Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание личности с позиций гуманистической психологии






Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естест­венным образом присущи организму. Основатель гуманистиче­ской психологии К. Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, на­сколько это возможно для нас биологически.

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его пред­ставление о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся «Я-концепции». И тогда возникает, по Роджерсу, неконгруэнтность (т. е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуаль­ного опыта, либо путем модификации представления о себе. Род­жерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тен­денция к здоровью усиливается благодаря межличностным отно­шениям, в которых один из участников свободен от неконгруэнт­ности, способен к самокорректировке. Принятие самости - пред­посылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и уси­ления себя - основной способ личностного роста.

А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии -всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и раз­вития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактиче­ски отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З.Фрейда представляет нам больную часть психики, которую надо допол­нить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманисти­ческой психологии является самоактуализация.

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые каза­лись ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот спи­сок попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнш­тейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др.

А.Маслоу называет следующие характеристики самоактуали­зирующейся личности:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфорт­ное отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированно­сти на себе).

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Межличностность и опыт высших состояний.

9. Чувство сопричастности, единение с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирующееся творчество.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности от­нюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздра­жение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не уход от проблем, а движе­ние от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном вы­боре, даже если это связано с риском, прежде всего с риском ока­заться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не толь­ко в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. От­веты на возникающие вопросы надо искать внутри себя.

5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», уме­ние верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответ­ствии с ними.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ­ших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность безопасности, потребность в любви и принад­лежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.