Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И отношений






Определенная связь отмечается между смысловой сферой и ког­нитивными, а также «Я-характеристиками» личности.

Наиболее интегральной характеристикой когнитивной сферы личности является «Я-концепция», т. е. зеркальное «Я».

«Я-концепция» формируется под влиянием различных факто­ров. Особенно важную роль при этом играет общение со значи­мыми другими, которые в принципе и определяют представление человека о самом себе.

Различают «Я» наличное, «Я» желаемое, «Я» представляемое.

В середине XX в. возник целый класс теорий когнитивного соот­ветствия. Их основная идея в том, что когнитивная структура не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же обна­руживается дисбаланс, немедленно возникает тенденция изменить это состояние и восстановить внутреннее соответствие.

Изучая восприятие человеком социальных объектов, ученые вышли на проблему баланса. Они заметили, что люди восприни­мают эти объекты как нечто целое, и именно по отношению к

целому возникают определенные чувства. При этом важно, чтобы отношение к целому и чувства не противоречили друг другу.

В модели сбалансированного восприятия выделяются целост­ности РОХ: Ρ - личность субъекта; О - другой человек; X - любой объект.

Одна из важнейших в истории социальной психологии - тео­рия когнитивного диссонанса Л. Фесталгера, которая фиксирует внимание на случаях нарушения соответствия.

Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, основой которого стано­вится потребность в самоактуализации.

Существуют нестандартизированные самоотчеты, характеризу­ющие отношение испытуемого к самому себе в различных сферах. Примером нестандартизированного самоотчета является тест «Кто я?».

Испытуемого просят в течение 12 мин дать 20 различных отве­тов на вопрос «Кто я?». Ответы даются спонтанно, непоследова­тельно, а затем обрабатываются с помощью контент-анализа.

Самоотношение понимается как выражение смысла «Я» для личности (В.В. Столин). Для измерения самоотношения отобра­но 9 измерений (модальностей), которые наиболее существенно характеризуют самоотношение в адрес «Я»: 1) осознанность «Я»; 2) самоуважение и уверенность в себе; 3) саморуководство и по­следовательность «Я»; 4) ожидаемое отношение других; 5) без­условное самоприятие; 6) переживание ценностей собственной личности; 7) чувство привязанности к своему «Я»; 8) непонима­ние себя, переживание конфликтности «Я»; 9) чувство самообви­нения.

Испытуемому предъявляется тестовый буклет и бланк ответов, где значатся два варианта ответов: «согласен» - «не согласен».

Люди различаются между собой по тому, как и где они локали­зуют контроль. Существует два типа такой локализации: интераль-ный (внутренний) и экстернальный (внешний). Имеется связь между данными свойствами личности и характеристиками «Я».

Для исследования локуса контроля применяется шкала Дж. Рот-тера или метод исследования уровня субъективного контроля (по­следний является вариантом шкалы Дж. Роттера) [18].

Самооценка личности изучается с помощью различных шкал [25], в том числе шкалы личностного дифференциала. Последний позволяет изучить самооценку личности, ее самосознание [18].

Важное значение для изучение не только ментального про­странства, но и когнитивной сферы (впрочем, разделить их можно только условно) личности имеет психологический подход, активно развиваемый В. Ф. Петренко [22]. В этом контексте интерес пред­ставляет методика репертуарных решеток. Важное значение име­ет диагностика уверенности в себе как устойчивого позитивного

отношения личности к собственным навыкам, умениям и способ­ностям (А. Фарелл и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.