Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и общество. Социобразующие силы в человеке. Общество — система объективной реальности.






ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Общефилософская проблема соотношения Ч. и о. предопределяет понимание природы нравственности испособ решения осн. вопросов этической теории. Буржуазное понимание данной проблемы основывается, всущности, на противопоставлении понятий Ч. и о. С одной стороны, сущность Ч. трактуется как«человеческая природа», не зависящая от О., а О. -как сфера лишь внешнего проявления или ограничениявнутренних свойств Ч. (различные теории «робинзонады», общественного договора). С др. стороны, О.представляется как нечто внешнее человеку, как «социальная машина», «общество-лицо» (Прудон), как«среда» или «обстоятельства», формирующие облик людей. Отсюда проистекает бытующее в буржуазнойэтике двоякое, но в равной мере ложное понимание нравственности. Она трактуется либо как выражение«естественных», только внутренних потребностей Ч., присущего ему морального чувства (Гедонизм, Эвдемонизм, Нравственного чувства теории), либо как проявление только внешнего начала, не зависящегоот Ч. вообще (Интуитивизм.). Из этого вытекает, что либо Ч. утверждает свою свободу в морали лишь внегативной форме, вопреки внешней необходимости и человеческому миру общения, либо нравственностьсостоит в подчинении Ч. внешнему диктату (бога или О.), в подавленна его «природных» склонностей.Соответственно решается в буржуазной этике и проблема осуществления общественного и нравственногоидеала: либо предлагается возлагать надежды на подлинную природу Ч., к-рая в принципепротивопоставляется всему социальному; либо остается уповать на некое фатальное изменение условийпомимо Ч. В действительности, как показывает марксизм, человеческая сущность есть не «абстракт, присущий отдельному индивиду», а совокупность всех общественных отношений, Поэтому О, нельзя считать чемто внешним по отношению к Ч., некой «средой». Все содержаниеобщественной жизни создается или воссоздается (наследуется) различными формами человеческойдеятельности. Равным образом в самом Ч. нет ничего, кроме черт его общественной природы: «Человеческая сущность есть истинная общность людей» «...общественная историялюдей есть всегда лишь история их индивидуального развития...» «история - нечто иное, как деятельность преследующего свои цели человека» Марксизм непротивопоставляет «подлинно человеческое» и подлинно общественное, ибо с его т. зр, это одно и то же.Поэтому проблему воспитания подлинно нравственного Ч. марксизм решает в единстве с задачей созданияподлинно человеческого О. в процессе, культурно-созидательной деятельности самих людей. Марксизм нетолько опровергает как ложное буржуазное противопоставление Ч. и о., но и показывает его источники. Врезультате разделения и отчуждения труда производительные силы (а также социальные отношения и всяобщественная культура) «выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, какособый мир наряду с индивидами...» (там же, т. 3, с. 67). Ч. не узнает в О. результатов своей деятельностии своей сущности. Буржуазное О. превращает его в «персонаж», играющий заданную ему роль, спускает емув виде готовых формул моральные запреты и предписания. Ч. же со своей стороны рассматривает О. каксредство для достижения своих эгоистических целей, стремится обрести свободу вопреки О., утвердитьсвое «Я» в индивидуальном «внутреннем» мире, свою собственную нравственность в противоположностьнавязанной ему общественной морали. Он кажется самому себе внесоциальным существом. Преодолениепротивоположности личности и О. с т. зр. марксизма достигается вместе с уничтожением социальныхусловий, ее породивших. Коммунистические общественные отношения это, по словам К. Маркса, прозрачно разумные связи и всестороннее общение, в котором люди развивают свои творческие способностиво всей их полноте. Чем более универсальны и бескорыстны устремления Ч., тем больше он осуществляетсебя как свободную личность.

Социобразующие силы в человеке. Труд и социально-трудовые отношения. Труд как целесообразна деятельность людей, направленная на удовлетворение их жизненных потребностей, является непременным условием существования и развития общества. Процесс труда, независимо от того, при каких конкретных исторических условиях он происходит, содержит три элемента: целесообразную деятельность человека, или собственно труд, предметы труда, средства труда. Труд является процессом, который происходит между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активна функция в процессе производства принадлежит человеку как носителю живого труда. По образному выражению К. Маркса, материальные факторы производства только потребляются целесообразно, когда они «охвачены пламенем труда». Следует отметить также, что только деятельность человека делает предметы природы предметами и средствами труда. Труд характеризуется пониманием действий человека, направленностью на достижение определенного результата. Своей работой люди создают, воспроизводят, увеличивают количество необходимых им продуктов и услуг. Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением. С одной стороны, это процесс целесообразной деятельности человека на предметы труда с целью превращения их в употребляемые стоимости. Действуя на предметы труда, превращая и видоизменяя их для достижения конечной цели производства, человек расходует физическую и нервную энергию. Это характеризует физиологическое сторону процесса труда. Вместе с тем работа в этом аспекте является материальным процессом, выражая отношение людей к природе. С другой стороны, в процессе труда люди не только действуют с помощью средств труда на предметы труда, но и вступают в определенные общественные отношения, взаимодействуют. В этом аспекте процесс труда предстает как общественное явление. Следовательно, труд как естественное условие жизни людей по своему содержанию является материальным процессом отношение людей к природе, а по характеру - общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности на природу. Труд всегда приобретает определенной формы организации и отражает социально-экономические особенности наиболее существенных признаков производственных отношений. Труд одновременно является процессом потребления рабочей силы как совокупности физических и умственных способностей. Носителем рабочей силы является человек. Она выступает личностным фактором производства. Именно он приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику, организует производство и определяет его цель. Вне живой работой, без сочетания с ней материальные факторы производства является только набором вещей. Исторический опыт неоспоримо доказывает, что роль личностного фактора производства постоянно растет. Вопреки некоторым утверждениям, что в условиях высокомеханизированной и автоматизированного производства роль человека сводится на нет, практика убедительно свидетельствует, что научно-технический прогресс, вооружая человека мощными средствами производства, не только не снижает, а, наоборот, повышает роль человека, выдвигает значительно более высокие требования к квалификации, ее ответственности за функционирование этих средств. Итак, исходя из методологических принципов экономической теории, сущность труда можно определить так: труд - это основная сфера жизнедеятельности человека, условие жизни общества и форм взаимоотношений людей в процессе производства. Необходимым ключевым элементом любой экономической системы являются социально-трудовые отношения, поскольку экономически активное население не может производить или предоставлять услуги, не объединяясь с помощью определенных организационных форм для совместной деятельности и взаимного обмена результатами своего труда.

Общество - система объективной реальности. Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая " безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена.
Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии. Понятно, что философско-социологический анализ общества не должен вести к узурпации прав и территории других наук об обществе. Это должен быть именно философский анализ общественной жизни под углом зрения основного вопроса философии, с позиций выявления не частных, а общих законов движения и развития общества и т. д. Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.
Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.
Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т. д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н. А. Бердяев утверждает, что историческая действительность есть "... особая и высшая духовная действительность" (Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 14). Наконец, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи. Но возникает законный вопрос: зачем нужна подобная логизированная модель общества?
Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить, позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий и т. д.
Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.