Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическое измерение безопасности






Безопасность - одна из характеристик и критериев функциони­рования и развития социальных, экономических, технических, эко­логических и биологических систем. Поэтому анализ системы без­опасности невозможен в отрыве от анализа эффективности разви­тия экономических и социальных систем. Из этого следует, что есть базовые явления социально-экономического и технического порядка, от которых зависит уровень безопасности.

Признаками безопасности социальной системы являются вы­сокая продолжительность, качество жизни населения и т. д. И на­оборот: низкая продолжительность жизни и высокий уровень со­циальной напряженности - симптомы опасного состояния социаль­ной системы. То же самое можно сказать и о экономической систе­ме и соответственно безопасности.

Таким образом, состояние социально-экономической системы является несущей конструкцией, каркасом безопасности. В то же время развитие, «здоровье», нормальное состояние общества и личности является целью социальной безопасности. Социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, це­лей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого и выражается в ряде показателей: качестве, про­должительности жизни, эмиграции, доверии к ней со стороны других государств и т. п.

В настоящее время на смену идеологическому пришло обще­принятое в мировой теории и практике понимание безопасности. Иначе говоря, вместо государственной речь стала идти о нацио­нальной безопасности.

Под национальной безопасностью следует понимать систему мер на разных уровнях и условиях, направленную на предотвра­щение и ликвидацию угроз для устойчивого развития личности, общества, экономики и государства.

Национальная безопасность складывается из внешней и внут­ренней безопасности.

Внешняя безопасность имеет два уровня: общепланетарный (гло­бальный) и межгосударственный. При анализе внешней безопасно­сти важно иметь в виду угрозы экологического, военного, радиаци­онного, эпидемиологического, криминального, природного и куль­турно-нравственного порядка (экспансии).

Внутренняя безопасность предполагает предотвращение угрозы экономического характера, например превращение рынка в крими­нально-монопольный, а также угрозы военного переворота, утечки информации, совершения террористических актов, чрезвычайных происшествий социального, природного, биологического и техни­ческого происхождения, соблюдение конституции и прав человека.

Обеспечение системы национальной безопасности осуществля­ется на разных уровнях: международном, государственном, регио­нальном, организационном и личностном.

В зависимости от источника происхождения можно выделить следующие типы угроз:

- природного порядка (наводнения, землетрясения, бураны, цунами и т.д.);

- эпидемиологические (эпидемии);

- техногенные (катастрофы, взрывы, пожары и т. п.);

- социальные;

- социально-психологические.

Центральными понятиями теории безопасности являются поня­тия «угроза», «опасность», «вред», «ущерб», «риск» и т. д. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы, в других - как нерядоположенные явления.

Опасность есть совокупность условий и факторов, вызываю­щих нарушение нормального функционирования и развития че­ловека или общества.

Процесс воздействия опасности на ту или иную систему имеет определенную структуру. Структура этого процесса совпадает со структурой любого действия. В этой связи могут быть выделены статический и динамический аспекты процесса воздействия опас­ности. Статический аспект включает: источник (субъект) опасно­сти; объект, подвергающийся опасности; средства, которыми ис­точник опасности воздействует на объект опасности. Динамиче­ский аспект включает: цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту; процесс самого воздействия источника опасности на объект; результат этого воздействия.

I. Относительно источника все опасности могут быть класси­фицированы:

- по сферам возникновения;

- скорости развития (нарастания) опасности;

- заряду деструктивности, заложенной в опасности.

II. Относительно объекта опасности все виды опасности могут быть классифицированы:

- по рефлексии; -восприятию;

- степени информированности об опасности;

- способности устранить опасность;

- степени подготовленности к реакции на опасность;

- степени осознания объектом возможных последствий в ре­зультате действия данной опасности;

- степени угрозы объекта;

- изученности объектом угрожающих ему опасностей.

III. Относительно средств действия опасности все опасности могут быть классифицированы:

- по структурной организации;

- возможности противодействия этим средствам.

IV. Относительно цели, имеющейся у источника опасности, все опасности могут быть классифицированы:

- по наличию цели;

- направленности цели;

-количеству объектов, на которые направлено действие ис­точника опасности.

V. Относительно процесса воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы:

- по способу воздействия на объект;

- времени воздействия на объект.

VI. Относительно результата воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы по степени допусти­мого воздействия опасности на объект.

Сложилось так, что эти понятия относятся к центральным по­нятиям теории национальной безопасности.

Однако при этом важно учитывать, что в зависимости от под­хода к толкованию данных дефиниций содержание их будет зна­чительно отличаться. Так, с правовой точки зрения опасность по­нимается по-своему, с психологической - иначе. Короче говоря, есть объективное и субъективное толкование этого явления.

Вместе с тем необходимо определять уровень опасности: высо­кий, средний и низкий. Критериями каждого из этих уровней явля­ется уровень социальной напряженности, конфликтности и т.д.

С социально-психологической точки зрения основу концепции национальной безопасности, и прежде всего международной, меж­государственной, должна составить теория социальных конфлик­тов, в том числе глобальных, геополитических, межгосударствен­ных, региональных, внутриполитических и т. п.

Конфликтологический подход к построению концепции на­циональной безопасности позволяет определить наиболее значи­мые национальные интересы, жизненно важные зоны, угрозы их существованию.

Подобное возможно лишь на основе четких представлений о причинах, динамике конфликтов внутри России, между государст­вами, входящими в СНГ, и о противоречиях глобального характера. Такой подход позволит строить внутреннюю и внешнюю политику России на основе принципа соблюдения национальных интересов.

Конфликтологический подход позволяет объяснить, почему царский режим в России объективно привел к известным октябрь­ским событиям, большевистский - к массовым репрессиям, а про­водимые с 1991 г. реформы - к социальной напряженности. Данный подход также дает возможность прогнозировать эскалацию конф­ликтов, связанных с геополитическими изменениями, обострением борьбы за сырьевые источники (газ, нефть и пр.). В свою очередь, это обстоятельство позволяет определить грамотную военную доктрину, потенциальных противников и создать армию, способ­ную обеспечить внешний контур национальной безопасности.

Иными словами, конфликтологический подход позволяет избе­жать наивного взгляда на развитие межгосударственных отноше­ний в будущем. Проблемы сырья, территорий, народонаселения, ресурсов, экологии обостряют эти отношения. Причины межгосу­дарственных конфликтов из идеологической плоскости перешли в область жизнеобеспечения населения той или иной страны. По­этому нужна адекватная готовность к такого рода событиям. Имен­но с учетом этого нужно проводить реформы армии.

При этом следует иметь в виду, что войны сегодня могут вестись и без применения военной силы, т.е. информационным способом. Попытки внедрения информационного тоталитаризма (экспансио­низма) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с по-

мощью средств массовой информации. При этом речь идет не просто о контроле и учете общественного мнения, но и, главным образом, о массовом манипулировании, создании автоматически конформной личности. Подобный подход прямо противоположен идеям Роджерса, Маслоу, Франкла о личностном развитии, само­актуализации, поиске смысла человеческой жизни.

В связи с этим встает проблема создания информационной без­опасности личности и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она включает в себя не только технические, юридиче­ские средства защиты, но и психологические, например идею не­насилия: отказ от применения насилия в политике, мысль о более гармоничной стратификации общества, эффективном развитии организации, ненасильственном общении и т.п.

Сегодня одна из главных опасностей - разрушение российского менталитета, культуры, психического и нравственного здоровья нации.

Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение высочайшей культуры россий­ского народа, здоровья нации.

Одной из опасностей для психического здоровья нации является воздействие «масс-медиа» - электронный контроль за жизнью, на­строениями, мнением граждан, политических организаций и т.д.

Специальные технические средства нового класса способны не­гативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне, парализовать деятельность всех систем.

Создание концепции национальной безопасности поможет ре­шить проблему нравственного и психического здоровья нации, а также государственного устройства и объединения с бывшими союзными республиками.

Вместе с тем следует отметить, что международную, государст­венную, социальную безопасность можно объяснить, исходя из теории социальных конфликтов; организационную и личностную безопасность вряд ли можно понять без обращения к иным теори­ям, в частности к теории социально-психологической компетент­ности личности.

Безопасность представляет собой совокупность условий и фак­торов, обеспечивающих нормальное функционирование и разви­тие человека и общества. При этом следует выделять высокий, средний и низкий уровни безопасности.

Социально-психологический подход к измерению безопасно­сти предполагает выделение в качестве причин ее возникновения таких явлений, как:

-конфликты;

-деформация социальных отношений, общения, общностей, ин­ститутов и личности;

- организационная культура;

- социально-психологическая компетентность;

- стрессоры, травмы;

- криминальные угрозы.

В настоящее время необходим наиболее тщательный социаль­но-психологический анализ именно криминальных угроз.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.