Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности






Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психо­анализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотера­пию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З. Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное со­бытие вызывается сознательным или бессознательным намерени­ем и определяется предшествующими событиями. Главная его за­слуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательно­го и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и ин­стинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стрем­ление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бес­сознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприем­лемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает цен­ностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинк­там, а с другой - подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контроли­ровать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряже­ния и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором дея­тельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствую­щие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направле­нии психотерапии.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в созна­ние, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд ука­зывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорыва­ются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» ого­ворок, неожиданных для самого себя действий и т. п. Подавлен­ные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появят­ся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприем­лемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательст­вами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным пере­живаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, осно­ву которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психо­сексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характе­ра и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и гени-тальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрос­лом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)

Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бес­сознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т. е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональ­ным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архети-

пами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный ха­рактер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Есть и более обобщенный архетип матери - один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется кон­кретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структу­ры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательно­сти и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр личного бессознательного, в котором сосредото­чен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются ин­дивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус - идеальные бессознательные структуры, от­ражающие представление соответственно о женственности и му­жественности. Все отношения с противоположным полом нахо­дятся под влиянием этих архетипов.

Самость - центральный архетип порядка и целостности лич­ности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно про­тивостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целост­ность, которая и есть самость.

С точки зрения Юнга, архетипом является и знаменитый эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифо­логии.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преиму­щественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему ми­ру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, од­нако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентаций.

Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)

Основные принципы австрийского врача-психиатра А. Адлера -холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, со­циальный интерес или общественное чувство и направленность

поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожи­дания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосход­ства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходст­ву, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Ад­лер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к унич­тожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как прояв­ления более общего мотива - стремления к превосходству и само­совершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и нега­тивной. Если она предполагает общественные заботы и заинтере­сованность в благополучии других, то можно говорить о конст­руктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над дру­гими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство - невротическое извращение, ре­зультат сильного чувства неполноценности и отсутствия социаль­ного интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конк­ретных жизненных целей. Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверен­ности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощу­щением небезопасности и страхом смерти. У невротика всегда име­ется весьма значительное расхождение между сознательными целя­ми и бессознательными (играющими роль защит), которые враща­ются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникаль­ный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся неза­висимыми друг от друга привычки и особенности поведения при­обретают единство в контексте жизни и целей индивида, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассмат­риваться изолированно, они включены в общий стиль жизни.

А.Адлер подчеркивал творческий, активный характер лично­сти в формировании собственной жизни, а также социальный ха­рактер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только по­средством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общест­венное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.