Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология пропаганды






Под пропагандой в широком смысле понимается деятельность по распространению каких-либо знаний, оценочных суждений, убеж­дений с целью их внедрения в сознание людей. В этом плане можно говорить о пропаганде правовых, экологических, культурных зна­ний. Однако пропаганда в узком и наиболее часто употребляемом смысле - это распространение и внедрение в сознание различных слоев населения прежде всего идеологических, политических зна­ний и убеждений для формирования определенной идеологии.

В настоящее время, когда, по существу, произошла деидеологи-зация общества и существует свобода слова, вопрос о пропаганде как будто бы отпадает. Тем не менее, пока существуют государст­во, различные политические партии, пропаганда есть и будет.

Рассматривая общество как систему, а социальные институты, осуществляющие информационно-пропагандистскую деятельность,

как его подсистему, пропаганду можно определить как информа-ционно-коммуникативую деятельность одних субъектов социаль­ных отношений (пропагандиста, коммуникатора), направленную на внедрение и закрепление определенных социальных ценностей, идеалов, установок, стереотипов у других субъектов социальных отношений (аудитории).

Психология пропаганды, с одной стороны, выявляет определен­ные психологические и социально-психологические закономерно­сти информационно-пропагандистской деятельности и тем самым обогащает теорию социальной психологии, с другой - на основе выявляемых закономерностей разрабатывает практические реко­мендации, направленные на повышение эффективности пропа­ганды.

Среди различных направлений пропаганды (экономическое, правовое, культурное, медицинское и т. п.) наиболее сложной явля­ется политическая пропаганда. Это обусловлено тем, что согласно природе политической борьбы различных социальных групп, сло­ев, классов, обладающих разными мировоззрениями, политически­ми взглядами, собственно политическая пропаганда обязательно должна дополняться контрпропагандистской деятельностью. По­следняя направлена на разрушение в сознании людей определен­ных политических ценностей, установок, переориентацию их на те политические ценности, установки, которые проповедуют пропа­гандисты и социальные институты, осуществляющие пропаганду. Не случайно психология пропаганды, равно как и политическая психология, стала наиболее интенсивно развиваться перед Второй мировой войной, когда обострились отношения между различ­ными идеологиями (буржуазно-демократической, фашистской, коммунистической и др.) и общественно-политическими блоками. Максимального развития как в теоретическом, так и в практиче­ском аспектах психология пропаганды достигла в ходе Второй мировой войны и в послевоенное время (так называемый период холодной войны).

Одним из первых психологов, заявивших о необходимости ор­ганизованного и научного использования психологии в пропа­ганде, был немецкий социальный психолог В. Меде. Его идеи бы­ли подхвачены многими исследователями во всех развитых стра­нах мира, и прежде всего в США.

Наибольшее внимание американские психологи уделяли про­блеме социальных установок и оценок (аттитюдов). В качестве одной из первых обобщающих работ, в которых предпринята по­пытка выделения проблем психологии пропаганды в особую об­ласть, можно назвать статью американского психолога У. Байдла. Более широкие обобщения осуществил в своих работах другой американский психолог, один из наиболее известных специалистов в теории пропаганды - Л. У. Дууб. Среди основных направлений в

теории и практике психологии пропаганды он отмечал психоло­гический анализ приемов массового воздействия с помощью про­паганды, восприятия содержания пропаганды, личности пропа­гандиста и др. По сути дела, Л.У.Дууба можно считать создате­лем первого учебника по психологии пропаганды. В дальнейшем предмет психологии пропаганды продолжал расширяться и при­обрел определенное завершение в классической формуле Г. Лас-суэлла: «Кто передает пропагандистское сообщение, Кому, Что, в Каких условиях и с Каким эффектом».

Сразу после войны стали появляться многочисленные публи­кации таких известных в настоящее время психологов, социоло­гов, теоретиков пропаганды, как С.Ховленд, П. Ф. Лазарсфельд, Л. У. Дууб, Г. Лассуэлл и др.

Наряду с американцами, сыгравшими на первом этапе станов­ления психологии пропаганды особенно заметную роль, разра­боткой данной проблематики занимались и психологи других стран. В частности, в немецкой литературе была предпринята по­пытка анализа психологических проблем пропаганды с помощью средств массовой информации. Например, Г. Малетцке изучал деятельность коммуникатора в процессах составления и передачи пропагандистского сообщения с помощью СМИ, а также его роль в интерпретации этого сообщения. Аналогичную попытку пред­принял итальянский психолог С. Галло.

Если в американской психологии пропаганды доминировали проблемы инструментального характера (измерение социальных установок, анализ систем аргументации пропагандистских сооб­щений, условия и способы формулирования выводов, влияние эмоциональных состояний на восприятие пропагандистских со­общений и т.д.), то в советской психологии публикации на эту тему можно подразделить на преимущественно идеологизирован­ные и эмпирические с идеологической «оболочкой». Причем пер­вые работы тысячекратно превосходили по количеству вторые. Такое соотношение объясняется тем, что политическое руковод­ство СССР весьма подозрительно относилось к психологическим и социологическим эмпирическим исследованиям. В условиях мо­нополизма в духовной сфере коммунистической идеологии прак­тически все публикации по психологии пропаганды носили ярко идеологизированный характер. Как правило, буржуазная пропа­ганда в этих публикациях называлась лживой, ненаучной, мани­пулирующей сознанием масс, а социалистическая - правдивой, научной, убеждающей в правоте пропагандируемых идей, соци­альных ценностей [4]. Такого рода публикации существовали поч­ти до конца 80-х годов, даже в условиях начавшейся перестройки, в том числе и в идеологической сфере. «Пик» таких публикаций приходится на середину 80-х годов [2, 6], после чего их число резко уменьшилось.

Публикации, в которых за традиционной идеологической обо­лочкой можно было обнаружить действительно научный, объек­тивный анализ проблем пропаганды на психологическом, соци­ально-психологическом и социологическом уровнях, начали по­являться у нас со времен «хрущевской оттепели». С трудом они пробивали себе дорогу в так называемые «застойные годы», но в период перестройки их число сразу возросло. Появились работы Ю. А. Шерковина, Б. А. Грушина, Т. М. Дридзе, В. С. Комаровского, А. А. Коробейникова и др.

Тем не менее идеологическое противоборство двух обществен­но-политических систем, научный психологический анализ пропа­ганды (как с той, так и с другой стороны) позволили выявить оп­ределенные закономерности в этом виде духовной деятельности.

К основным проблемам психологической пропаганды, нуждаю­щимся как в теоретическом, так и в прикладном, эмпирическом исследовании, относятся:

- психологический анализ личности пропагандиста;

-психологический анализ содержания пропагандистских со­общений (их идеологическая направленность, степень соответст­вия излагаемых фактов реальной действительности и т. п.);

- психологическая характеристика реципиентов (аудитории), их установки, ценностные ориентации и т. п.;

- общий психологический анализ различных типов пропаган­дистского воздействия и средств пропаганды;

-психологический анализ приемов и способов пропагандист­ского воздействия;

- психологический анализ восприятия реципиентами пропа­гандистских сообщений;

- общий психологический анализ взаимодействия всех элемен­тов коммуникативной системы с пропагандистскими сообщения­ми, проблемы эффективности пропагандистской деятельности.

Рассмотрим последовательно эти психологические проблемы пропаганды.

Психологический анализ личности пропагандиста предполагает, в частности, разработку модели его личности, в которой бы учиты­вались характеристики, существенно влияющие на контакт между коммуникатором и реципиентом. Разработка модели могла бы облегчить подбор пропагандистов, оказать влияние на создание правильной программы их подготовки. К таким важным характе­ристикам и свойствам личности пропагандиста относятся его внешний вид, мимика и жестикуляция, черты характера, эруди­ция, подготовленность и т. д.

Содержание пропагандистских сообщений можно подразделить на фактологическую информацию (сообщения о реальных собы­тиях, фактах социальной действительности), оценочную, дающую оценки сообщаемым фактам, и комментаторско-аналитическую,

которая помимо таких оценок содержит сведения о связи фактов с другими событиями и т. д.

В пропагандистских сообщениях, как правило, преобладают оценочные и комментаторские материалы, несущие основную идео­логическую нагрузку. Однако влияние определенных закономер­ностей восприятия фактологической и оценочной информации, особенно в условиях конкуренции противостоящих друг другу пропагандистских систем, привело к тому, что в последние деся­тилетия в пропаганде стала заметной тенденция к увеличению объема фактологической информации. Цель ее - склонить, при­вести реципиента к таким «самостоятельным» оценками и выво­дам, которые бы отвечали намерениям пропагандиста. Подача же оценочной информации самим пропагандистом порой может встречать определенное сопротивление аудитории.

Пропагандистские материалы достигают более высокого эф­фекта тогда, когда коммуникатор-пропагандист хорошо знает психологические и социально-психологические особенности ре­ципиентов (аудитории) - пол, возраст, образовательный уровень, социальные ценности и установки, стереотипы, обычаи и тради­ции. Эффективность пропаганды зависит также от средств, прие­мов и методов ее проведения. Каждое средство пропаганды - на­глядная агитация, устная пропаганда, СМИП (средства массовой информации и пропаганды) - имеет свои закономерности функ­ционирования, в том числе и в психологическом плане. Известно, например, что в наглядной агитации наибольшего эффекта дости­гают яркие, образные материалы с кратким, лаконичным, а порой и остроумным текстом. Однако, чтобы добиться такого эффекта, необходимо соблюдать определенные принципы, в частности привлечение внимания (формой, цветом, экспозицией и т.п.), соз­дание цветового пятна, ритмического сочетания элементов, кон­трастного сочетания цветов, подчеркивание одного из элементов и т. д. [3].

Устная пропаганда, представляющая собой непосредственный контакт между коммуникатором-пропагандистом и реципиента­ми, тоже имеет свои психологические закономерности, соблюде­ние которых повышает ее эффективность. Несмотря на многооб­разие форм устной пропаганды (доклад, выступление, лекция, от­чет, беседа, дискуссия и т.д.), на структуру сообщения и коммуни­кации влияют две основные группы факторов: 1) способ и форма выступления (особенности языка, форма произнесения); 2) лично­стные особенности коммуникатора. К свойствам языка, обуслов­ливающим успешность устного выступления, относятся правиль­ность, коммуникативность (понятность), наличие эмоциональных элементов, рациональность аргументации (извлечение выводов, очередность при изложении аргументов) [8]. Например, для эффек­тивности устного пропагандистского сообщения важно соблю-

дать «принцип первенства», согласно которому аргументы, изла­гаемые в первую очередь, запоминаются быстрее и прочнее, чем последующие. Большую роль в устной пропаганде играет и форма преподнесения сообщения, под которой понимается совокупность факторов, связанных с напряжением голоса, интонацией, эмоцио­нальностью, дополнительным поведением в виде мимики, жестов и т.п. Совокупность этих элементов воздействует на реципиентов независимо от произносимого текста.

Однако по возможности одновременного воздействия на боль­шие, рассредоточенные в пространстве массы населения СМИП (печать, радио и телевидение) намного превосходят наглядную агитацию и устную пропаганду. Особенно это касается телеви­дения. Сочетанием звукового, видового, динамичного ряда теле­информация создает эффект причастности аудитории к событиям, происходящим за сотни, тысячи километров от нее, что, несомнен­но, повышает и эффективность пропагандистских сообщений. Одновременно это позволяет манипулировать сознанием масс. Так, из пропагандистских соображений тщательно режиссируют­ся и отбираются телематериалы, «работающие» на цель той или иной пропагандистской кампании. Прежде всего это относится к политической рекламе, средства которой во многом заимствова­ны у рекламы коммерческой. Современная пропаганда, которая ведется с помощью телевидения и других средств массовой ин­формации, строится в основном на апелляции к эмоциям и чувст­вам аудитории с опорой на бессознательное. Соответственно ког­нитивный, рациональный компонент убеждающего воздействия все больше игнорируется. Отсюда пропагандистские кампании по выборам кандидатов во властные структуры все чаще превраща­ются в эстрадные шоу.

В конечном счете вся пропагандистская деятельность направ­лена на то, чтобы изменить у реципиентов установки в желаемом для пропагандиста направлении (или закрепить сформировавшиеся ранее установки, совпадающие с намерениями пропагандиста). Изменение установок происходит тем успешнее, чем больше ука­занная мысль будет соответствовать имеющимся у данного челове­ка потребностям и мотивам. Вероятность этих изменений воз­растает, если содержание воспринятой информации соответствует нормам группового поведения; источник информации достаточно добросовестен и компетентен; передача информации удовлетво­ряет формальным требованиям, предъявляемым к структуре и способу аргументации. Наконец, изменение установок будет бо­лее устойчивым тогда, когда окружающая человека действитель­ность подтверждает содержание воспринятой информации [3].

Последнее обстоятельство ставит определенные пределы, каза­лось бы, неограниченным возможностям манипулирования созна­нием масс с помощью современных средств массовой информации

и пропаганды. Непосредственный контакт реципиентов с соци­альной действительностью без помощи пропагандистских аппа­ратов формирует соответствующие установки. Однако область социальной действительности, определяющая установки аудито­рии в современном мире, гораздо шире области непосредственно­го общения, окружения этой аудитории. Остальную информацию она черпает все же из средств массовой информации и пропаганды. При наличии монополизма на эти средства какой-либо одной из политических сил возникает угроза манипулирования массовым сознанием. Но политический плюрализм, политическая борьба между различными партиями и движениями, обладающими свои­ми средствами массовой информации, позволяют надеяться, что последнее слово в политической ориентации под воздействием пропагандистских сообщений различных субъектов пропаганды останется все же за аудиторией.

Литература

1. Басин Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против. -М., 1973.

2. Белащенко Т.К. Психологическая война - оружие империализма. - М., 1986.

3. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981.

4. Гуревич П. С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обосно­вания. -М, 1978.

5. Гэлбрейт Д. Жизнь в наше время. - М., 1986.

6. Иванов A.A. «Психологическая война» империализма против освобо­дившихся стран. - М., 1986.

7. Идеологическая работа и социальное творчество масс / Под ред. В.С.Ко-маровского, А.А.Коробейникова. - М., 1989.

8. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1978.

9. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

10. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.

11. Сухов А.Н. Конфликты в первичных коллективах осужденных. - Ря­зань, 1979.

12. Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. -М., 1973.

13. Феофанов O.A. США: реклама и общество. - М., 1974.

14. Шерковин Ю.А. Социальная психология и пропаганда: Проблемы со­циальной психологии и пропаганды. - М., 1971.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.