Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика социально-психологической компетентности личности






Социально-психологическая компетентность личности означает ее осведомленность о социально-психологических явлениях, комму­никации, познании и интеракции (влиянии).

Основу ее составляют научные картины мира.

Социально-психологическая компетентность складывается из: коммуникативной; перцептивной; интерактивной компетентности.

Для измерения социально-психологической компетентности личности используются разнообразные методики. К сожалению, далеко не все из них теоретически валидны.

Методика (КОС-1) предназначена для выявления коммуникатив­ных и организаторских склонностей личности (умение четко и бы­стро устанавливать деловые и личные контакты, влиять на людей).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обсле­дуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время для ответов на вопросы не должно превысить 10-15 мин.

Имеется масса популярных, нестандартизированных тестов, на­пример: «Общение», «Уровень коммуникабельности», «Умение слу­шать», «Умение излагать свои мысли» и т.д. Они предназначены для изучения коммуникативной компетентности. Но в научных це­лях данные методики неприменимы. Исключение составляет экс­пресс-тест на самоконтроль в общении или тесты М. Снайдера. Данная методика позволяет оценить, в какой степени человек конт­ролирует себя в общении с другими людьми [30].

Тест «социально-коммуникативная компетентность» содержит семь шкал:

-шкала № 1 - социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);

- шкала № 2 - нетерпимость к неопределенности (21 вопрос); - шкала № 3 - чрезмерное стремление к конформности (15 во­просов);

- повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов);

- ориентация на избегание неудач (28 вопросов);

- фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).

Трудно согласиться с теоретической валидностью данного тес­та. Но некоторые шкалы все же «работают» на изучение комму­никативной компетентности («итеф-центр»).

Одной из составляющих социально-психологической компе­тентности личности является наблюдательность.

Психологическая наблюдательность - профессионально важ­ное личностное качество в деятельности и относится к достаточно эффективным и доступным способам познания людей, участвую-

щих в совместной деятельности, которая обеспечивает человеку получение определенной информации с целью управления кон­кретной производственной системой.

Структура и содержание психологической наблюдательности включают следующие компоненты: перцептивный, имеющий в своем основании сенсорно-перцептивную организацию личности; когнитивный, определяющий особенности мышления, памяти и когнитивного стиля личности в осуществлении процесса психоло­гического наблюдения; рефлексивный - как осознание себя и осо­бенностей своего взаимодействия с другими; эмпатийный, обобща­ющий аффективно-когнитивные способы взаимопонимания людь­ми друг друга: идентификацию, децентрацию и эмпатию; мотива-ционный, определяющий содержательную избирательность психо­логической наблюдательности и осознанную установку на наблю­дение за поведением окружающих человека людей; прогностиче­ский, позволяющий предвосхищать поведение партнеров по обще­нию и развитие ситуации взаимодействия в целом.

Для диагностики психологической наблюдательности применя­ют следующие методики: «Поведенческий портрет»; «Список лич­ностных черт» (А. М. Эткинд); «Рисунок эмоций» (В. А. Лабунская); «Диагностические игры»; «Экспертный опрос».

Именно профессиональной наблюдательности должны обу­чаться практические психологи, чтобы не только диагностировать на основе разработки программ и с помощью громоздких мето­дик, но и быстро и качественно осуществлять психологическое портретирование с использованием экспресс-методик и симпто­матики.

Кроме того, выделяют аутопсихологическую компетентность, которая складывается из умений, направленных на самодиагно­стику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффек­тивную работу с информацией, психолингвистическую компетент­ность, и характеризуется адекватным самооцениванием и стрем­лением к профессиональному росту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.