Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В первой части подведен итог состоянию социально-психологи­ческой теории, проведен анализ понятий, очерчен круг реальных проблем






В первой части подведен итог состоянию социально-психологи­ческой теории, проведен анализ понятий, очерчен круг реальных проблем, относящихся к предмету социально-психологической тео­рии. Однако будет заблуждением считать, что данным пособием поставлена точка в создании социально-психологической теории. В последующих трудах социальных психологов планка должна быть поднята еще выше.

В пособии наравне с нормальными рассмотрены криминогенные социально-психологические явления. Такой подход вполне законо­мерен. Анализ деформаций социально-психологических явлений по­зволяет полнее и глубже понять и познать их и на этой основе при­нимать решения по преодолению деформаций, по обеспечению ду­ховного, культурного, психического роста личности и общностей.

В отечественной научной и публицистической литературе марк­систская точка зрения относительно общественного развития была до недавнего времени господствующей. Ее сущность составляло учение о том, что в основе развития общества лежит определенная совокупность производственных отношений и производительных сил. По существу это был главный социологический закон. При этом классовая борьба рассматривалась в качестве движущей силы развития общества. Считалось, что разрешить противоречие между производственными отношениями и производительными силами можно только путем классовой борьбы, революционным способом.

Конечно, согласиться с таким объяснением развития общества нельзя. Прежде всего несогласие вызывает некорректное употреб­ление терминов. На самом деле следует говорить не о классовой структуре, а о стратификации общества, не о формировании, а о развитии и трансформации этого развития в саморазвитие лично­сти, и т.д. Но главное не только в терминологических нюансах, а гораздо глубже - в смещении акцентов. За разными терминами стоят и различные теоретические подходы.

В марксизме имеет место, по существу, мифологический подход к изучению общества. Структура последнего не может быть све­дена только к рабочим, крестьянам и интеллигенции. Когда же речь идет о стратификации, это реальный, научный подход. То же самое можно сказать о различиях между понятиями «формирование» и «рост» личности. Формирование предполагает пассивность лично­сти, а рост - ее активность, работу над своим совершенствованием. Таким образом, налицо не только терминологическая, но и концеп­туальная разница, т. е. различные подходы к объяснению развития личности.

Деидеологизация науки способствовала тому, что в отечествен­ную науку пришли теории, которые ранее рассматривались лишь в критическом плане. «Законодателями мод» в социальной теории

и практике стали научные направления психотерапевтического пла­на, начиная от классического психоанализа, гуманистической пси­хологии К. Роджерса, когнитивистских ориентаций и кончая самы­ми современными теориями «Я». Данные теории привнесли в оте­чественную психологию гуманистический дух, оригинальные под­ходы к объяснению развития личности.

Однако сегодня при реализации этих теорий, оказании населению психологической помощи нередко проявляется некомпетентность. Вызывает озабоченность и то, что под эгидой психологии различ­ные проповедники и миссионеры протаскивают сомнительные ре­лигиозные идеи. Среди теорий общественного развития прочное место занимает теория стадиального развития, конвергенции. Разу­меется, ее сторонники пытаются преодолеть однобокость и вульгар­ность, присущие догматически применявшемуся многими психоло­гами марксистскому подходу. Не умаляя достоинств и возможно­стей данной теории, нельзя не заметить, что она также не лишена схематизма и даже утопичности, во всяком случае - абстрактности.

К примеру, социальные конфликты (политические, экономиче­ские и др.) невозможно разрешить при помощи одной только ин­дивидуальной психотерапии. Однако это пытаются делать. Необ­ходимо преодолеть механическое противопоставление подходов, связанных с теориями развития личности и общностей психотера­певтического плана, подходам, опирающимся на социологические взгляды о развитии общества. Следует стать на реалистические по­зиции и отказаться от социальной утопии. Адекватное объяснение развития личности и общностей и их функционирования возможно лишь на основе глубокой интеграции всего позитивного, содержа­щегося в различных теориях, не исключая марксизм.

Наиболее приемлем последовательно проводимый, строго сис­темный подход, который дает возможность избежать конфронта­ции между названными подходами. Используя его, можно вычле­нять те социально-психологические явления и объективные фак­торы, от которых они зависят, тормозящие действительное разви­тие личности и общностей, и намечать пути их преодоления.

Достижению вершины развития личности и общностей мешают их деформации. Поэтому встает вопрос о природе и причинной обусловленности данного явления. Эти знания позволят разблоки­ровать развитие личности и общностей, понять закономерности и механизмы, которые связывают в единое целое процессы их разви­тия и, конечно, саморазвития. Наряду с другими мерами успеш­ность преодоления деформаций социальных отношений зависит от повышения социально-психологической компетентности как представителей властных структур, так и всего общества.

Часть II

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время стало очевидно, что ни в различных областях социальной практики (политике, экономике и т.д.), ни в процессе подготовки психологов, социальных работников, политологов, со­циологов нельзя обойтись без прикладной социальной психологии.

Прикладная социальная психология имеет двоякое назначение:

- во-первых, она предназначена для овладения студентами на­выками социально-психологической диагностики, консультиро­вания и психотехнологий и является своего рода практикумом;

- во-вторых, она служит руководством к действию для практи­ческих социальных психологов.

Развитие прикладной социальной психологии в нашей стране не случайно. Дело в том, что в период кризиса, когда сокращается финансирование фундаментальной науки, ученые обращаются к рыночным источникам - договорной практике. 90-е годы для оте­чественной социальной психологии стали в этом смысле поворот­ными, требующими решительной переоценки сложившихся цен­ностей, норм и принципов профессиональной деятельности, ме­тодов научного исследования. На коммерческие рельсы переходят институты, университеты и исследовательские центры.

Стали популярными изучение общественного мнения, консуль­тирование политиков, проведение тренингов, имиджмейкерство и другие многочисленные психотехнологии.

Однако зачастую делается все это непрофессионально, специали­стами, не обладающими специальной социально-психологической подготовкой. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, бум, связанный с социальным заказом и применением социальной психологии на практике, с другой стороны, низкое качество резуль­татов социально-психологических исследований и консультаций.

Преодолеть это противоречие - одна из главных задач при­кладной социальной психологии.

Надо сказать, что вторая часть учебного пособия, посвященная прикладной социальной психологии, создается не на голом месте.

Достаточно вспомнить работы Г.М.Андреевой, в частности ее известные лекции по методике конкретных социальных исследо­ваний (М., 1972); книгу Е.С.Кузьмина и В.С.Семенова о методах

социальной психологии (Л., 1977), а также учебные пособия со­циолога В. А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы» (М., 1987) и «Рабочую книгу социолога», из­данную в 1976 г.

Есть конкретное социально-психологическое явление. Есть ме­тоды и методики, с помощью которых можно изучить данное явле­ние. Вот это и обязан знать практический психолог. Он не должен напоминать рыбака, который наугад ловит рыбу: какая попадется в сети, такую и ловит, любую, маленькую или большую. Опытный рыбак ловит определенной сетью определенную рыбу. Практиче­ский психолог должен поступать точно так же. Только вместо се­тей и рыбы он имеет дело с более сложными вещами и явлениями.

Что касается социально-психологической диагностики, то здесь следует исходить из самого явления, при этом лишь доскональное знание природы изучаемого социально-психологического явления позволяет, в конце концов, подыскать или создать адекватную методику.

Однако непрофессионалы в области социальной психологии идут другим, сугубо эмпирическим, путем, игнорируя теорию изучаемого явления. Они рассуждают примерно так: «Главное -иметь методики. Запустив их, можно собрать эмпирический мате­риал, в результате что-то и получится». Такой горе-социальный психолог «вооружен и очень опасен».

Чтобы подобного не наблюдалось, нужна подготовка специа­листов, которая возможна лишь при наличии соответствующей ли­тературы по социально-психологической диагностике. Еще меньше повезло социально-психологическому консультированию и психо­технике воздействия. Литература по этим вопросам крайне скудная. Впрочем, сейчас этот пробел интенсивно восполняется. Имеются в виду работы по семейному, политическому, организационному консультированию. Что касается социальных психотехнологий, то по этой проблематике издана многочисленная, в основном пере­водная зарубежная литература и вместе с тем публикации отечест­венных авторов.

Однако до сих пор не был подготовлен и издан учебник по при­кладной социальной психологии, который бы объединял и диаг­ностику, и консультирование, и психотехнику воздействия [2]. Коллектив авторов взял на себя ответственность за подготовку такого рода издания. При этом мы полностью отдаем себе отчет в сложности и риске предпринятого шага.

Сложность и риск связаны с отсутствием единой теории, объ­единяющей диагностику, консультирование и психотехнику воз­действия.

В настоящее время проблемы в области прикладной социальной психологии так и не преодолены. Главная причина - не создана сравнительная прикладная социальная психология. Дело в том,

что использование зарубежных методик без их адаптации (эколо­гической и концептуальной валидизации) приводит к серьезным ошибкам, видимости объективности данных.

Не изжито со стороны прикладников стремление всячески уго­дить власти. Особенно перед выборами. В частности, наиболее ярко это проявилось в недалеком прошлом при изучении общественного мнения о рейтинге политических партий и лидеров. Полученные данные далеко расходились с реальными. Вместо науки получилась пропаганда. Это связано не только с политической ангажированно­стью, некомпетентностью социологов и социальных психологов, но и с нарушением профессиональной этики, нечистоплотностью.

Западная прикладная социальная психология также находится в кризисном состоянии. Но этот кризис другого порядка. Он вы­зван иными причинами, которые полезно знать, чтобы учиться на чужих ошибках и не делать своих.

В своей основе вторая часть учебного пособия, посвященная прикладной социальной психологии, носит авторизированный ха­рактер, так как построена на едином концептуальном подходе к рас­крытию основных проблем прикладной социальной психологии.

Авторы старались дать не фрагментарные, «лоскутные» знания, а целостное, системное представление о прикладной социальной психологии. При этом особый акцент делали на отработке теоре­тических основ прикладной социальной психологии. Дело в том, что именно в этом видится реальная возможность преодоления кризиса в области социально-психологической диагностики, кон­сультирования и психотехники воздействия.

Структура второй части учебного пособия включает в себя та­кие основные разделы, как:

- социально-психологическая диагностика конкретных явлений;

- социально-психологическое консультирование в различных сферах;

- психотехника воздействия.

Материалы о социально-психологической диагностики раскры­ваются по следующей схеме:

1. Операционное определение социально-психологического яв­ления.

2. Индикаторы (показатели) данного явления.

3. Аннотированное изложение психодиагностических методик, пригодных для изучения рассматриваемого социально-психологи­ческого явления, краткая характеристика методик (надежность, валидность, устойчивость, выборка, авторство и пр.).

Авторский коллектив признателен всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания. Особую признательность ав­торский коллектив выражает О. В. Васиной, осуществившей ком­пьютерный набор текста учебного пособия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.