Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и виды деформации социальных отношений






К числу главных критериев, характеризующих нормальное со­стояние социальных отношений, можно отнести прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основываться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных переговоров, на нормах нравственности и культуры. Именно эти фундаментальные ценности лежат в основе нормаль­ных, цивилизованных отношений. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что означает их несоответст­вие общепринятым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государ­ства, экономики и общества.

Говоря о деформации социальных отношений, важно учиты­вать восприятие и отношение различных групп к этому явлению. Одни воспринимают деформацию как отклонение, другие - как норму или как нечто естественное.

Признаками деформации являются нарушения в сфере право­вых, нравственных, культурных, психологических отношений: от­сутствие свободы слова, выбора, необоснованные ограничения в области передвижения, тотальный контроль, экономическая зави­симость и др.

Деформация социальных отношений приводит к деформации личности и общностей, т. е. социальной патологии, что особенно остро проявляется в период ломки социальных институтов. Именно синдромом потрясений вызван интерес психиатров к об­щественной жизни в конце XIX в.

Социальная патология находит свое выражение в искажении шкалы ценностей, приоритетов, «Я-образа», самооценки, в утрате самоуважения, достоинства, в возникновении самоунижения, «ком-

плекса неполноценности». Она характеризуется дегуманизацией, утратой культуры, нравственности, беспрецедентным снижением психологического здоровья нации, ростом проституции, наркома­нии, пьянства, умышленных убийств и самоубийств. Э. Дюркгейм, первым обративший на это внимание, назвал данный феномен аномией. Он считал, что все это является следствием дезоргани­зации общества. Социальная патология может приобретать черты средневековой психологии и проявляться в нетерпимости к пред­ставителям других религий, наций. Для социальной патологии характерны также массовое умопомрачение, слепая вера, экста-тичность или, напротив, депрессия. Всесилье мифов, стандартов, стереотипов, и в том числе одобряемых властью псевдонорм, под­держивается, как правило, за счет страха и тотальной слежки, доно­сительства.

Поразительно точное описание социальной патологии дано в произведениях русских писателей и поэтов. Вспомним М. Ю.Лер­монтова:

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ!

Одним из проявлений социальной деформации и патологии является «гулаговская психология», которой свойственна следую­щая симптоматика:

- насилие как идеология, как картина мира, как образ жизни;

- милитаризация общественного мнения;

-наличие всевозможных комплексов и синдромов, главными из которых выступают раболепие по отношению к начальству и психология «хозяина» по отношению к нижестоящим;

- патология в области стереотипизации, выражающаяся в со­циальной шизофрении: подозрительности, поиске врагов;

- изменения в области эмоциональной сферы (имеются в виду страхи);

- наличие в сфере локуса контроля внешней стратегии поведе­ния (объяснение неудач за счет внешних помех);

-формирование одномерного человека (массового человека, автоматически конформной личности), для которого характерны некритичность, отсутствие индивидуальности;

- лишение человека субъективности и превращение его в объект воздействия, что проявляется в снижении активности, опоры на внутренний мир, в ослаблении способности к изменениям, в огра­ничении видения перспективы, многомерности существования;

- возникновение мутантов типа шариковых и швондеров, до­минирующей чертой которых является воинствующее бескуль­турье;

-преобладание силовых, нецивилизованных способов урегули­рования конфликтов;

- повышенная внушаемость и психологическая защита, вынуж­дающая жить во лжи (легко принимать ложь со стороны, лгать себе, другим), т. е. разделять стандарты, основанные на неправде. Это создает базу для формирования мифов, более того, мифоло­гизации общественного мнения, установок, стереотипов, шкалы ценностей.

В переходное время социальной патологии также присущи мас­совая мистификация (масштабное увлечение колдовством, шаман­ством), мифологизация, милитаризация общественного мнения, этноцентризм и другие подобного рода явления. Однако они но­сят не фатальный, а временный, преходящий характер.

Основной деформацией социальных отношений и общения яв­ляется этатизм - абсолютизация роли государства по отношению к жизни общества и экономики. Сложились следующие виды де­формации социальных отношений:

- изоляционная: «железный занавес» в 30-е годы, затем полуза­крытое общество; «крепостное право» внутри страны (паспортиза­ция, прописка) и т. п.;

-жестконормативная: монополизм партийно-государственной власти, зацентрализованность экономики, распределение дефици­та, превращение личности в «винтик»;

- хаотичная: характерна для так называемой перестройки, на­чавшейся в середине 80-х годов;

- искусственно конфликтная;

- нравственная: дегуманизация отношений, обесценивание че­ловеческой жизни;

- криминальная: засилье преступного мира, сращивание власти с мафией и т. п.

Рассмотрим более подробно первые два вида деформации со­циальных отношений.

Изоляционная деформация социальных отношений в тоталитар­ном государстве возникает в результате установления «железного занавеса», что значительно затрудняет процесс социализации лич­ности и способствует отрыву от цивилизации. Делается это для того, чтобы люди не знали правды и не могли разрушить лживые мифы и стереотипы путем сравнения с мировыми стандартами жизни.

Изоляционная деформация социальных отношений обуслов­ливается и наличием своеобразного «крепостного права»: про­писки, паспортизации. Данные факты не что иное, как нарушение прав человека.

Одной из причин изоляционной деформации социальных от­ношений являются действия националистических сил.

Вместе с тем деформации социальных отношений способствует и так называемый эффект краудинга (скученности). Проживание в

условиях общежития приводит к эмоциональной напряженности людей, к казарменной психологии.

Изоляционная деформация социальных отношений возникает также в результате ограничений в области:

- свободы слова (запрет публикаций художественных и науч­ных работ диссидентского толка; цензура периодики, теле- и ра­диопередач, служебной и личной переписки; перлюстрация кор­респонденции, прослушивание телефонных переговоров);

- «человеческих контактов» (отсутствие возможности свобод­ного передвижения внутри и за пределами страны);

-доступа к информационным банкам, обмена информацией (невозможность получения газет, журналов, книг, издаваемых за рубежом, просмотра телепередач иностранных телекомпаний).

Иными словами, изоляционная деформация социальных от­ношений проявляется в нарушении циркуляции потоков инфор­мации, корреспонденции, человеческих контактов, оторванности от мировой культуры и цивилизации, т.е. социальной депривации.

Основой жестконормативной деформации социальных отно­шений является абсолютизация роли государства по отношению к экономике и обществу. Дело в том, что условием нормальных со­циальных отношений выступает разграничение функций государ­ства, экономики и гражданского общества. В результате этатизма возникает монополия государства в сфере:

- политики (вместо многопартийности устанавливается режим одной партии, которая превращается в элемент государственной структуры);

- экономики (взамен многоукладной экономики возникает аб­солютно централизованная экономика, отличительными призна­ками которой выступают фондирование, распределение, дефицит, создание адаптивной системы в виде черного рынка, другими сло­вами, установление свободных, либеральных, рыночных отноше­ний и замена их планово-распределительными, лишение личности возможности выбора, субъективности);

- общества, в котором все отношения унифицируются в соот­ветствии с идеологией и возникает казарменная психология, эф­фект «гребенки», одинаковости.

Жестконормативная деформация социальных отношений про­является также в искаженности стратификации общества. Классо-образующим признаком в условиях отсутствия рынка выступает доступ к распределению фондов, что влечет за собой реальную власть. В зависимости от близости к дефициту возникли такие страты, как номенклатура, работники торговли и пр. В этом случае стратификация строится с учетом ведомственного, а также терри­ториального признаков, так как столичный житель по сравнению с провинциалом оказывается в более привилегированном поло­жении. Говоря о жестконормативной деформации следует иметь

в виду следующее. Конечно, государство без нормативной базы отношений, конформизма - не государство, а аномия, хаос, «бес­предел». Но государство, сводящее нормотипическое поведение к казарменной психологии и не допускающее плюрализма, дисси­дентства, травмирует «Я», «сплющивает» его, не дает раскрыться, самоактуализироваться, заставляет быть как все, чтобы не выгля­деть «гадким утенком», «белой вороной». Здесь возникает идео­логический конфликт между Эго (Я) и Супер-Эго, который при­водит к комплексу неполноценности.

При жестконормативной деформации социальных отношений поведение личности становится жесткоролевым. Подобный факт нельзя объяснить только с позиции индивидуально-личностного подхода, направленного на выявление роли индивидуальных осо­бенностей в поведении.

В такой ситуации складывается адаптивная система отношений, направленная на избежание последствий ограничений. Эта система, позволяющая компенсировать дефицит питания и товаров путем образования круговой поруки и блата в сфере распределения ма­териальных благ, формируется и функционирует на основе жест­ких норм.

Последние образуют ожидания, которым должно соответство­вать поведение личности. От степени соответствия зависит ее ста­тус и роль. Чтобы занять определенный статус, нужно обладать не просто комплексом определенных свойств. Главное, чтобы образ соответствовал нормам определенного страта.

В условиях жестконормативной деформации социальных отно­шений срабатывают механизмы психологической защиты личности:

-ролевая защита заставляет быть как все, приспосабливаться, идентифицировать себя с окружающими людьми, унифицировать свое поведение;

- открытая ролевая защита - запугивание других путем созда­ния ореола «ни перед чем не остановлюсь»;

- адаптивная защита - снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате адаптации к условиям изоляции и среды путем агрессии, обесценивания, формирования комплекса неполноценности, заниженной самооценки;

- произвольный отказ от защиты - появление значащих пережи­ваний, чувства вины, раскаяния, стыда, совести, внутриличностного конфликта, переоценки шкалы ценностей, пересмотра стереотипов.

Государство, присвоившее себе право диктовать (распределять, контролировать и т.п.), обеспечивает собственную безопасность и сохраняет такую структуру социальных отношений, которая с классовых позиций является верной, но с точки зрения цивилиза­ции, мировых стандартов выглядит безнравственной. При этом че­ловек остается только объектом социальных отношений, а отнюдь не их субъектом.

С правовой точки зрения социальные отношения могут быть нормальными в том случае, если имеют место:

- принятие конституции, в которой провозглашены основные права и свободы, заложен механизм их реального обеспечения;

- разделение полномочий между ветвями власти; -профессиональный парламент, избранный на многопартий­ной основе;

- сильная исполнительная власть, основанная и функциони­рующая на основе примата закона и обеспечения национальной безопасности;

- многопартийность;

- многоукладная экономика, основанная на конкурентных, нравственно здоровых отношениях;

-гражданское общество, в основе которого лежат общечело­веческие ценности, приоритеты и права личности, принципы са­моуправления.

Данные факторы должны соответствовать культурным, соци­ально-психологическим характеристикам общества, т. е. тому, что называется менталитетом. В противном случае нравственная де­формация социальных отношений проявляется в виде соответст­вующих стереотипов, привнося в общение такие черты, как страх, раболепие, доносительство.

Из-за сложившихся стереотипов для асоциализированной лич­ности не существует нравственного конфликта мотивов, каких-либо запретов, понятия «нельзя», моральной «цены» удовлетворе­ния потребностей. Для нее приемлемы и оправданны все средства достижения целей, в том числе и насилие. При этом источники и способы приобретения всяческих благ перестают быть незаконны­ми и безнравственными. Труд теряет социальную ценность, пере­стает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Нравственная деформация социаль­ных отношений порождает фрустрационные ситуации, вызываю­щие компенсаторные явления (пьянство, наркоманию), которые, в свою очередь, приводят к расстройству психической деятельности.

Нравственная деформация социальных отношений проявляется и на уровне неформальных малых групп, для которых характерно наличие специфической структуры. Групповые стереотипы и нормы поощряют насилие, с помощью которого личность самоутвержда­ется, не найдя возможности проявить свое «Я» позитивным путем. Деформация процесса социализации, выражающаяся в нарушениях семейных отношений, воспитании ребенка вне семьи, приводит к образованию у личности ряда специфических свойств, влияющих на ее агрессивность, деформирующих нормальное общение.

Интериоризация нравственно деформированных социальных от­ношений обусловливает формирование ущербной личности, что проявляется в возникновении стереотипов, оправдывающих любые

источники и способы «доставания» вещей и предметов (опрос по­казал, что спекуляция, «фарцовка», проституция являются вполне одобряемыми молодежью средствами достижения целей); «зацик-ленности» на материальных ценностях, на приобретении дефицит­ных вещей, обретающих в силу трудностей их доставания свойства сверхпрестижности (личность, превращая эти вещи в культ и фетиш, становится их рабом); обеднении интересов, так как все силы и спо­собности человека и его время уходят на приобретение вещей и предметов, на установление связей, поиск «левого» заработка; невы­годности соблюдения нравственных принципов, быть честным и принципиальным; приобретении аморального и преступного опыта. Подобный тип личности вступает в конфликт с социальными нормами, что приводит к совершению противоправных дейст­вий [1].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.