Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К рыночным отношениям






Значительная часть руководителей всех рангов отечественных предприятий в своем обыденном сознании слово «производство» ассоциируют прежде всего с выпуском продукции, оборудованием, технологическим процессом. При этом на второй план уходят кол­лективы и отдельные работники. Однако любую технику и произ­водственную продукцию проектируют и изготовляют люди, кото­рые трудятся, как правило, в коллективах. А потому знание и ис­пользование их социально-психологических особенностей позволя­ют руководителю существенно повысить эффективность производ­ства без капиталовложений, что особенно важно с экономической точки зрения. Эти особенности изучают в основном две ветви со-

циально-психологической науки - промышленная (индустриаль­ная) социальная психология, которая начала развиваться за рубе­жом с начала XX в., и социальная психология управления, изу­чением которой занимались с 60-х годов. В нашей стране внимание этим отраслям психологии стали уделять в 60-80-х годах нынеш­него столетия.

Характер выпускаемой продукции, технологический процесс и организация производства обусловливают так называемую фор­мальную (официальную) структуру коллектива (например, мастер -бригадиры - рабочие). Она, безусловно, во многом влияет на эф­фективность производства, но не менее важна для жизнедеятель­ности коллектива и его неформальная (неофициальная) структура. Последняя представляет собой совокупность неформальных мик­рогрупп, которые состоят из 2-6 рабочих, объединенных по раз­ным признакам - возрасту, квалификации, симпатии. Значимость микрогруппы на производстве велика: во-первых, она позволяет сплачивать рабочих; во-вторых, микрогруппа имеет общее отно­шение к руководителю (или поддерживает его, или дискредити­рует и т. п.); в-третьих, это отношение можно прогнозировать и управлять им (как и в целом поведением микрогруппы) через ее лидера.

Работник в коллективе вступает в различные виды совместной трудовой деятельности и формы организации труда. Их доста­точно много. Но все они могут быть классифицированы по одно­му основанию: степени взаимной зависимости - от соприсутствия, например, у индивидуально работающих станочников до коорди­нирования процессов совместной работы у бригады на конвейере. Во втором случае индивидуальная работа каждого сказывается на эффективности деятельности всей производственной группы. Уве­личение взаимной зависимости участников создает условия для включения совместимости-сработанности как фактора эффектив­ности деятельности. Различают несколько видов совместимости: психофизиологическую, социально-психологическую и т. п.

Совместимость и сработанность - эти близкие, но неодно­значные понятия характеризуются с двух сторон: как процесс и как результат. Совместимость как результат - это степень удовле­творенности партнеров друг другом (мыслями, чувствами, пове­дением). При рассмотрении совместимости как процесса можно выделить стадии приспособления, «притирки» характеров, потреб­ностей, мотивов поведения. Результат сработанности - эффектив­ность совместной профессиональной деятельности (качество и количество произведенного продукта). Процесс сработанности заключается в согласовании темпоритмической деятельности лю­дей, их навыков работы на конкретных операциях. Одни работ­ники заранее хорошо организуют свою деятельность, но медленно включаются в работу, другие - наоборот.

Итак, основным критерием сработанности является продуктив­ность совместного труда. Дополнительным же критерием может служить величина затраченной энергии партнеров.

Сработанность людей на производстве обладает большей зна­чимостью, чем совместимость. Однако работники - это не только профессионалы, но и личности, каждая из которых имеет кон­кретный характер, темперамент, интеллект, мотивацию. А потому эффективность совместной деятельности - результат не только сработанности, но и совместимости.

Изучение проблемы совместимости-сработанности у нас и за ру­бежом началось с 60-х годов. Тогда с целью оптимального комп­лектования групп Ф.Д.Горбовым и его сотрудниками была предло­жена так называемая гомеостатическая методика [3]. Гомеостат пред­ставляет собой 3-4 одинаковых прибора, взаимосвязанных таким образом, что если кто-либо из членов группы будет управлять прибо­ром, игнорируя действия остальных, то задачу решить невозможно.

Проведенные эксперименты показали, что в зависимости от коммуникативного поведения люди делятся на следующие типы: 1) стремящиеся к лидерству, которые решают задачу, лишь под­чиняя себе других членов группы; 2) индивидуалисты, пытающие­ся решить задачу самостоятельно; 3) ведомые, приспосабливаю­щиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам ее членов; 4) кол­лективисты, которые не только координируют свою работу с дру­гими, но и выступают с инициативой [7].

В целом для учета факторов совместимости-сработанности в повышении эффективности совместной деятельности необходи­мы следующие мероприятия, разработанные и реализованные H.H. Обозовым: 1) отбор и комплектование производственных общностей с учетом профессиональных и личностных качеств членов; 2) обучение методам регулирования взаимоотношений, на­выкам согласования индивидуальных действий в совместной ра­боте [4]. Для решения первого вопроса необходимы психологиче­ское обследование индивидуальных характеристик членов групп и квалифицированная оценка уровня профессиональных характе­ристик (умений, навыков, индивидуального стиля деятельности). Решение второго вопроса предполагает систематическую оценку общностей с целью выявления негативных взаимоотношений и нейтрализации их в процессе работы с лидерами. Наконец, целе­сообразно обучение навыкам совместной работы на моделирую­щих приборах типа гомеостатов и кибернометрах.

Однако наиболее существенным фактором, определяющим эф­фективность производственной деятельности, являются мотивация, система отношений к работе.

Процесс приватизации предприятий делает необходимым анализ сопутствующих ему явлений, в частности степени отражения сме­ны типа хозяйствования на социальной жизни людей и психоло-

гических характеристиках социальных общностей. В данном слу­чае изучение практического эффекта приватизационного процесса с точки зрения социальной психологии представляет возможность определять и прогнозировать особенности поведения больших групп людей, свойства и качества производственных общностей как одного из основных элементов экономической системы. Ис­следование такого рода имеет практическую и теоретическую зна­чимость для того, чтобы сделать экономические реформы реально осуществимыми и эффективными.

Одним из наиболее важных объектов социально-психологиче­ского анализа в условиях крупномасштабных экономических ново­введений является производственная общность как группа людей, занятых совместной производственной деятельностью и выступаю­щая единым субъектом этой деятельности. Проблема изучения со­циально-психологических характеристик производственных общно­стей в период перехода к рынку находится на стадии первичной разработки (в силу ее недавнего возникновения и оригинальности). Для понимания этой проблемы следует обратиться к социально-психологическому смыслу и источникам процесса приватизации.

Экономические реформы, в частности приватизация государст­венных предприятий, являются элементом реформирования полно­стью национализированной экономики. В сфере экономики эта тенденция выражается в формировании реальных субъектов про­изводственной деятельности, изучении содержания социальных отношений, отношений к собственности.

Основными признаками субъектности являются свобода выбо­ра и понимание собственной инициативы как основы своего су­ществования, т.е. субъектное самосознание (А.И.Пригожин). В ор­ганизационно-экономическом смысле субъектность можно пред­ставить как единство целеполагания и целеосуществления. Субъ­ект деятельности способен к выбору ее типа и формы, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения. Его отличают суверенность, т. е. возможность и желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Одновременно субъект - носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, полномочный партнер в межсубъектных отношениях, где он воспринимается с точки зрения своей полезности.

Суверенность и функциональность - главные признаки субъек­тов. Субъекту противостоит зависимый исполнитель, который по­лучает свою компетентность от других и реализует ее в заданном объеме, режиме, целях. Состояние субъектности формируется под действием различных факторов, это явление - результат развития.

Таким образом, состояние субъектности, сформированное на уровне личности или группы, дает возможность для проявления

творческого потенциала, реализации способностей, свойственных субъекту. Такая форма существования ведет к подлинному разви­тию человека как в личностном, так и в социальном плане.

Процесс реформирования экономической сферы проявляется конкретно в становлении новой формы хозяйственной деятельно­сти - рыночной экономики. По критерию субъектности можно условно выделить два типа хозяйственной деятельности - адми­нистративный и рыночный. Каждый из них имеет определенные социально-психологические характеристики, свойственные, в свою очередь, элементам экономической системы - производственной общности и личности.

Социально-психологические характеристики административ­ного типа хозяйствования следующие:

1. Экономическая деятельность строится на основе распреде­лительных отношений, иерархического управления, где каждый из участников управления, имеющий права распоряжаться собст­венностью, делает это в соответствии с инструкциями вышестоя­щего звена и т.д.

2. Цели и задачи экономической деятельности осуществляются по строгому плану, практически не корректируются в зависимо­сти от складывающихся условий и основываются не на естествен­ных законах экономической жизни, а на директивной базе.

3. Никто из участников производственной деятельности не яв­ляется ответственным за свои действия, так как не имеет возмож­ности осуществлять свободу выбора, что приводит к так называ­емой коллективной безответственности, низкому качеству продук­ции, неоправданным затратам.

Административный тип хозяйствования не предполагает осу­ществления субъектности, а, наоборот, формирует и поддерживает состояние зависимости и пассивности на всех уровнях экономиче­ской системы. В рамках этого типа хозяйственной деятельности производственным общностям присущи такие характеристики, как чувство безопасности в связи с определенностью процесса произ­водственной деятельности; отсутствие необходимости самостоя­тельного принятия решений; преобладание личных взаимоотноше­ний над деловыми, взаимовыгодными; доминирование ценностей аккуратности и исполнительности.

Рыночный тип хозяйственной деятельности характеризуется сле­дующими параметрами:

1. Экономическая система в целом строится на межсубъектных отношениях, где каждый из партнеров деятельности полностью ответствен за свои действия.

2. В связи с осознанием ответственности за действия в управ­ленческой системе развиваются формы демократического управ­ления: коллективное принятие решений, делегирование полномо­чий и т.д.

3. Экономическая деятельность строится не на основе произ­вольного волеизъявления, а с учетом закономерных изменений эко­номической ситуации.

4. Производственные общности формируются и сохраняются на основе взаимной производственной выгоды, совместной ответ­ственности за производственный риск.

Социально-психологические характеристики производственных общностей в условиях рыночного типа хозяйствования отражают его специфику: преобладание инициативности и творчества в производ­ственной деятельности; чувство солидарности с другими членами коллектива на основе общей ответственности и взаимной выгоды; готовность к риску; высокий общегрупповой уровень притязаний.

При смене одного типа хозяйствования другим экономические реформы, обусловленные общесоциальными изменениями, сталки­ваются с относительной устойчивостью социально-психологиче­ских свойств общностей, которые не способны быстро изменяться даже под воздействием такого сильнодействующего фактора, как коренное изменение экономической системы. На приватизирован­ных предприятиях интересы людей (объединенных в группы), в систему ценностей которых входят чувство безопасности, опреде­ленность целей и задач деятельности, благоприятные межлично­стные взаимоотношения, сталкиваются с законами новой эконо­мической системы, требующей инициативности, готовности к риску, активности и т.д. Такое противоречие порождает многие проблемы. В числе самых важных из них является проблема по­вышения внутри- и межгрупповой конфликтности.

В рамках социальной психологии разработаны эффективные методы, которые могут использоваться для решения проблем адаптации производственных общностей к условиям рыночного типа хозяйственной деятельности. В первую очередь это методы групповой работы, в процессе которой участники получают воз­можность найти свое место в коллективной деятельности, про­явить собственный творческий потенциал, скорректировать свои жизненные цели с целями и задачами организации. Кроме того, могут применяться и различные методики обучения управленче­ского персонала: формирование умения вести переговоры, прово­дить совещания и дискуссии, эффективно участвовать в коллек­тивном принятии решений; перепрофилирование.

В период перехода от планово-распределительной экономики к рынку наблюдается масса побочных явлений. Как правило, во время накопления капитала характерны «дикие» нецивилизован­ные отношения в сфере экономики, их криминализация, вплоть до проявления гангстеризма, рэкета и пр. При этом на первый план выходят общности, состоящие из коррумпированной части вла­сти, представителей теневой экономики, мафиозных структур и авантюристического зарубежного капитала.

В условиях сложившегося рынка для производственных общ­ностей имеет принципиальное значение тип рынка: а) полностью либеральная модель (американская); б) социально ориентирован­ная, обеспечивающая в большей степени реализацию социальных программ (например, шведская). Без учета национальной психо­логии ни одна из моделей рынка не приемлема.

Если говорить о рыночной экономике и о психологических из­менениях, связанных с усилением ее позиций, то здесь главная фи­гура - предприниматель. Это экономический субъект, деятельность которого и придает экономике динамичность. Это предприимчи­вый человек, пытающийся на свой страх и риск (разумеется, стре­мясь к собственной выгоде) удовлетворить новые или скрытые об­щественные потребности, причем платежеспособные. Предприни­мательство - это экономическое творчество. Оно является уделом тех, кто обладает специфическими личностными качествами. У предпринимателя мотивация ориентирована на достижение, успех, преодоление неудач. Он не избегает состязательности, борьбы с соперниками и с самим собой, стремится к радости творчества, к самостоятельному ведению дел.

Предприниматель должен обладать сильной волей, развитым чувством хозяина своей судьбы, своей власти над обстоятельства­ми. Последнее качество, как показывают некоторые западные ис­следования, наиболее резко отличает предпринимателей от ос­тального населения (в том числе от наемных управляющих).

Возникает вопрос: а можетли такой психологически самостоя­тельный и социально-«неудобный» для некоторых обществ чело­век вписаться в схемы тоталитарного государства и централизо­ванной экономики? Ведь они неминуемо порождают фатализм и иждивенчество, а в таких условиях предпринимательскому типу личности очень трудно проявиться.

Однако и в советской системе выращивались свои кадры пред­принимателей. С одной стороны, почти каждый руководитель пред­приятия был поставлен в условия, когда он обязан выполнить плано­вое задание, не имея для этого достаточных возможностей. Отсюда старания скорректировать план, выбить фонды, утаить имеющиеся ресурсы, завысить цены на продукцию, приписки, взятки и множест­во других хитростей, характеризуемых некоторыми нашими учеными как «предприимчивость со знаком «минус». С другой стороны, в тени административной государственной экономики всегда существовала экономика черного рынка, без которого плановая система никогда не смогла бы свести концы с концами. Жизнь в условиях черного рынка требует, на наш взгляд, значительно большей расчетливости и изворотливости, чем жизнь при цивилизованных рыночных отношени­ях (хотя бы потому, что здесь крайне затруднен доступ к информации).

Предпринимательство - особый, связанный с риском вид дея­тельности по организации нового потенциально прибыльного дела.

И как таковое его не следует смешивать с управлением. Оставаться предпринимателем можно, лишь постоянно занимаясь предприни­мательством. Это означает, что если бизнесмен организовал но­вое, не имеющее аналогов производство и возглавил его, то он, по сути, становится менеджером, основная забота которого сохране­ние созданного дела, осуществление новых функций, достижение иных целей, причем с наименьшими и риском, и новшествами, сулящими нестабильность.

Нередко в обиходной речи, прессе, выступлениях общественных деятелей предпринимателями называют всех тех, кто работает в негосударственных, альтернативных, секторах экономики, - коопе­раторов, фермеров, брокеров, директоров СП, работников малых предприятий - независимо от выполняемых ими функций, раз­личия мотиваций, своеобразия психологии. Для широкого круга субъектов, действующих в разных секторах экономики, стало обычным более нейтральное обращение «деловые люди», «бизнес­мены».

Особый интерес представляет проблема психологического кли­мата, в котором развивается предпринимательство. Уже стало тра­дицией утверждать, что «человек с улицы» недолюбливает деловых людей, считая их жуликами и спекулянтами, а их доходы - черес­чур высокими и незаконно полученными. В проведенном опросе жителей Москвы, относящихся к различным возрастным и про­фессиональным группам, выявлены следующие нюансы отноше­ния массового сознания к предпринимательству. Около трети от­вечавших согласились с тем, что предприниматель - это «хитрый делец, балансирующий на грани закона ради получения любым способом крупной денежной суммы» (ключевые характеристики -корысть, спекуляция). Половина выбрала такую характеристику: предприниматель - это «владелец собственного предприятия, орга­низатор производства» (ключевые характеристики - собственность, управление). Остальные отождествляли предпринимателя с «твор­цом, создателем новых идей, продуктов, технологий» (ключевые характеристики - изменения, творчество).

Лишь самая малочисленная группа отметила творческий харак­тер деятельности предпринимателей. Большинство же отождеств­ляют их с частными собственниками или менеджерами. Те же, кто выделил спекулятивные мотивы деятельности предпринимателей, на вопрос: «Занялись бы вы предпринимательством?» - отвечали утвердительно, вскрыв еще одно противоречие общественного мне­ния. Отношение к предпринимательству как к явлению формиру­ется на основе отношения к уже действующим бизнесменам, чьи деловые и моральные качества во многом действительно заслужи­вают негативной оценки. Но когда вопрос обращен непосредст­венно к личности респондента, то оказывается, что многие не прочь стать более предприимчивыми или даже создать свое дело.

Таким образом, выявляется сложная взаимосвязь между эконо­мическим законодательством, общественным мнением и «челове­ческим материалом», пополняющим ряды предпринимателей. Не­достатки в правовом обеспечении предпринимательской деятель­ности обусловливаются, в частности, и состоянием общественного мнения. Заняться бизнесом в условиях нестабильности конъюнкту­ры, отсутствия должной правовой базы стремятся прежде всего лю­ди с установкой на быстрый успех типа «купить-продать», со спеку­лятивной жилкой, не обладающие рыночной деловой этикой и не проявляющие сильного интереса к производственной деятельности. А это только увеличивает неблагожелательное отношение к новым деловым людям, в результате задерживается приход активных бизнесменов с другими ориентациями, мотивами поведения и за­просами. Получается замкнутый круг, который надо разрывать.

В социальной психологии проблема отношений собственности не может рассматриваться вне анализа личности и группы как субъектов этих отношений. При этом сами отношения собствен­ности предстают, с одной стороны, как безличные социальные отношения, юридически и организационно оформленные в виде тех или иных прав, а с другой - как психологические отношения субъектов, проявляющиеся в их действиях, переживаниях, стремле­ниях. То есть они характеризуются не только субъектностью (буду­чи присущими конкретным субъектам), но и субъективностью, пристрастностью. Возникает вопрос: как связаны эти два аспекта? Чтобы ответить на него, надо знать динамику организационно-экономических и социально-психологических изменений в трудо­вых коллективах в условиях осуществления нововведений, связан­ных с изменением отношений собственности.

В сходных организационно-экономических условиях динамика социально-психологических отношений в коллективах может быть разной. В одних преобладают интегративные, в других - дезинте-гративные тенденции в межличностных и межгрупповых отноше­ниях. Второго удается избежать, когда проявляются готовность коллектива к изменениям, конкурентным отношениям, устойчи­вость к социально-психологической напряженности, конструктив­ная позиция в разрешении конфликтов.

Изменение отношений собственности ведет к резкой и часто болезненной ломке привычных представлений, способствует росту тревоги в связи с возможной безработицей, взаимных претензий, обид; может не только обострить отношения между бывшими субъ­ектами собственности, но и придать им резко деструктивный ха­рактер. Неучет этих моментов при реализации организационно-экономических нововведений приводит к непоследовательности, противоречивости и сложностям их восприятия.

Типологию общностей в зависимости от форм собственности предстоит еще разработать. Совместная собственность на средст-

ва производства не может служить существенным основанием для интеграции индивидов в единый коллектив или социально-психо­логическую общность с высоким уровнем сплоченности. Гораздо большую роль здесь играют состояние организационных отноше­ний, согласованность целей, мотивов и ценностей индивидуаль­ных работников, их психологическая совместимость, заинтересо­ванность, соотношение формальных и неформальных структур.

Особенности производственных общностей зависят во многом от того, находятся они в государственном секторе или в частном. Кроме того, активность и другие показатели производственных общностей зависят и от тех отношений, в которых они функцио­нируют. Нормальные экономические отношения, основанные на свободе, конкуренции, нравственности, честности, в данном слу­чае являются определяющим фактором для общностей и в госу­дарственных, и в негосударственных организациях.

Социальная психология, наверное, нигде так тесно не сходится с экономической наукой, как в изучении проблем предпринима­тельской деятельности. В этом плане знаменательным является факт выхода в свет еще в 1902 г. двухтомного труда известного французского социолога и психолога Габриэля Тарда под назва­нием «Экономическая психология». Сегодня его книги пережива­ют как бы третье свое рождение именно благодаря развитию предпринимательства в России. Второе их рождение пришлось на 50-60-е годы в Европе и в Америке. Ныне существует даже спе­циализированная Международная ассоциация психологов и эко­номистов, изучающих феномены экономического поведения масс. Под ее эгидой в различных странах ежегодно проводится множе­ство семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов и конгрессов. В ряде университетов созданы специальные курсы, издаются учебные пособия к ним.

В 1988 г. в Голландии на единственном в мире факультете эко­номической психологии Тиллбургского университета был издан первый фундаментальный учебник по этой дисциплине.

Особенности рыночных отношений объективно предъявляют совершенно иные требования и к государственным, и к негосудар­ственным предприятиям (организациям), и в первую очередь к их руководителям. При этом резко меняются формы и стандарты управленческой и исполнительской деятельности внутри органи­зации и за ее пределами, изменяется статус членства, причастно­сти или непричастности к собственности организации, к приня­тию ею каких-либо обязательств.

Для руководителей предпринимательских организаций наибо­лее значимыми являются такие психологические факторы, как до­верие сотрудников, совместимость, поддержка во всех начинани­ях, разделение ответственности и взаимной требовательности. Им необходимы не только лидерские качества, но и осторожность в

поступках, склонность к сотрудничеству, расчетливость и упорст­во в достижении целей.

Цели государственной организации задаются извне, централи­зованно и иерархично. Цели же негосударственной организации вырабатываются внутри ее самой. Естественно, чем более конк­ретная организация удовлетворяет своей деятельностью потребно­сти общества, тем совершеннее ее устройство, тем перспективнее будущее.

Первое отличие негосударственной организации от государст­венной состоит не столько в статусе, сколько в психологическом отношении к ней ее же сотрудников. Она не сможет долго сущест­вовать и тем более развиваться, если не будет проявлять букваль­но каждодневную заботу о достижении конкретных личных инте­ресов сотрудников, приведших их именно в нее.

Второе отличие тесно связано с первым и является следствием предыдущего: отчетливое понимание каждым сотрудником тес­нейшей связи его настоящего и будущего с успешностью деятель­ности организации.

Как известно, внутри любой организации постоянно противо­борствуют две тенденции: к стандартизации связей и нормативов и к их рационализации. Иначе говоря, всегда и везде возможен кон­фликт между формальной и неформальной структурами органи­зации. При вполне допустимой болезненности этого процесса для любого вида организации разрешение его в пользу неформальной структуры предпочтительнее и гораздо перспективнее именно для негосударственных систем. Возникновение новых форм рождает непременно и новые цели, и новые возможности развития.

По нашему мнению, отечественная социальная психология как теоретическая и как прикладная наука не останется безучастной в решении психологических проблем предпринимательских органи­заций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.