Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностика социальных чувств и эмоциональной сферы личности






Эмоциональная сфера личности включает разнообразные эле­менты: 1) элементарные переживания, связанные с биологическими потребностями организма (голод, жажда, усталость); 2) аффекты

и страсти (ярость, ужас, отчаяние); 3) ситуационные чувства (ра­дость, восторг, обида, нетерпение); 4) различные психические (эмо­циональные) состояния (настроение).

Социальные чувства возникают в процессе общения и качест­венно отличаются от аналогичных явлений индивидуального по­рядка. Довольно часто они представляют собой значащие пережива­ния, важное место среди которых занимает общественное настрое­ние - осознанное и неосознанное, эмоциональное и рациональное.

К социальным чувствам и эмоциям относятся и переживания, возникающие в результате деформации социальных отношений, например изоляции. Примером выступает состояние одиночества.

Одиночество может быть и психологическим состоянием, и свойством. Для его измерения применяются различные шкалы [18].

Одним из проявлений общественного настроения являются со­стояния оптимизма и пессимизма, которые изучаются с помощью соответствующей шкалы, т. е. диагностики жизненной позиции личности (оптимизм-пессимизм) (Сборник психологических тес­тов.-Киев, 1992).

В собственном смысле настроение измеряется посредством шка­лы под названием «Оценка настроения».

Для оценки эмоциональных состояний личности используется тест цветовых предпочтений Люшера, который заключается в ран­жировании по предпочтению набора лишенных текстуры цветовых поверхностей (8 квадратиков из цветной бумаги). За каждым цве­том закреплено символическое значение, поэтому психолог-прак­тик расшифровывает и прочитывает полученную от испытуемого цветовую последовательность («раскладку») как некий текст о его эмоциональном состоянии.

Синий (№ 1) - цвет покоя, погружения в медитацию.

Зеленый (№ 2) - отражает степень волевого напряжения.

Красный (№ 3) - цвет крови, символизирует возбуждение.

Желтый (№ 4) - выражает возбужденное напряжение.

Фиолетовый (№ 5) - индикатор психической и половой зрелости.

Коричневый (№ 6) - символ примитивных чувств радости.

Черный (№ 7) - символ кризисного состояния.

Серый (№ 8) - нейтралитет, граница, отделяющая человека от каких-либо переживаний.

Для диагностики самочувствия, активности и настроения ис­пользуется методика «САН». Опросник состоит из 30 пар проти­воположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния [1].

Для оценки эмоциональных состояний используется метод экс­пертного визуального определения. Данная методика разработана на основе опыта психологической квалиметрии, которая представ-

ляет собой оценку психологического качества, в данном случае количественную оценку эмоциональных состояний человека.

Визуальная оценка эмоциональных состояний может быть более объективной при формализации комплекса основных внешнеэмо-циональных показателей, позволяющих судить о наличии у челове­ка определенного эмоционального состояния. Скоординированное совместное наблюдение за эмоциональными состояниями обеспечи­вает более объективную их оценку, давая возможность количествен­ной обработки результатов наблюдения отдельными экспертами.

На основе показателей с наибольшими коэффициентами весо­мости (рот, глаза, брови, цвет лица, движение рук, дыхание и инто­нация высказываний) была построена таблица экспертной оценки эмоциональных состояний, которая состоит из пяти баллов, оце­нивающих 7 показателей эмоциональных состояний.

Каждому баллу эмоционального состояния соответствует опре­деленный набор показателей их содержания [36].

Способность к сопереживанию - эмпатия - отчасти социально обусловленная, отчасти генетически предопределенная черта лич­ности. Для ее измерения используется опросник А. Меграбяна, состоящий из 83 вопросов. Степень согласия с каждым вопросом-утверждением оценивается испытуемым в регистрационном блан­ке по 9-балльной шкале (от - 4 до +4 с шагом в 1 балл).

Опросник позволяет измерить следующие компоненты эмпатии:

эмпатическую тенденцию, способность к сопереживанию, впе­чатлительность (Э);

тенденцию к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки (П);

сенситивность к отвержению, соответственно способность к воз­никновению адекватного чувства вины, восприимчивость к крити­ке в свой адрес (СО).

Известны шкалы для определения тревоги (Спилберг, Тейлор), депрессии, невропатизации личности и т. п.

Насилие как социально-психологическое явление имеет разные формы выражения, в том числе и на личностном уровне. В част­ности, оно выражается в агрессии.

Под агрессивностью понимают свойство личности, характери­зующееся наличием деструктивных тенденций, как правило, в об­ласти конфликтных отношений.

Выделяют два типа агрессивных проявлений:

а) мотивационная агрессия как самоценность;

б) инструментальная - как средство.

Наиболее часто для диагностики агрессии используют опросник Басса-Дарки, состоящий из 76 утверждений. Его авторы выдели­ли следующие виды реакций:

1) физическую агрессию - использование физической силы про­тив другого мира;

2) косвенную агрессию - окольным путем направленную на дру­гое лицо;

3) раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

4) негативизм - оппозиционную манеру поведения (от пассив­ного сопротивления до активной борьбы);

5) обиду - зависть и ненависть к окружающим за действитель­ные и вымышленные действия;

6) подозрительность - от недоверия до обвинения в том, что другие люди планируют совершение вреда;

7) вербальную агрессию - выражение негативных чувств через словесные реакции (крик, визг, проклятия, угрозы);

8) чувство вины - возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком [28].

Для диагностики агрессии используются проективные техники.

Основным понятием в методике Сонди является понятие влече­ния, коренным образом определяющее поступки и поведение че­ловека, его стремления, потребности.

Физиологической и физической базой теории Сонди является генная теория. Исходя из того факта, что каждая потребность может определяться «своим» геном, он выделил 5 критериев для своей методики.

1. Специфическая генная обусловленность влечений, существо­вание специфических генов влечений, которые функционируют как специфические источники энергии импульсивных стремлений и потребностей. Каждый ген имеет множественные вариации для своего проявления - от низших до сублимированных, но руково­димые со стороны личности,

2. Полярность импульсивных стремлений и импульсивных по­требностей, т.е. влечения базируются на антагонистических парах потребностей, а потребности - на антагонистических парах на­следственно заданных стремлений. Одна часть этих стремлений имеет негуманную, другая - гуманную природу.

3. Напор (напряжение) влечений, величина которого зависит от величины тех генов, которые наследственно обусловливают по­требность или влечение.

4. Физиологический и патопсихологический критерий влечений (физиологический обнаруживается у всех индивидов, патопсихо­логический характеризует экстремальность влечения). Поэтому психического больного можно определить как личность с патоло­гией влечения. Распад и перестройка «Я» - особые формы защит­ных механизмов, посредством которых человек защищается от опасных импульсивных потребностей.

Систему влечений нужно строить из пар антагонистических вле­чений, которые, с одной стороны, имеются у каждого индивида, с другой - точно согласуются с кругом патопсихологических,

т.е. психиатрических наследственных, явлений. Поэтому и здоровые личности являются проводниками, носящими в ординарной дозе гены влечений, которые в двойной дозе проявляются как патология.

Сонди выделяет 4 типа наследственных психических заболева­ний:

1) шизоморфный (Sсh) - кататония и параноиды;

2) циркулярный (С) - мании и депрессии;

3) пароксизмальный (Р), или эпилептиформный;

4) патология сексуальных влечений (S) - гермафродизм, гомо­сексуализм, садизм, мазохизм.

5. Самостоятельное наследование: импульсивная потребность, о которой может идти речь, наследуется самостоятельно.

Четырем типам наследственных психических заболеваний соот­ветствуют четыре вектора влечений:

1) S-вектор: сексуальное влечение;

2) Р-вектор: пароксизмальное влечение, или влечение к внезап­ности своих поступков;

3) Sch-вектор: «Я»-влечение;

4) С-вектор: влечение к контакту.

Каждый вектор имеет по две потребности, они же образуют круги наследственной психопатологии:

1) сексуальной патологии: гермафродизм и гомосексуальность, садизм;

2) пароксизмальной патологии: эпилепсия, истерия;

3) шизоморфной патологии: кататоническая шизофрения, па­раноидная шизофрения;

4) циркулярной патологии: депрессия, мания [27]. Диагностировать кризисные состояния личности можно при

условии организации телефона доверия. Принципы организации и порядок работы телефона доверия раскрыты в «Рабочей книге школьного психолога» (под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1991. -С. 216-234).

Таким образом, можно сделать вывод, что для изучения каждой из социально-психологических характеристик личности существует адекватная диагностическая методика. Это важно и для организа­ции обучения специалистов из числа социальных психологов, и для их профессиональной деятельности в повседневной практике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.