Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематика и статистика специальной педагогики 1.3.1. Классификации нарушений






Множественность вариаций нарушений у человека затрудня­ет создание их универсальной классификации. Нарушение, не­достаток развития может возникнуть внезапно после несчастно­го случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на про­тяжении длительного времени, например, вследствие воздейст­вия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, на­рушение могут устраняться (полностью или частично) медицин­скими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве уни­версального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение

(возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде - (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рас­сматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих от­ношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социо­логии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соот­ветствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основа­ниями являются следующие:

причины нарушений;

виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней педагогической классификации (М.Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции по­ложен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

незрячие;

слабовидящие;

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе ко­торой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный ап­парат, хронические заболевания);

сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нару­шения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация значима для педагогики лишь как обоб­щенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более зна­чима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права зна­чимой является классификация по причинам возникновения на­рушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставле­ния материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

врожденное нарушение развития;

несчастный случай, стихийное бедствие;

производственная травма;

профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

дорожно-транспортное происшествие;

участие в боевых действиях;

экологические преступления;

болезнь;

прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недос­татка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для пла­нирования индивидуальной программы специальной педагогиче­ской помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека - на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, со­циальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Английские специалисты (М.Варнок, 1979) предложили пере­крестную классификацию, в которой указаны не только нарушен­ные сферы организма и функций человека, но и степень их пора­жения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каж­дого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-зна­чимые особые потребности того или иного человека с

ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, под­вижность, возможность различных видов деятельности, возмож­ность занятости, возможность социальной интеграции и социаль­но-экономической независимости.

Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.