Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика профессионального общения






Специфика профессиональной деятельности специалистов в раз­личных областях связана с умением психологически грамотно об­щаться.

В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение пере­говоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высо­кую эффективность публичных выступлений. В конкретной про­фессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должност­ным, уставным. Деловое общение - это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определен­ных задач.

Деловое общение в данном случае является родовым понятием по отношению к служебному. Оно может проявляться как в слу­жебной, так и во внеслужебной обстановке, например «встреча без галстуков». Что касается профессионального общения, то оно означает, на наш взгляд, прежде всего степень квалификации вла­дения им.

Профессиональному общению присущ ряд признаков, в част­ности, оно:

- строго целенаправленно;

-регламентировано нормативными документами (положения­ми, приказами, уставами);

- носит функционально-ролевой характер, обусловленный не­обходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что вы­ражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов и других элементов;

- позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в эффекте «над» и «под», т. е. в отношениях между на­чальником и подчиненным;

- проявляется в определенных формах общения, стиле;

- атрибутивно (проходит в специальных помещениях, про­странственно оформлено, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.

В основе профессионального, как и всякого другого, вида об­щения лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения выступает психологический контакт - акт ком­муникации с обратной связью.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные интим­ные стороны своего внутреннего мира, называется доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собе­седником о себе; отношением степени доверия к партнеру. Дове­рительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются: прочность (устойчивость) психологического контакта; отсутствие формаль­ного психологического воздействия партнеров по общению и же­сткости контроля в его процессе; уверенность партнеров в том, что доверенная ими друг другу информация не будет использова­на им во вред; готовность поделиться с партнером чем-либо сугу­бо личным (конфиденциальным), не опасаясь за последствия; ис­кренность партнеров.

Служебное общение - это процесс взаимодействия, направлен­ный на развитие и поддержание контактов и доверительных от­ношений в целях решения оперативно-служебных задач. В его со­держание входят: изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информа­цией личностного и делового порядка. Проанализируем служеб­ное общение более подробно.

В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера. В этой связи необходимо учитывать следующие момен­ты: а) цели, задачи, функции, факторы и фазы беседы; б) приемы установления психологического контакта с собеседником; в) усло­вия создания и поддержания доверительных отношений с конкрет­ными людьми; г) проявления различных субъективных позиций и тактик ролевого взаимодействия при решении служебных задач.

Беседы в ходе служебного общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. В нижеприводимой таблице обозначены основные признаки, от­личающие служебную беседу от повседневной [16].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.