Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасная власть






С научной точки зрения власть - многофункциональное, мно­гомерное, многоуровневое социальное явление. Иначе говоря, власть - социальный институт.

Как социальный институт в различных типах государств власть выполняет разнообразные функции: при тоталитарном режиме -одни, при демократическом - другие.

Власть - это способность и возможность оказывать определен­ное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действую­щее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т.д.).

Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимо­влияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество -это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно - власть. Власть рож­дается с самим общественным процессом, являясь одним из необ­ходимых условий его функционирования. Власть есть сила на­правляющая, но в то же время она сама порождается обществен­ными силами.

В основе разделения властей в демократическом государстве -невозможность осуществления власти из единого центра, единым властвующим субъектом. Разделение власти возможно по верти­кали и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти между различными уровнями государственного управле­ния: общенациональным (или центральным) и местным. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена кон­ституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует, то такая система власти называется унитарной.

Горизонтальное разделение власти строится между структура­ми какой-либо системы управления одного уровня.

Если говорить о власти как о нормальном социальном институ­те, то под этим подразумевается, что основной его функцией яв­ляется обеспечение прав и свобод личности и в целом националь-

ной безопасности страны. Есть мировые стандарты, правовые кри­терии, определяющие «норму» власти, а именно:

а) разделение функций;

б) выборность;

в) верховенство закона;

г) возможность победившей партии (коалиции, блока) на выборах в условиях многопартийной системы формировать правительство и реализовывать программу, за которую проголосовало большинство;

д) контроль со стороны парламента за исполнением бюджета;

е) обеспечение прав и свобод личности;

ж) наличие легальной оппозиции и др.

Существуют также нравственные, организационно-управленче­ские, социальные, экономические критерии власти, в частности качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.

Однако власть как абсолютно нормальный социальный инсти­тут практически не существует. В условиях социального неравен­ства всегда возникают осложнения, отношения зависимости, при­нуждения, насилия, осуществляемые с помощью сил и средств, подчиненных власти. Впрочем, данное обстоятельство не всегда говорит о деформации власти, так как выполнение ею своих функций зачастую связано с оправданным принуждением.

В строгом смысле деформация власти означает невыполнение относящихся к ее компетенции функций или выполнение дис­функций.

Признаками деформации власти являются:

1. Узурпация, отсутствие выборности, разделения функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на му­ниципальном уровне и прочие обстоятельства аналогичного плана.

2. Наличие двойных стандартов, преследование оппозиции, ина­комыслия, ложь, отсутствие открытости, нарушение прав и свободы личности, необеспечение национальной безопасности, ошибки стра­тегического характера, повлекшие катастрофические последствия.

Деформированная власть покоится на определенном ментали­тете, отсутствии гражданского общества.

Согласно государственной точке зрения в историографии Рос­сийское государство и его идеология играли ведущую роль в раз­витии России.

Сторонники этой школы считают, что государство всегда фор­мировало российское общество, а не наоборот. При этом безраз­лично, что понимать под государством: самодержавие или дикта­туру пролетариата, самодержца или вождя, царя-батюшку или отца народов, князя или секретаря обкома, православие или другую какую-либо идеологию.

Указанное направление также придает большое значение свое­образию российской истории, вплоть до утверждения, что Россия идет своим особым путем развития.

Власти принадлежит основное место среди государственных институтов.

Специфическая природа власти в России (ее бесконтрольность, закрытость, безответственность и т.д.) позволяла ее представите­лям обходиться без политической культуры. В свою очередь, это обстоятельство еще более деформировало институт власти.

Политическая культура складывается в процессе взаимодейст­вия властных институтов с экономическими и другими институ­тами, политики с культурой. Известно, что между ними зачастую возникают конфликты. Даже самое авторитетное правительство не может обойтись без услуг пусть даже специально сформиро­ванного отряда деятелей культуры, способных выполнить властный заказ.

Власть имеет в своем распоряжении госаппарат, суд, полицию, службу безопасности и тюрьмы. Культура же поддерживается че­рез знания, нормы и ценности и действует преимущественно через систему образования, издательства, музеи, средства массовой коммуникации, театры, язык и т.д.

Политические отношения определяются не только соотноше­нием сил или характером социальной структуры, но и сложивши­мися в обществе духовными принципами, представлениями и цен­ностями. В политической деятельности проявляется также взаи­модействие с культурным наследием, в котором общество нахо­дит (или не находит) обоснование современной модели политиче­ского устройства.

Взгляд на политику через призму культуры позволяет лучше по­нять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является цен­ностью, а также каково взаимоотношение между различными цен­ностями, например между властью и собственностью, властью и пре­стижем, властью и религиозной святостью, властью и моралью [5].

К политической культуре относятся те ее элементы (нормы, ценности, знания и смыслы), которые влияют на отношение чле­нов общества к политическим явлениям и реализации политиче­ских акций [4].

Однако не стоит противопоставлять нечистую политику как «средоточие насилия и своеволия, систему господства и подчине­ния» и чистую политику как «средоточие моральных норм и ду­ховных ценностей».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.