственно «лицом к лицу» и опосредованно в контексте ситуации).

Существует и другая классификацию структурных элементов психотерапии, исходя из терапевтического средства, вида терапев­тической группы и степени свободы терапевтического процесса.

По первому критерию он выделил:

а) терапию тела и телом (танцевальная, пантомима, психогим­настика);

б) терапию искусством (музыка, кино, живопись, театр-терапия и другие виды);

в) социальную терапию (семья, терапевтическое сообщество, дружеская группа);

г) вербальную психотерапию. По второму критерию:

а) психотерапию в группе. Здесь главный акцент делается на от­дельном индивиде, а группа выполняет функцию фона, контекста, в котором происходит индивидуальная психотерапия клиента. Цель - помочь отдельным участникам изменить свои когнитив­ные, эмоциональные, поведенческие стереотипы.

Роль психотерапевта - эксперт по проблемам личности, «экран», на который участник проецирует свое отношение к значимым другим лицам;

б) психотерапию посредством группы. В этом случае группа не только выполняет функцию фона психотерапевтического процесса, но и является активным средством психологического воздействия. Цель - использование терапевтического потенциала группы для решения внутригрупповых и межличностных проблем участников.

Роль ведущего - организация взаимодействий между участни­ками, функционально действующий эксперт, выдвигающий соот­ветственные предложения и оказывающий влияние на группу;

в) психотерапию группы, которая представляет собой целост­ное образование, где общественные, групповые нормы, ценности и явления имеют большую значимость, чем личные проблемы от­дельного человека. Личность в такой системе взаимоотношений не имеет самостоятельной функции. Цель - развитие здоровой группы, удовлетворяющей социальные потребности ее членов. Уча­стие в здоровой группе предоставляет ее членам позитивное под­крепление и приводит к желаемым переменам.

Роль психотерапевта - партнер, поддерживающий общение меж­ду участниками; посторонний наблюдатель, комментирующий про­исходящее.

По третьему критерию предполагается, что группа находит­ся в континууме, на одном конце которого - крайняя структура-лизация, а на другом - полная импровизация активности участ­ников [7].

В. А. Лабунская выделяет вербальную и невербальную терапию. К невербальной она относит танцевальную и другие виды терапии. В психотерапевтической практике также используется креативная терапия (сказки, притчи, импровизация и т.д.).

Ялом (1975) выделил одиннадцать факторов, влияющих на эф­фективность психотерапевтического воздействия: 1) сплоченность; 2) внушение надежды на успех; 3) общность проблем и совместное их размещение; 4) личная значимость каждого участника; 5) инфор­мированность, получение новых знаний; 6) множественный пере­нос; 7) межличностное обучение; 8) развитие межличностных уме­ний и навыков; 9) имитирующее поведение (подражание); 10) ка­тарсис; 11) экзистенциальные факторы [10].

Ключевым моментом психотерапии является формирование группы. В каждом конкретном случае группа должна быть органи­зована таким образом, чтобы наиболее адекватно отражать суще­ствующую проблемную ситуацию и в зависимости от поставленной цели эффективно ее разрешать. Выделены следующие основные элементы группы: 1) участники; 2) цели; 3) нормы; 4) структура; 5) роли и тип поведения; 6) сплоченность; 7) фазы развития.

Нормы группы - это совокупность стихийно возникающих в ре­зультате взаимодействия или заранее заданных правил поведения, поощряющих, допускающих и санкционирующих определенные поступки участников группы. Они задают определенную модель желательного социального поведения. Для каждой социотерапев-тической группы характерны общезначимые нормы - подчинение групповым нормам, самораскрытие, терпимость и уважительное отношение к другим участникам, честность, готовность к сотруд­ничеству, а также специфические нормы - активное участие в реше­нии групповых проблем, обсуждение только того, что происходит «здесь и теперь», не подлежат обсуждению проблемы и ситуации за пределами группы и т.д.

Структура группы определяется такими элементами, как груп­повые роли, тип поведения и руководство в группе.

Роли - это функциональное поведение в группе, на которое претендует каждый участник и которое строится с определенными ожиданиями других участников и с учетом групповых интересов.

Тип поведения в отличие от ролевого поведения, которое может быть весьма разнообразным, определяет стратегические социаль­ные ориентации каждого из участников с учетом индивидуальных особенностей. Обычно выделяют следующие наиболее выражен­ные стратегии социального поведения:

а) лидирующий тип - стремление к власти в группе;

б) конформный тип - добровольное подчинение лидеру и груп­повым нормам;

в) сотрудничающий тип - ориентация на совместное решение задач;

г) обособляющий тип - стремление к самостоятельности и не­зависимости от других членов группы.

Сплоченность группы - это взаимосвязь всех членов группы друг с другом, стремление к взаимному поведению, самоценность каждого из участников и их принципиальная независимость в си­лу индивидуально-личностных качеств. Сплоченная группа дей­ствует как единое целое, во много раз увеличивая усилие каждого участника. Сплоченности содействуют:

а) удовлетворение личных потребностей в группе или при по­мощи группы;

б) согласованность общих и личных целей всех участников;

в) выгоды от участия в группе;

г) взаимные симпатии между членами группы;

д) дружеская атмосфера в группе;

е) желания и усилия, затраченные для того, чтобы стать членом группы;

ж) престиж группы и повышение индивидуального престижа за счет членства в группе;

з) влияние групповой деятельности; и) соперничество с другой группой; к) отвержение со стороны общества.

Существуют различные подходы к определению фаз развития групп. Ниже приводятся некоторые из них.

I фаза имеет несколько названий: ориентации и зависимости (Кратохвил), неуверенности (Хек), адаптации (Слуцкий, Цапкин). На этой фазе происходит адаптация участников друг к другу, поиск указаний, целей, возникает чувство неопределенности и зависимости.

II фаза называется конфликтом и протестом (Кратохвил), акти­вацией (Хек), фрустрацией (Слуцкий, Цапкин). Здесь проявляется тенденция к переносу на терапевта ответственности за все проис­ходящее, начинается распределение ролей.

III фаза обозначается как развитие и сотрудничество (Кратох-вил), структурирование группы (Хек), конструктивная (Слуцкий, Цапкин). В рамках этой фазы развивается сплоченность, группа переходит в рабочее состояние, активизируются терапевтические факторы группы.

IV фаза - целенаправленная деятельность (Кратохвил), реали­зационная (Слуцкий, Цапкин), трансформация (Хек). При дости­жении фазы развития группа становится рабочим коллективом. В ней налаживается положительная обратная связь, она становится сплоченной и ответственной.

Управление группой представляет собой сложный социально-психологический феномен, связанный с воздействием и контролем за происходящими в группе процессами. Такое воздействие может быть стихийным или целенаправленным, случайным или система­тизированным, специально организованным или беспорядочным. Важными характеристиками оказываемого воздействия на группу являются его источник, содержание и интенсивность. Проблема управления группой может быть рассмотрена в двух аспектах: с точки зрения ее самоорганизации и с позиции лидерства и руко­водства группой.

Самоорганизация является способом развития открытых, не­линейных систем, к которым принадлежит и социальная система. Развитие социальных процессов с точки зрения самоорганизации исследуется в понятиях синергетики (И. Пригожин, И. Стингерс).

Синергетика дает возможность понять, как надлежащим обра­зом оперировать с терапевтической группой и как эффективно ею управлять. Главное здесь с позиции экологической психологии не сила воздействия, а правильная архитектура воздействия на про­исходящие в группе процессы и явления. Малые, но правильно организованные воздействия в нужное время, в нужном месте наи­более эффективны.

Лидерство является социально-психологическим по своей при­роде феноменом, возникающим в среде межличностных нефор­мальных отношений, и выступает как средство организации этих отношений. В сфере официальных отношений в группе такую роль выполняет назначенный руководитель. В реальной жизни бывают ситуации, когда качества руководителя и лидера сочетаются в од­ном лице - ведущего. Однако нередки случаи, когда между назна­ченным руководителем и неофициальным лидером возникают противоречия. При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей он оказывает влияние практически на всю систе­му формальности и неформальности.

В ходе психотерапии многие участники идентифицируют себя со значимым другим, который обладает такими характеристиками и качествами, которые были бы желаемыми для них самих. Чаще всего в роли значимого другого выступает официальный руково-

дитель или другой «авторитетный» и активный член группы. При этом идентификация обнаруживает себя не как тотальный (во всем), а как парциальный, избирательный процесс по отношению к отдельным чертам и поведенческим характеристикам объекта идентификации. В этой связи не только личность ведущего, но и личные качества других членов группы являются потенциальны­ми факторами психотерапевтического влияния. Для ведущего как руководителя терапевтической группы важным профессиональ­ным качеством является искусство видеть эти «скрытые» терапев­тические возможности не только у себя, но и у других, а также уметь их использовать с наибольшей эффективностью. Роль ведущего проявляется в трех плоскостях:

1. Какую помощь и когда он может и должен оказать другим участникам как официальный руководитель терапевтической группы.

2. Какую профессиональную помощь другим участникам он может оказать как специалист-психотерапевт.

3. В каких случаях его поведение в качестве рядового или иде­ального участника группы окажет большую помощь другим.

Профессиональная психотерапевтическая деятельность ведуще­го связана с такими характеристиками его поведения, как лабиль­ность, умеренность, чувство такта и ситуации, объективность в оценке происходящего. Групповые цели, задачи, проблемы и ин­тересы участников являются ядром, вокруг которого организуется терапевтическое взаимодействие. Для ведущего необходимо уметь приспособить, и при этом наилучшим образом, методы и техни­ки, имеющиеся у него в наличии, к группе, а не группу «подогнать» под существующие методы и теории.

Немаловажное значение здесь приобретают личные качества и профессиональный опыт ведущего. Терапевт зачастую оказывает большее влияние на других участников как опытный человек, «жизненный психолог», чем как специалист. В этой связи группо­вую психотерапию можно рассматривать как особый вид межлич­ностных отношений, где главное место отводится взаимопонима­нию, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, доброжелательности, взаимовыдержке. Черты личности, характеризующие ведущего как сопереживающего и самовыражающегося субъекта, связаны с экс­прессивными аспектами его влияния, создают «образ» для подра­жания всем остальным участникам группы, которые испытывают трудности в самораскрытии и находятся в состоянии эмоциональ­ной «зажатости».

В ходе групповой психотерапии от ведущего требуется не толь­ко умение организовать и направить терапевтический потенциал группы, но и в некоторых случаях самому быть в роли участника, выполняя ту или иную роль, необходимость в которой может воз­никнуть на каком-либо этапе терапии.

Руководство группой может быть гибким, предполагающим изменение методов управления группой в зависимости от склады­вающейся ситуации. С точки зрения стиля руководство обычно разделяют на авторитарное, демократическое и попустительское.

Авторитарный стиль. В этом случае поведение всех участников определяется ведущим и поощряется конформное поведение чле­нов группы.

Демократический стиль предполагает равноправное участие в решении проблем всех участников, и поощряется стремление к сотрудничеству.

Попустительский стиль ведущего устраняет всякую форму уп­равления. Все участники остаются «сами по себе», и каждый ведет себя по своему усмотрению.

Обычно на протяжении развития группы руководителям при­ходится варьировать свой стиль руководства в соответствии с ожиданиями участников и сложившейся ситуацией [3].

Следует также иметь в виду, что групповая психотерапия раз­деляется на медицинскую и немедицинскую.

В первом случае психотерапия рассматривается как система лечебного воздействия на психику пациентов и через нее опосре­дованно на весь организм и поведение больного. Здесь она явля­ется специфическим лечебным методом вербального и невербаль­ного воздействия при многих психических и психосоматических заболеваниях и расстройствах.

Для второй ориентации характерно применение методов соци­ально-психологического воздействия на психически здоровых ин­дивидов с целью повышения их социально-психологической компе­тентности, личностного роста, самосовершенствования и решения социально-психологических проблем. Немедицинская групповая пси­хотерапия обладает спецификой, которая сводится к следующему.

Участниками такого рода групповой психотерапии являются не пациенты, а клиенты - психически здоровые лица, объединенные в группу. Результат такого воздействия - изменение в организации, а также в поведении, если общение носит «нездоровый» характер (повышенная конфликтность, насильственное общение, формализм отношений, психологическая несовместимость, эмоциональная на­пряженность), или решение межличностных, внутригрупповых проблем, или достижение личностного роста, повышение социаль­но-психологической компетентности, сенситивности и т.п.

Участие в немедицинской психотерапевтической группе всегда добровольно. Все участники группы сознательно выполняют воз­лагаемые на них функции, получают информацию о том, что про­исходит в группе во время сеанса, проявляют интерес к положи­тельному исходу терапии. Заказчиком групповой психотерапии может быть руководитель организации. В этом случае целью те­рапии является организационное развитие.

Здесь акцент ставится на решении задач, стоящих перед груп­пой, а не на личных проблемах участников. Язык, используемый в немедицинской групповой психотерапии, максимально доступен и понятен всем участникам групп, а методические приемы долж­ны учитывать менталитет участников.

Особое место такого рода в социопсихотерапии отводится те­рапевту. Из-за многообразия выполняемых им функций в группе и лабильности его поведения терминологически невозможно од­нозначно определить его роль. С одной стороны, как сценарист и ведущий, он практически организует процесс социопсихотерапии. С другой стороны, является равноправным участником группы, как и все остальные. Ему приходится переключаться на другие, «не­профессиональные» роли (лидер, шутник, эксперт и т.д.), потреб­ность в которых может возникнуть в различных ситуациях. Таким образом, он выступает и как «играющий тренер» групповой тера­пии, и как «запасной игрок».

В отличие от клинической групповой терапии, где недопустимо включение в одну и ту же группу людей, находящихся за ее преде­лами в служебных или каких-либо иных отношениях, немедицин­ская групповая психотерапия может осуществляться в реально существующих группах.

Для достижения душевного равновесия в групповой немеди­цинской психотерапии используют многие техники из классиче­ской и современной йоги, дзен-буддизма и т.д. Это медитативные, релаксирующие методы самопознания и саморегуляции.

Культура Запада более материализована, рациональна, прагма­тична и функциональна. В ее рамках выработаны свои методы личностного развития, выступающие в форме групповой психоте­рапии: группы сенситивности, базис-группы, группы встреч, мара­фонские и гештальтгруппы.

Главная цель немедицинской групповой психотерапии - раз­витие «Я», субъектности. Для субъекта характерны следующие признаки:

1. Активность: выражается в инициативе, т. е. спонтанных, само­стоятельных начинаниях, предложениях, идеях и т.д.; свободе вы­бора и принятии решения, самореализации, т. е. самостоятельных действиях по воплощению в жизни своих картин мира, решений и намерений.

2. Когнитивная сложность, богатство, разносторонний внутрен­ний мир, способность принимать решения, опираясь на свое соб­ственное понимание ситуации, свои интересы, учитывая последст­вия своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает сам себя.

3. Способность к изменению. Он может сформировать в самом себе новые качества, изменить свое поведение, может быть спон­танным и открытым новому опыту.

4. Способность к самостоятельному развитию, самосовершен­ствованию. Человек, сосредоточившийся на некоторой личностной проблеме, теряет в некоторой степени свою способность к лично­стному росту и тем самым уподобляется объекту, который не раз­вивается. В этом случае он реализует репродуктивные, а не твор­ческие - продуктивные - схемы поведения.

5. Представление о своем будущем, умение строить личную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмыслен­ности своего существования. Ради желаемого будущего человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас», а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового самочувствия, уверенности в себе, способно­сти тратить усилия на свое развитие и т.д.

6. Многомерность жизни. Она одновременно протекает как бы во многих измерениях, и невозможно сказать, какой ее параметр самый главный, все они необходимы для полноценного существо­вания: это может быть и семья, и работа, и хобби, и духовные ин­тересы, и просто отдых, и т.д. [16].

Так, групповая терапия способствует наиболее полному само­выражению личности, стимулирует проявление катарсиса и креа­тивности.

Основными направлениями, которые работают в рамках неме­дицинской групповой психотерапии, являются:

- гуманистическая психология (Роджерс, Маслоу, Франкл);

- бихевиоральный подход (Бандура);

- гештальттерапия (Перлз);

- позитивная терапия (Пезишкиан);

- социальный психоанализ;

- трансактный анализ (Бёрн);

- социодрама (Морено).

- общинная терапия.

Направление немедицинской групповой психотерапии

В основе современного терапевтического мировоззрения лежит гуманистическая психология. Она направлена на реализацию внут­реннего потенциала развития человека и высвобождение самодви­жущихся сил развития личности. В рамках гуманистической пси­хологии широкое распространение получили такие направления, как клиентоцентрированная терапия К. Роджерса и самоактуали­зирующая терапия А. Маслоу.

Клиентоцентрированная терапия направлена на поиск и про­буждение позитивных сил, способствующих личностному росту и здоровью, а основной задачей является установление между кли­ентом и терапевтом межличностных отношений, способствующих принятию клиентом самого себя таким, какой он есть, а также принятию других. Терапевт не вмешивается в психическую жизнь

клиента, а только помогает ему самостоятельно решать свои про­блемы, делать выбор и нести ответственность. Для этого необходи­мо установить достаточно теплые, открытые, взаимопринимаю-щие отношения, лишенные моральных суждений и оценок. Тера­певт должен постоянно удерживать в центре внимания позитив­ную сущность отношения к клиенту. Это отношение подобно от­ношению духовных учителей восточных традиций, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с оди­наковым уважением и состраданием.

К. Роджерс выделял следующие шаги терапевтической помощи:

- клиент приходит за помощью;

- определяется ситуация;

- поощряется свободное выражение;

- советующий принимает и проясняет;

- происходит постепенное выпадение позитивных чувств;

- обнаружение позитивных импульсов;

- появление инсайта (т. е. догадки, озарения);

- прояснение выбора;

- позитивные действия;

- возрастание инсайта;

- рост независимости;

- уменьшение потребности в помощи.

Этот предполагаемый ряд событий показывает, что К. Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта. Кроме терапевта такую роль могут играть и другие люди. Гуманистическая групповая психо­терапия ориентирована на установление именно таких отношений между всеми участниками. В этих группах поддерживается климат психологической безопасности, принятия и понимания.

Работа такой группы - сложный динамический процесс, про­ходящий ряд фаз. Начинается она с хождения «вокруг да около», ожидания, что скажут, как себя вести и т.д. По мере того как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что бу­дет делать, нарастает разочарование. Возникает первоначальное сопротивление личному выражению или изучению. Но руководи­тель не поощряет никакой иной деятельности, кроме самоизуче­ния. Продолжая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чув­ствами, связанными с теми, кого нет в группе. Когда они начи­нают выражать чувства о настоящем, чаще всего эти первые вы­ражения негативны. Если негативные чувства нашли выражения и при этом группа не распалась, не взорвалась, начинает форми­роваться климат доверия. По мере того как все больше эмоцио­нальных выражений выходит на поверхность, в группе развива­ется исцеляющая способность. Один из эффектов групповой об­ратной связи и принятия состоит в том, что люди могут принять самих себя.

В ходе работы группы складывается неприятие по отношению к защите. Группа требует, чтобы индивид был самим собой и не скрывал проявляющихся чувств. Здесь даже негативные чувства (страх, неприязнь и т.д.) вызывают выражение поддержки, пози­тивных чувств и близости, что ведет к развитию чувства безопас­ности и еще большему принятию самого себя.

Центральным понятием психотерапии А. Маслоу является само­актуализация.

Самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны. Они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эго­центричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализа­ция -это не отсутствие проблемы, а движение от проблем кажущих­ся и простых к проблемам реальным и сложным и их разрешению.

А. Маслоу описывает 8 путей, которыми индивид может само­акту ализироваться:

1. Полное, живое и беззаветное переживание проблемы с по­вышенным осознанием и интересом.

2. В каждом жизненном выборе принимать решение в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не толь­ко в потенциальности.

4. Быть честным и принимать ответственность за свои дейст­вия; ответы на все вопросы искать внутри себя.

5. Развивать способности «лучшего жизненного выбора», верить своим суждениям и интуиции и действовать в соответствии с ними.

6. Развивать свои потенциальные возможности.

7. Для самоактуализации характерен «пик переживания», когда мы наиболее интегрированы, лучше осознаем мир и себя, думаем и чувствуем наиболее ясно и точно.

8. Обнаруживать свои «защиты» и работать по отказу от них. Другой кардинальный идеей Маслоу была концепция иерархии

фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим: удовлетворение первичных потребностей (пища, жилье, сон, безопасность) дает возможность развивать высшие, социаль­ные потребности в признании, дружбе, любви, самоактуализации.

И хотя сам Маслоу не создал своих специфических методов психотерапии и не был психотерапевтом-практиком, его гумани­стические идеи получили широкое применение в психотерапии. По его мнению, эффективность психотерапии обусловливается уста­новлением доверительных и близких отношений между людьми без вмешательства в личную жизнь. Психотерапия способствует удов­летворению социальных потребностей человека в общении, пони­мании, уважении, любви.

Экзистенциальная психотерапия по своим идеям наиболее близ­ка к гуманистической психологии, и ее можно рассматривать как

глубинно-смысловую гуманистическую терапию. В ее основе лежат идеи феноменологии (Э.Гуссерль), экзистенциональной и аналитической философии (С. Кьеркегор, К.Ясперс, М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П.Сартр и др.), понимающей психологии (В.Диль-тей). В терапевтической практике экзистенциальной психологии видное место занимает логотерапия В. Франкла.

Основной движущей силой в поведении человека и его лично­стном развитии (по Франклу) является стремление к поиску и реа­лизации смысла жизни. Отсутствие смысла жизни или невозмож­ность его реализации приводят к экзистенциальному вакууму, ко­торый является причиной многих психологических и социальных расстройств. Логотерапия направлена на то, чтобы помочь челове­ку обрести утраченный им смысл жизни. Уникальный смысл жиз­ни может быть найден клиентом в одной из трех основных сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые пациент не в силах изменить.

В.Франкл разработал 3 основных метода в практике логотера-пии: сократический диалог, парадоксальная интекция и диреф-лексия. Эти методы основываются на таких фундаментальных ха­рактеристиках человека, как способность к самоотстранению и самотрансцендентации.

Метод сократического диалога применяется при терапии нев­розов, духовного плана (конфликты совести, морально-нравствен­ного плана). Суть метода состоит в создании и понимании клиен­том смысла своих проблем.

Техника парадоксальной интекции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществлять то (при фобии), или сам осуществлял то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

Метод дирефлексии основывается на переключении внимания с одной актуальной проблемы на другую, что дает возможность на некоторое время «отключиться» от волнующей проблемы и по­смотреть на нее под иным углом зрения.

Бихевиоральная психотерапия ставит своей целью обучение адаптивным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощью специального тренинга формируются конкретные поведенческие реакции, направленные на решение четко определенных задач. Для объяснения поведения бихевиоризм использует 2 основных поня­тия: стимул (S) и реакция (R); сознание и прочие понятия отрица­ются. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было слож­ным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.

По Б. Скиннеру, личность определяется как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций.

Бихевиоральный терапевт не занимается внутренними состоя­ниями или историей клиента, в его поле зрения актуальное пове­дение. Для него симптомы и есть сама болезнь, а не проявление лежащей за ними болезни. Бихевиоральный терапевт предлагает клиенту неугрожающую, безопасную аудиторию, в которой он может выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждеб­ность, сексуальные фантазии и т. д. Однако терапевт не заинтересо­ван в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, на­работкой и поощрением способов поведения, эффективно противо­стоящих тем способам, которые он намеревается исключить, - не­удобным или неправильным. Например, он может учить прогрес­сивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакция­ми тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Данная групповая терапия получила название групп тренинга умений. Члены группы рас­сматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, кото­рые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.

В группах обучают таким жизненным умениям, как управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родитель­ские функции, коммуникативные умения, тренинг уверенности в себе и т.д.

В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, например, таких, как есть не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные цели. Акцент всегда делается на обучение. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы учатся специальным межличностным умениям для эмоционального самовыражения без возбуждения защитных и враждебных чувств. Показываются и отрабатываются 4 вида поведенческих умений:

1) выражение межличностных чувств - осознание и коммуникация чувств, восприятий и желаний, связанных со взаимоотношениями;

2) эмпатический ответ - полное понимание и передача этого по­нимания собеседнику; 3) переключение образа действия - адек­ватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатиче-скому ответу; 4) содействие (фасилитация) - обучение тому, как эффективно учить других вышеупомянутым умениям.

Другой вид тренинга умений называется структурированно обу­чающей терапией и применяется для развития социальных умений, умений планировать и предупреждать возникновение стресса. Тре­нинг включает использование таких базовых средств, как, напри­мер, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление об­ратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.

Одним из распространенных тренингов умений является тре­нинг уверенности в себе (А. Бандура). Быть уверенным в себе озна­чает умение определять и выражать свои чувства, желания, потреб­ности и ожидания; строить отношения с другими, т.е. обратиться

с просьбой, ответить «нет», не чувствуя себя виноватым, настаи­вать на реализации своих прав, делать и принимать комплименты и т.д. Составляются списки основных прав, которые поддержи­вают уверенность в себе. Сюда относится право:

- быть одному;

- быть независимым;

- на успех;

- быть выслушанным и принятым всерьез;

- получать то, за что платишь;

- иметь права, например право действовать в манере уверенно­го в себе человека;

- отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

- просить то, чего хочешь;

- делать ошибки и быть ответственным за них;

- не быть напористым.

Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права. С ними проводятся упражнения, развивающие умения, соответст­вующие уверенному поведению. Таким образом, через развитие способности действовать группы тренинга умений ведут человека к большей свободе и самостоятельности.

Гештальттерапия представляет собой отрасль психотерапевти­ческой практики, которая основывается на идеях психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии, гештальтпсихо-логии и телесной терапии. Ее основателем считается Ф. Перлз.

Среди основных идей гештальттерапии особое место занимает принцип гештальта, т.е. целостности и «фигуративности». Геш-тальт не сводится к сумме своих частей, это целостность, сущест­вующая на определенном фоне или внутри некоторого контекста.

Жизненная ситуация клиента представляет собой гештальт, и поэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством или одной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, в котором это качество проявляется. То, что мы считаем дефектом или недостатком, может играть чрезвычайную приспособитель-скую роль в контексте жизни клиента. Фактически только сам клиент может выстроить новый, более позитивный, с его точки зрения, гештальт своей жизни.

Обычно клиент способен видеть ситуацию только с одной точки зрения, важнейшая задача терапевта состоит в том, чтобы расши­рить спектр точек зрения у клиента, предоставить ему возможность увидеть свою проблему в ином свете и, не навязывая своей точки зрения, сделать так, чтобы он сам обрел новый взгляд на вещи. Иногда для этого надо изменить отношения фигуры и фона - фон сделать фигурой, а фигуру - фоном.

Наиболее распространена групповая форма гештальттерапии, характерной чертой которой является так называемый «горячий

стул», который периодически занимает (по желанию) тот или иной член группы и с которым работает терапевт на глазах остальных членов группы. Эмоциональная поддержка со стороны других чле­нов группы оказывает позитивный эффект на процесс терапии, с другой стороны, наблюдая работу с одним из членов группы, ос­тальные могут разрешить, благодаря переносу, и свои проблемы.

Гештальттерапия состоит в том, чтобы предложить клиенту сфокусироваться на осознании того, что переживается в настоя­щем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации, но при этом фрагменты незакон­ченных ситуаций (незавершенных гештальтов) из прошлого неиз­бежно всплывают как часть этого опыта в настоящем. Тогда кли­енту предлагается вновь их проиграть, пережить, чтобы завер­шить и ассимилировать в настоящем.

Гештальтметодики направляют клиента на воссоздание обеих сторон и установление диалога между ними. Например, если кли­ент сидит на «горячем стуле», то на другой пустой стул напротив него можно посадить воображаемого партнера, с которым у кли­ента нарушены взаимоотношения, и по очереди представлять слово то одному, то другому. От имени воображаемого партнера может говорить сам клиент, садясь на соответствующий стул, или один из участников группы, которого выбирает клиент. Таким же обра­зом может быть организован диалог между психологическими час­тями личности, которые находятся в конфликте, и т.д.

Наиболее важно в процессе гештальттерапии обратить внима­ние клиента на актуальные чувства, которые он переживает здесь и теперь, и телесные проявления его состояния, чем достигается расширение зоны осознания.

Для успешного проведения терапии сам терапевт должен быть «здесь и теперь». Порой для клиента вполне достаточно, если те­рапевт просто присутствует, но это должно быть искреннее и от­крытое присутствие. Другая задача терапевта - обеспечение обрат­ной связи. То есть он служит своеобразным зеркалом для клиента, позволяя последнему лучше увидеть себя и свою собственную пози­цию в проблемной ситуации.

Еще одна сторона гештальтпроцесса - действие. Терапевт по­буждает клиента не только к самоосознанию, но и к совершенно конкретным действиям, например сделать выбор из двух альтер­натив, символизируемых двумя различными стульями. Осуществ­ляется как физическое передвижение клиента.

Важное место в деятельности гештальттерапевта занимает орга­низация гештальтэскперимента. Терапевт вводит в ситуацию новые переменные или по-новому организует взаимодействие между прежними, побуждает клиента попробовать новые способы пове­дения. Например, клиент жалуется, что ощущает стену между собой и супругом. Терапевт может предложить представить, что барьер

преодолен и клиент оказался на стороне супруга, при этом клиент обязательно физически перемещается за воображаемый барьер. Цель - посмотреть, как будет протекать взаимодействие супругов без барьера. Результат такого взаимодействия заранее неизвестен. Очень может быть, что клиент почувствует, что на самом деле ему не по себе без этого барьера, что он создавал его сам как защиту от супруга и т. д.

Работая с группой, терапевт обычно предлагает ряд упражне­ний, способствующих расширению сознания участников и подго­тавливающих их к работе на «горячем стуле» [17].

Среди разновидностей немедицинской групповой психотерапии можно выделить общинную психотерапию. Этот метод предполага­ет привлечение к психотерапии в меру возможностей всех людей, так или иначе причастных к происходящему. Принципы равно­правного корпоративного сотрудничества, отсутствие в терапевти­ческом сеансе отношений «врач-больной», «начальник-подчинен­ный» позволяют всем участникам активно включаться в происхо­дящее и ощущать собственную значимость в принятии всех реше­ний, касающихся группы. Такая форма психотерапии, где проявля­ются только равноправные, партнерские отношения, позволяет каж­дому участнику более свободно проявлять свою индивидуальность и легко преодолевать барьеры между ведущим-организатором и участниками из-за отсутствия формально-статусных отношений. Ведущий в этом случае выполняет лишь вспомогательную роль, обусловленную задачей оказания психологической помощи клиен­там и обучением других участников оказывать помощь себе само­стоятельно. Существует определенная специфика в организации и проведении совещаний больших и малых групп, персонала и семей. На совещаниях, касающихся общих проблем общины, связанных с терапией, присутствуют все причастные к этому процессу.

Суть таких совещаний - преодоление различных антисоциаль­ных тенденций. Направлено оно на отреагирование тех ощущений, которые испытывали участники во время терапии и которые не удалось проконтролировать. Здесь основная цель - укрепить чувст­во самоуважения участников. Совещание персонала связано с кри­тическим обсуждением хода выполнения программы и определе­нием дальнейших шагов терапии. Семейные ежевечерние совеща­ния способствуют укреплению солидарности и взаимопонимания в данной конкретной малой группе (семье).

Общинная терапия получила широкое распространение в лечеб­ных заведениях, исправительных учреждениях, религиозных орга­низациях, этнокультурных общностях, в некоторых сферах профес­сиональной деятельности. Как разновидности общинной терапии можно выделить различные клубы, кружки и другие целенаправ­ленные объединения людей, советы ветеранов, участников различ­ных событий, фонды помощи и защиты [34].

Позитивная семейная психотерапия относится к числу направ­лений гуманистического мировоззрения. Ее основатель Н. Пезиш-киан успешно синтезировал опыт различных культур в психоте­рапии. Это направление получило название транскультурной пси­хотерапии, где особое внимание отводится возможности включе­ния в терапевтический процесс всех сфер жизни. В позитивной психотерапии широко используются на различных стадиях техни­ки и элементы таких психотерапевтических методов, как психоана­лиз, психодрама, гештальттерапия, применяются методы саморегу­ляции, гипноза, арттерапии.

К базисным идеям и принципам данной семейной психотерапии относятся позитивные представления о человеке, принцип надеж­ды, принцип баланса, транскультурный принцип, позитивная кон­цепция семьи, принцип кооперации усилий.

Позитивное представление о человеке основывается на убеж­дении, что каждому индивиду присущи две базовые способности: любви и знания, которые должны быть развиты посредством со­циализации и образования. Позитивный подход в семейной тера­пии непосредственно связан с позитивной концепцией семьи. Семья рассматривается как основная единица общества и институт чело­веческого сообщества, который существует, пока существует обще­ство. Зависимость между семьей и обществом, отдельными индиви­дами и их семьями дает возможность рассматривать любую психо­терапию как семейную психотерапию. Ни один человек поэтому не должен подвергаться психотерапии вне семейной терапии. Каждый клиент должен быть рассмотрен в контексте своего ближайшего окружения и микрокультуры. Позитивная семейная психотерапия -это не только метод терапии, но и обучение самопомощи. Она предлагает свою концепцию для предотвращения и разрешения конфликтов и нарушений. Один из способов - подготовка людей к семейной жизни. Человек должен познать все в процессе образова­ния, которое бывает физическим, эмоциональным, духовным. Это образование должно быть сбалансированным и целостным, а не разрозненным. Физические, интеллектуальные, социально-эмоцио­нальные и духовные способности есть в каждом человеке. В зави­симости от культуры и образования одни из них оказались более актуализированы и развиты, чем другие. В позитивной психотера­пии поощряются активность и самостоятельность клиента в ре­шении своих проблем и оказании помощи своей семье и окруже­нию. Транскультурный подход, используемый в позитивной психо­терапии, дает возможность значительно расширить диапазон реше­ний психологических и социальных проблем клиентов, а также уве­личить глубину видения проблем, их относительность и перспекти­вы позитивных изменений. Позитивный подход помогает клиенту изменить свою точку зрения и более гибко реагировать на про­блемную ситуацию. Он является основой терапевтического взаимо-

действия между терапевтом и клиентом. Такие культурные элемен­ты, как истории, легко принимаются клиентом и дают материал для работы воображения в решении собственных проблем.

В рамках психотерапии и самопомощи используется пятисту­пенчатая стратегия. На каждой ступени терапии даются истории, для того чтобы помочь клиенту постичь смысл данной стадии терапии и применить ее в жизни.

I. Стадия наблюдения и дистанцирования. Здесь анализируется ситуация клиента и создается возможность отхода клиента от сво­ей проблемы и рассмотрения ее со стороны.

II. Стадия инвентаризации связана с задачей прояснить изучае­мую историю клиента, выявить те правила и отношения, которые кажутся клиенту неизменными, сдерживают его личность и соот­носятся с его жизненной историей. При помощи дифференциаль­но-аналитического опросника (ДАО) опыт клиента осознается как положительно или отрицательно оцениваемые отношения.

III. Стадия ситуационной поддержки. На этой стадии клиент работает как «терапевт». Вместо критики в адрес других людей, из-за которых возник, по его мнению, конфликт, клиент учится по­ощрять других, вовлекая и раскрывая их позитивные способности, которые сам клиент уже раскрыл для себя на предыдущих стадиях.

IV. Стадия вербализации. Клиент уже на более зрелом уровне обучается техникам и способам общения и консультации, с кото­рых он начинает общение дома, в кругу семьи. На этой стадии он знакомится с концепцией семейного совета, члены семьи включа­ются в терапию.

V. Стадия расширения целей. На этой стадии, которая, по сути, сопровождает весь терапевтический процесс, клиент приобретает навыки самому развивать все свои способности и уделять внима­ние всем сферам жизни. Он учится по-новому жить, видеть и дости­гать те цели, которые раньше ему были неизвестны [21].

Вместе с тем следует ясно отдавать отчет, что групповая пси­хотерапия не панацея от всех проблем. Более того, она может привести к социальной дезадаптации, если учитывать разницу между групповой атмосферой и суровыми реалиями современной жизни. Полагаться только на групповую психотерапию, по крайней мере, наивно. Групповая психотерапевтизация населения граничит иногда по своим последствиям с наркотическим эффектом.

Подход к решению социально-психологических проблем с по­зиции групповой психотерапии является достаточно традицион­ным. Однако в современных условиях ограничиваться этим нельзя. Дело в том, что проблема социального и психологического здо­ровья не сводится к организационному и личностному развитию и тем более не решается только с помощью групповой психотерапии.

Она требует более широкой постановки вопроса и решения в более масштабном контексте посредством социальной психогигие-

ны, обеспечения продовольственной, криминальной, экологиче­ской и информационной безопасности.

Социальное и психологическое здоровье нации зависит от эко­номических и экологических условий, качества и образа жизни, питания, отдыха, лечения, комфортности среды обитания, наличия стресс-факторов, уровня преступности.

Одной из опасностей для психического здоровья нации является влияние «масс-медиа», электронный контроль за жизнью, настрое­ниями, мнениями граждан.

Специальные технические средства нового поколения способны негативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Попытки внедрить информационный тоталитаризм (экспансио­низм) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с по­мощью средств массовой информации. При этом наблюдается не просто контроль за общественным мнением, но и массовое мани­пулирование. Данный факт прямо противоположен идеям Роджер­са, Маслоу, Франкла о личностном развитии, самоактуализации, поиске смысла человеческой жизни. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания информационной безопасности лично­сти и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она вклю­чает в себя не только технические, юридические средства защиты, но и психологические, например реализацию идеи о ненасилии, что предполагает отказ от насилия в политике, семье, ненасильст­венном общении в организации и пр.

Существует очевидная связь между психическим здоровьем и ду­ховным, нравственным развитием нации. На основании этого дела­ется вывод, что решение проблемы связано только с использовани­ем религиозного опыта. Не отрицая нравственных возможностей религии, нельзя недооценивать значение качества, образа, уклада жизни, ментальности, культуры в развитии нации, т.е. экологиче­ской психологии. Такой подход к роли культуры в духовном разви­тии нации должен стать государственным, что предполагает сохра­нение и всемерную поддержку национальной культуры. Религия яв­ляется сугубо частным делом. Нельзя допустить, чтобы религия ис­пользовалась в государственных, идеологических, манипулятивных целях, а также в психологической практике. В противном случае при­кладная социальная психология превращается в оккультную науку.

Литература

1. Альманах психологических тестов / Сост. и общ. ред. P.P. и С. А. Рим­ские.-М., 1995.

2. Бёрн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1992.

3. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб., 1993.

4. Бондаренко В.П. Выбор профессии. - М., 1989.

5. Войтова CA., Зубань E.H. Ролевые игры. - СПб., 1992.

6. Волков И.Л. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.-Л., 1970.

7. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. - М, 1990.

8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. -- М, 1993.

9. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.

10. Конрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Минск, 1993.

11. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. - М., 1993.

12. Крижановская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения.-Л., 1990.

13. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологи­ческой диагностики. - М., 1991.

14. Лейтц Г. Теория и практика: Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. - М., 1994.

15. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. - М., 1992.

16. Линде Н. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.

17. Личность и личностный рост: Восточная теория личности / Сост. Д.Фей-димен, Р.Фрейгер. - М., 1994.

18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск, 1992.

19. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А. А. Степанова, С Н. Шаболина. - М., 1973.

20. Основы социального психоанализа / Под ред. В.Д.Попова. - М., 1966.

21. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М., 1992.

22. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1998.

23. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллекти­ва. -М., 1978.

24. Практические занятия по психологии. - М., 1972.

25. Проективные методы исследования личности / Сост. В.А.Лапин. -Пенза, 1990.

26. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М.Гу-ревича, Е. М.Борисовой.-М., 1995.

27. Психологическое тестирование / Сост. В.А.Лапин. - Пенза, 1990.

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1993.

30. Сборник психологических тестов У Сост. Е.Каранешта. - Киев, 1992.

31. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. - СПб., 1992.

32. Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. - М., 1990.

33. Черны В., Колларик Т. Компедиум психодиагностических методик. -Братислава, 1988. -Т. 2.

34. Шнайдер Г. Криминология. - М., 1994.

35. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

36. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992.

37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

38. Этнопсихология / Под ред. А. А. Деркача. - М., 1992. - Ч. II.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.