Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды общения






Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

Схематично общение можно представить следующим образом:

1) передатчик, отправитель;

2) получатель, приемник, адресат;

3) канал связи;

4) шум, сигнал;

5) код, декодер.

К структуре общения относятся:

- коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

- познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

-интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.

Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интим­ное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредован­ное, терапевтическое и ненасильственное.

Особое значение в последнее время приобретает подход к рас­смотрению общения с позиций гуманистической психологии. В свя­зи с этим концепция «ненасильственного общения» вызывает все более возрастающий интерес, так как в ее основе лежат открытость и искренность контактов.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Разли­чают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью не­речевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие пре­данность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и т. п.

В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык.

Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово.

Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письмен­ного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его пре­имущество перед письменным языком заключается в экономности, т. е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Экономия достигается благодаря иному по­рядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недо­статками устного языка являются речевые ошибки, многознач­ность. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.

Искусство общения предполагает, во-первых, безупречное вла­дение письменным языком, что обеспечивается образованием; во-вторых, хорошее владение устным языком (в этом большего успеха достигают люди, владеющие и образными и одновременно слож­ными народными оборотами речи); в-третьих, умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психоло­гический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с его солистом. Рассогласование отдельных не­вербальных средств существенно затрудняет межличностное обще­ние. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не мо­жет все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

- направление взгляда и визуальный контакт;

- выражение глаз;

- выражение лица;

- поза (в частности, локализация, смена поз относительно сло­весного текста);

- кожные реакции (покраснение, испарина);

- дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразова­ния (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, боро­да, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые):

- связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

- не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зу­бов, «хлюпанье» носом и т. п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контакт­ный танец и др.);

- такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Однако увлечение инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную сущность и привести к упро­щенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При этом проблема человека уходит на дальний план либо решается в логике манипуляторского подхода. Поэтому при неизбежном научно-аналитическом делении общения на ука­занные аспекты важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. В результате общение по своему содержанию становится сложней­шей психологической деятельностью партнеров.

В рамках коммуникативного аспекта общения психологиче­ское взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навыкам коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувствен­ного восприятия внешнего облика партнеров посредством орга­нов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на пси­хофизическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляют­ся в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетель­ствуют о том, нравимся мы друг другу или нет. Обоюдные или односторонние реакции отвержения могут выражаться скольже­нием взгляда, отдергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, «кислой миной», суетливостью, убеганием и т. д. И наоборот, мы обращаемся к тем, кто улыбает­ся, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией и т. п.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он при­обретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания.

Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происхо­дит по шкале «нравится - не нравится». Если человек нам нравится,

он легче вступает с нами в контакт, если нет - ему приходится пре­одолевать наше отрицательное эмоционально-эстетическое отно­шение к его внешнему облику. На этом пути ему необходимо про­демонстрировать другие, столь же ценные для достоинства своей личности, качества. Это могут быть как привлекательные психо­логические качества (ум, доброта, отзывчивость и многие другие), так и деловые качества, социальный статус, которые проявляются в различных формах невербального и вербального поведения. В них выражаются все стороны человеческой привлекательности, пред­определяющие обаятельность личности.

Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекатель­ность. Человек может быть красив, но холоден, необаятелен. Это не просто доброта, которая бывает навязчивой или «хуже воров­ства», и не фанатическая увлеченность своим делом, и не высоко­мерное проявление значительного социального статуса личности. Обаяние - это, скорее, таинственный дар достигать психологиче­ского расположения окружающих, быть притягательным, очаро­вательным, вызывающим безотчетное положительное отношение. Обаяние исходит от человека. Оно в искрящихся глазах, в сияю­щей улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в юморе и в то же время в оправданных ожиданиях партнера. Обаятельный человек говорит именно то, что мы хотим услышать. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, яв­ляющееся необходимой предпосылкой обратной связи.

Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных дей­ствий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения. Так, при фактическом общении обратная связь носит чисто внеш­ний демонстрационный характер. Партнер поддакивает своему собеседнику, не вникая в то, что ему говорят. Он всего лишь демон­стрирует процесс слушания, оставаясь психологически безучастным к содержанию и смыслу разговора. Это свидетельствует об отсут­ствии или спаде интереса к говорящему, его проблемам, о психо­логической разобщенности. Такой контакт не является прочным. Исчезновение психологической взаимности приводит к тому, что говорящий начинает утрачивать нормальную интонацию, повы­шать голос, убыстрять речь, проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения. Психологическая общ­ность партнеров укрепляет их контакты и приводит к развитию взаимосвязи и вместе с тем к преобразованию их личных отноше­ний в сторону осознания группового единства. В процесс поддер­жания взаимосвязи включаются новые опосредованные и техниче­ские средства коммуникации, которые образуют инфраструктурные коммуникативные сети. Внутригрупповые контакты приобретают характер социального взаимодействия в различных формах инфор­мационно-коммуникативной деятельности.

В рамках информационного аспекта общения происходит рас­ширение круга психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информационные потоки в каналах коммуникации являются животворящей силой человеческого об­щения и общественного прогресса. Информация заключает в себе результаты познания людьми всего, что их окружает, общечело­веческий опыт, в котором соединены индивидуальные достижения всех времен и народов. Она представляет собой общечеловеческое наследие, которое с помощью средств коммуникации передается от поколения к поколению, создавая для каждого из них новые условия жизни и развития.

Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного пове­дения человека и передачи видового опыта. Поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в наших глазах.

Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.д.), за которыми закреп­лены определенные значения. Системы знаков образуют естествен­ные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможно­сти человека. Количество языков может быть неограниченным в зависимости от практических потребностей и технических возмож­ностей.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если переда­ются только сведения об объекте, то информация имеет осведо­мительное назначение. Если же общение рассчитано на побужде­ние партнера к действию, то информация приобретает регулятор­ную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов.

Осведомительная беспристрастность сообщений требует более жесткой логики, лаконичности, лексической выверенности с точки зрения смысловой идентичности, наибольшей однозначности в по­нимании сообщения партнерами. Побуждающий эффект регулятор-ной информации в большей степени связан с мотивационной заин­тересованностью участников общения в том или ином сообщении. Эмоциональность информации приобретается в основном за счет экспрессивной аранжировки сообщения. В этом большую роль иг­рают выразительные движения и интонация участников общения.

Эффективность информационных функций общения зависит от успешного решения проблемы соотношения языковых средств со смыслом сообщения, что обеспечивает уровень взаимопонимания партнеров, который осложнен к тому же личностным взаимопри­ятием корреспондентов и реципиентов. В информационном аспекте общения появляются два направления психологического взаимо-

действия партнеров. Одно из них связано с восприятием и пони­манием смысла сообщения, другое - с восприятием и пониманием личности партнера. Эти процессы находятся в сложных взаимоот­ношениях. Известно, что с большим доверием воспринимается сообщение, передаваемое корреспондентом с более привлекатель­ным внешним обликом, профессиональным и возрастным стату­сом, нежели человеком, который ближе реципиентам по социаль­но-психологической идентичности.

Межличностный характер общения выводит партнеров на проблему взаимопознания, что активизирует когнитивные функции субъектов общения, и они начинают выступать в роли практиче­ских психологов. Вопросы о том, кто мой собеседник, что он за че­ловек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера, становятся главными психологическими загад­ками для участников общения. Когнитивный аспект общения охва­тывает не только познание другого человека, но и рефлексивно -самопознание. Обобщающим эффектом этих процессов становятся образы-представления о себе и о партнерах. Такие образы форми­руются через групповую оценку личности и социально-психологи­ческую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.

Содержательная структура данных образов соответствует свой­ствам человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика. Это не случайно, так как человек, беря на себя роль практического психолога, прокладывает путь к внутреннему миру партнера через поведенческие сигналы о состояниях и свой­ствах воспринимаемого. Психологическая характеристика лично­сти прочно связывается с элементами внешнего облика, например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.д. Конституциональные признаки внешнего облика и особенности его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стерео­типов социально-психологической интерпретации личности.

Другая особенность этих образов заключается в том, что взаи­мопознание направлено в первую очередь на понимание тех ка­честв партнера, которые наиболее значимы для участников обще­ния на данный момент их взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере не обязательно выделяется домини­рующее качество его личности.

Эталоны и стереотипы взаимопознания формируются через об­щение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и этнос, пользующиеся культурно-историческими шаблонами поведения. Вместе с последними личность усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональ­ные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров в том, что понимание психологического облика личности являет-

ся исходной информацией для определения тактики своего пове­дения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный об­раз партнера закрепляет отношение той же направленности, сни­мая или возводя психологические барьеры между ними. В расхож­дениях взаимных представлений с самооценками партнеров скры­ты психологические конфликты когнитивного свойства, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге концентрируются в групповые оценки личности, которые функ­ционируют в процессах общения в виде общественного мнения о человеке.

От непосредственного образа партнера мы поднимаемся к зна­нию о человеке вообще и возвращаемся к самооценке. Совершая эти круги взаимопознания, мы уточняем знания о себе и о том месте, которое можем занимать в обществе.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Проявляются по­следние в выразительных движениях субъектов общения, их дейст­виях, поступках, поведении. В них находят выражение отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший ус­пех совместной деятельности. Конативная (поведенческая) сторо­на общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Здесь раскрывается стремление человека к тем или иным ценностям, выражаются по­будительные силы, регулирующие поведение партнеров в совме­стной деятельности. Универсальным механизмом регуляции пове­дения людей является установка, во многом определяющая стра­тегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования че­ловека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным спо­собам согласования. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, чаще идут на ради­кальный разрыв. Благоприятному развитию общения способству­ет совместимость установок партнеров.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот про­цесс подчинен целям корректировки планов совместной деятель­ности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов, а также осуществляются взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения. Уста­новки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия

партнеров, в то время как тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их об­разами-представлениями друг о друге и о себе. При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношения осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партне­ров друг о друге в систему психологических регуляторов общения входят образы-представления о себе - «Я-концепция», представ­ления партнеров о впечатлении, произведенном друг на друга, идеальный образ общественной роли, выполняемой ими. Эти об­разы не всегда четко осознаются людьми в процессах общения. Чаще всего они выступают как неосознанные впечатления. Пси­хологические явления, заключенные в установках, мотивах, по­требностях, интересах, проявляются посредством волевых дейст­вий в различных формах направленного на партнера поведения.

Когнитивные функции общения проявляются в рамках проблемы «отношение - поведение», эффективное решение которой предпо­лагает согласованность взаимодействий партнеров. Большую роль здесь играет аттракция, эмпатия.

Взаимостремление предполагает столкновение партнеров в про­цессе согласования позиций, в результате чего они приходят к от­ношениям согласия-несогласия друг с другом. В случае согласия партнеры вовлекаются в совместную деятельность. При этом между ними происходит распределение ролей и функций. Эти отношения особым образом направляют волевые процессы у субъектов взаи­модействия либо на уступку, либо на завоевание определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются взаимная терпимость, собранность, настойчивость, психологическая подвижность и дру­гие волевые качества, основанные на интеллекте и высоком уров­не сознания и самосознания личности.

В процессе совместной жизнедеятельности происходит постоян­ное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров. При этом формы общения могут быть различными. Одни побуждают партнеров к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Дискуссия может происходить в форме беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Выбор форм общения чаще продиктован функционально-роле­выми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более часто­му использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя тре­бует более частого использования дискуссионных форм общения.

Взаимовлияние реализуется в способах и приемах воздействия людей друг на друга при общении. Посредством взаимовлияния партнеры «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и

преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств личности.

В результате взаимовлияния возникают отношения «подчине­ние-сопротивление», «следование-избегание», «солидарность-противодействие» и другие, основанные на волевых качествах партнеров, признании или отрицании их авторитета, статуса и ролей. Влиятельность личности зависит от ее места в системе общественных и групповых отношений, от тех средств, которыми она располагает в организационной структуре совместной дея­тельности.

Каждая общность людей имеет свои средства воздействия в разнообразных формах коллективной деятельности, в которых от­ражаются социально-психологические особенности образа жизни. Проявляется это в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, празд­никах, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, теат­ральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кинофильмах, радио- и телепередачах. Все названные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средством воспитания, включения человека через общение в духовную атмо­сферу жизни.

Одним из видов общения является доверительное общение, в ходе которого происходит сообщение особо значимой информа­ции. Доверительность - существенный признак всех видов обще­ния, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Следует остановиться на анализе делового общения, актуальность которого в последнее время значительно возросла во всех сферах. Оно неоднородно по своей природе. Деловое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительной области и т.д. Общаясь в сфере экономики, партнеры должны знать, как вести телефонные разговоры, деловые совещания и т.д. Телефон­ный разговор часто становится первым шагом к деловому парт­нерству, по телефону проводятся переговоры, отдаются распоря­жения, излагаются просьбы. Несоблюдение правил ведения слу­жебных разговоров отрицательно влияет на экономическую вы­году, а также свидетельствует о серьезных проблемах в профес­сиональной подготовке специалистов. Недостаточная подготов­ленность к разговору, неумение выделить в нем главное, лаконич­но и грамотно изложить свои мысли приводят к значительным (до 20-30%) потерям рабочего времени.

Известно, что большинство плодотворных идей возникает при контакте мнений. Этим объясняется распространенность такой коллективной формы поиска решений, как совещание. Однако на их проведение затрачивается слишком много времени, и к тому же это один из самых дорогостоящих видов служебной деятельности.

Последнее обусловлено следующим: совещаются обычно руково­дители, т. е. самые высокооплачиваемые работники; большинство чрезвычайных происшествий случается во время отсутствия руко­водителя на рабочем месте; некоторых работников совещания расхолаживают.

Тем не менее совещание является основной и наиболее распро­страненной формой группового решения проблемы. На это есть причины: группы обладают большими знаниями и опытом, чем отдельный индивид; более успешно избегают ошибок и неудач в работе; те, кто должен выполнять решение группы, принимают результаты ее работы более благожелательно, чем решение инди­вида; если решение группы будут проводить в жизнь сами ее уча­стники, они сделают это более эффективно (существует «группо­вой эффект», благодаря которому результат работы группы выше суммы вкладов индивидов).

Эффективность проведения совещаний повышается при соблю­дении следующих правил. Каждый участник совещания должен быть поставлен перед необходимостью высказаться, и ему надо предоставлять такую возможность.

Председательствующий должен регулировать направленность выступлений: не допускать отклонений от повестки дня, следить за соблюдением регламента, стимулировать реальные предложе­ния. Все участники совещания должны уметь говорить «Я» вместо употребления безличной формы, а также избегать оценочных вы­сказываний, неоправданных обобщений.

В большинстве случаев для повышения эффективности группо­вого решения требуется специальная тренировка управленческого персонала.

Для многих людей выступление перед аудиторией представляет собой почти неразрешимую проблему. Однако каждому, кто ра­ботает с людьми, требуются навыки свободного поведения в раз­личных аудиториях.

Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно обозначить с самого начала. Когда слушатели знают цели, которые отстаивает выступающий, это усиливает их внимание к докладу. Сформулировать основной тезис - значит ответить на два вопроса: зачем говорить (цель выступления) и о чем говорить (средства достижения цели, или, другими словами, сис­тема посылок и умозаключений).

Классическая композиция выступлений включает в себя вступ­ление, основную часть и заключение. Рекомендуется следующее примерное распределение времени: на выступление - 10-15%, на основную часть - 60-65, на заключение - 20-30% всего времени выступления. Нередко успех высказывания зависит от вступления, поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подго­товлены и отработаны. При подготовке публичного выступления

следует учитывать интеллектуальный уровень аудитории; знать, как пробудить и поддержать интерес к теме; учитывать числен­ность аудитории (чем больше слушателей, тем более простым и доходчивым должно быть выступление - нужно отказаться от специальной и иноязычной терминологии, строить речь короткими предложениями и т.п.). Не стоит пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время: затянутое выступление или перескакивание с одного на другое в процессе доклада может непоправимо испортить его. Материал должен быть отобран наиболее убедительный, об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться после доклада.

Для облегчения выступления и усвоения слушателями мате­риала желательно использовать рисунки, схемы, графики. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раз­дражать слушателей и мешать выступающему.

Для формирования социально-психологической компетентно­сти используются специальные тренинги, в частности сенситив­ный (тренинг межличностной чувствительности) и тренинг дело­вого общения [4].

Одним из видов делового общения является так называемое представительское общение. В реальной жизни это взаимодействие людей, выступающих не как свободные личности, а как представи­тели тех или иных государств, социальных групп и институтов. Особенность такого общения и устанавливаемых с его помощью отношений состоит в том, что оно осуществляется в виде перегово­ров. Это общение часто можно наблюдать в телевизионных транс­ляциях из залов заседаний, репортажах о визитах глав государств и встречах деловых людей. В данном виде общения отношения симпатий-антипатий имеют минимальное значение по сравнению с умением людей представлять свою общность, вести переговоры, организовывать и планировать совместные действия. Элементы представительского общения иногда переносятся людьми на меж­личностные контакты, особенно если общаются и взаимодействуют люди разных национальностей, представители отличающихся рели­гиозных течений, гостят друг у друга жители разных государств. Известно, что человек, оказавшийся за границей в целях представи­тельского общения, ведет себя в отношениях с друзьями-иност­ранцами корректнее, чем с друзьями-соотечественниками, посколь­ку неосознанно стремится показать себя с лучшей стороны, ощущая принадлежность к общности, которую он представляет.

Специфика данной формы общения наблюдается в речи людей, в их поведении, манерах общения. Она направлена на создание определенных отношений, обеспечение принятия совместных ре­шений, реализацию взаимных действий в интересах тех общностей, позиции которых отстаивают участвующие в таком общении их представители.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.