Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние моды на психологию масс






 

В отличие от целого ряда других близких явлений, выступающих как бы прямым следствием законов психологии масс, мода оказывает на массовую психологию еще и обратное, вторичное влияние. Если в большинстве остальных феноменов массовой психологии общность возникает на основе возникающих общих эмоциональных состояний и способствует их регуляции, то здесь действует еще и закон обратной связи. Мода создает особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково одетых, мыслящих или говорящих людей и за счет этого порождает вторичную эмоциональную связь между ними. Подчеркнем, что для возникновения такой связи подчас просто нет общей, единой эмоциональной основы. В такой общности нет никакого непосредственного заражения и вызываемого им подражания. Общность создается как бы виртуально, на расстоянии, а реально задается чисто внешним сходством находящихся вместе людей, когда они как бы случайно оказываются внешне похожими. Это не толпа, а, скорее «несобранная публика» из аудитории читателей модных журналов, которая может становиться толпой и действовать по ее законам на основе не внутреннего, а внешнего единства, оказываясь вместе. Тогда, превращаясь в контактную общность, она и обнаруживает свою теперь уже вторично массовую природу.

Справедливо подмечено: человек, одетый в том же стиле, что и мы, обычно сразу становится нам эмоционально ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, что и нам, создает у нас иллюзию, будто мы и мыслим, и воспринимаем мир одинаково. Более того: что и вести себя, одинаково одетые, мы должны одинаково.

Наиболее яркий пример такого рода – военная форма. В конечном счете разница между партизанским отрядом и равным ему по численности подразделением регулярной армии не слишком велика. Более того, по эффективности действий, нанесению потерь врагу эта разница может быть даже в пользу партизанского отряда. Еще Наполеон, столкнувшись в свое время с испанской партизанской войной, герильей, признал, что одержать военную победу в стране, где стреляет каждый камень, практически невозможно. Потом это подтвердили и русские партизаны в отечественных войнах 1812 и 1941–45 годов. Однако партизанские боевые действия потому и называются «партизанщиной», что они основываются на значительной индивидуальной свободе. В отличие от них, солдаты любой регулярной армии действуют не по обстоятельствам, а по приказу. У них отнята личная свобода, а индивидуальные, личные качества изначально сознательно нивелированы принудительно «модной» массовой единообразной униформой.

Одно из базовых, исторически выработанных условий социально-психологического превращения новобранцев в боевую единицу – их деиндивидуализация. Она достигается принудительно, без всяких эмоций, простыми средствами – типа одинаковой стрижки и переодевания в одинаковую одежду. Но уже одно это почти сразу же порождает те эмоциональные состояния, которые принято красиво называть «боевым братством» и «чувством боевого товарищества». Внешняя одинаковость способствует быстрому нарастанию внутренней одинаковости. Еще 3. Фрейд, исследуя армию как «искусственную массу», отмечал, что это в огромной степени облегчает решение тяжких задач «отцов-командиров» по обучению и воспитанию солдат, по превращению случайных новобранцев в регулярное войско.

Таким образом, мода оказывается еще в одном смысле двойным феноменом. С одной стороны, это прямой феномен психологии масс. С другой стороны, это некоторое условие формирования массы и развития массовой психологии. Стоящий за этим со­циально-психологический механизм достаточно очевиден. Внешнее сходство сразу порождает и пробуждает то самое чувство «мы», которое лежит в основе массы. «Мы» – например, с красными звездами, в зеленой форме. Соответственно, «они» – с черными крестами, в грязно-серой форме. «Мы» – защитники, «они» – агрессоры. «Мы» – безусловно, хорошие, «они» – определенно, плохие.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................. 3

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ................................................................ 6

1.1. Становление предмета социальной психологии.
Теоретические и практические задачи отрасли...................................................................... 6

Современные представления
о предмете социальной психологии.................................................................................... 8

1.2. История социально-психологического
знания за рубежом................................................................................................................. 11

1.3. История отечественной социальной психологии............................................................ 16

1.4. Методология и методы
социально-психологического исследования.
Эксперимент в социальной психологии................................................................................. 27

Вопросы и задания к главе..................................................................................................... 40

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.................................................................. 44

2.1. Понятие личности в социальной психологии................................................................... 44

2.2. Социализация личности................................................................................................... 51

2.3. Социальный опыт личности
как главный источник её формирования............................................................................... 71

Социальный опыт можно определить как форму духовно-практического освоения действительности. Он генетически связан с деятельностью человека. Деятельность представляет собой способ, условие и форму выражения социального опыта. Будучи ее результатом, он содержит в себе не только интеллектуальные, эмоциональные составляющие, но и саму схему деятельности. Социальный опыт – это всегда опыт деятельности, взятый со стороны реальных проявлений субъектов. Опыт определяет действия субъектов по достижению поставленной цели, уменьшает вероятность повторения ошибок........................................... 73

Подлинный опыт всегда влияет на деятельность личности, хотя это влияние может и не осознаваться. Благодаря своей наглядности, реальности он бесспорно достоверен. Обладающий опытом субъект стремится воздерживаться от действий, которые ведут к нежелательным для него последствиям. Многие исследователи указывают, что социальный опыт принадлежит всей личности, а не только ее сознанию................................ 73

В сознании опыт отражается лишь в общих чертах, а в полном объеме – в практической деятельности. Другими словами, он проявляется не только в приобретенных знаниях, но и в привычках, навыках и других формах деятельности. Опыт потерял бы свои специфические достоинства, если бы подлежал обязательному редуцированию в форме знания. Он с самого начала есть дело, в котором субъект участвовал и которое пережил. Благодаря такой специфике опыта, знание, выносимое из него, хорошо запоминается, не требует специальной подготовки, оно представляет собой чувственно-воспринимаемую схему деятельности....... 73

Опыт в своем многообразии неповторим в полном объеме, так как связан с особенностью процесса переживания, осмысления происходящего, с индивидуальностью человека. Однако он не является хаотичным набором социальных факторов. В содержание социального опыта входит такое отражение реальности, которое направлено на выявление ведущей тенденции, устойчиво повторяющейся в ней. Поэтому он выступает в качестве типизированной обобщенности социальных явлений. Обобщения, которые возникают в социальном опыте, слиты с действиями субъекта, образуют «ручное знание» о предмете и способах действия с ним...... 74

Представляется наиболее точным определение И.П. Черного: «Социальный опыт – общественно выработанный и унаследованный социальным субъектом способ целостного духовно-практического освоения мира, природы и человеческих отношений…»..................................................................................................... 74

Функии социального опыта........................................................................................................ 74

Только при теоретическом анализе возможно выделение различных функций социального опыта, однако надо помнить, что это выделение является условным, в реальной жизни все они слитны воедино. Довольно полная классификация функций социального опыта была сделана В.С. Карагодиным (2012). Он выделяет четыре основные функции:.................................................................................................................................... 74

1) прагматическую;.................................................................................................................... 74

2) гносеологическую;................................................................................................................. 74

3) мировоззренческо-идеологическую;.................................................................................... 74

4) социально-регулирующую. Каждая из них включает ряд подфункций. Например, прагматическая представлена такими подфункциями, как:....................................................................................................... 75

– регулятивная;.......................................................................................................................... 75

– целеполагающая;.................................................................................................................... 75

– детерминирующая;................................................................................................................. 75

– практическая (умения, навыки, привычки);............................................................................ 75

– контролирующая (с подфункцией запрещения)..................................................................... 75

Гносеологическая:..................................................................................................................... 75

– эвристическая (получение недостающих знаний);................................................................. 75

– критериально-объяснительная;............................................................................................. 75

– оценивательная;..................................................................................................................... 75

– обосновательная;.................................................................................................................... 75

– доказательная;........................................................................................................................ 75

– прогностическая...................................................................................................................... 75

Мировоззренческая:.................................................................................................................. 75

– воспитательно-нравственная;................................................................................................. 75

– систематизирующая................................................................................................................ 75

Социально-регулирующая:........................................................................................................ 75

– коммуникативная;................................................................................................................... 75

– социально-адаптивная;........................................................................................................... 75

– социально-управленческая.................................................................................................... 75

Степень выполнения этих функций зависит, прежде всего, от уровня развития самого социального субъекта, от уже накопленного им опыта............................................................................................................. 75

Развитие социального опыта личности...................................................................................... 75

Социальный опыт приобретается субъектом в процессе практической деятельности. Этот процесс происходит у ребенка двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, стихийно, в повседневной жизни он включается в совместные с другими людьми акты поведения, деятельность, общение, где и происходит присвоение социального опыта; во-вторых, в специально организованном воспитательном процессе, в соответствии с социально-экономической, политической структурой общества, его идеологией и культурой................ 75

С ранних лет ребенок в процессе социализации использует в своем поведении наряду со средствами, представляемыми настоящим моментом, также и свой прошлый опыт. Л.С. Выготский отмечал, что у детей постепенно с возрастом вырабатывается обобщенная схема действий, применяющаяся независимо от определенных условий приспособления. Социальные ценности общества, оформленные в виде правил, норм, традиций, для того чтобы регулировать поведение, должны фиксироваться в сознании. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в виде «выкристаллизовавшихся схем социального опыта». На их основе в повседневной жизни у ребенка вырабатываются стереотипы поведения, помогающие ему овладеть принципами деятельности............................................................................................................................. 76

На ранних этапах освоения деятельности ребенку необходима помощь взрослого. Однако при взаимодействии со взрослым происходит неизбежное разделение деятельности. Учитель ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. То есть при участии взрослого ребенок не может полностью освоить социальный опыт, так как часть деятельности остается за взрослым. Чтобы полностью овладеть деятельностью, ребенку необходимо взаимодействие со сверстниками. Еще Ж. Пиаже выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям со взрослыми. Между ребенком и взрослыми отношения всегда будут иерархическими и несимметричными. В группе же сверстников – отношения равноправные и симметричные, только при таких условиях ребенок может преодолеть эгоцентризм; у него развивается терпимость, умение понять точку зрения другого, критичность................................................................................................................. 76

В процессе взаимодействия с другими людьми у младшего школьника начинает формироваться самооценка, создаются существенные предпосылки для нравственного развития личности, формирования её ценностных ориентаций. Другими словами, взрослый передает весь операциональный состав деятельности, но остается держателем смыслов и целей. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. При взаимодействии детей в повседневной жизни у них формируется умение работать сообща: планировать, распределять обязанности, помогать друг другу, работать в общем темпе, быть ответственными за выполнение задания.................................................. 76

Ценностные ориентации, сложившиеся в обществе, являются предпосылками социального опыта ребенка. Социальный опыт обогащает и ориентирует личность на выбор ценностей, а ценности в свою очередь обогащают и формируют социальный опыт. Таким образом, социальный опыт определяет содержательную сторону ценностей личности, а сами ценности окрашивают накапливающийся социальный опыт. Социальный опыт возникает в процессе деятельности, когда ей придается социальное значение и личностный смысл. Он характеризует результаты деятельности как социально значимые, придает им ценностный характер. В процессе накопления социального опыта происходит выбор ценностей, а также их дифференциация, то есть формируются ценностные ориентации личности................................................................................................................ 77

2.4. Социально-психологические особенности личности...................................................... 77

Ценности как важнейший компонент
общественной и личной жизни.................................................................................................. 77

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком социального опыта общества. В результате ее личность усваивает нормы и ценности социальной среды. Ценностная система регуляции поведения значительно отличается от нормативной. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, так как норма не имеет градации: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности.................................................................. 77

Конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, а нормы – со средствами и способами её существования......................................................... 77

Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей............................................. 78

Проблема ценностей рассматривается в рамках аксиологии – учения о природе ценностей, их месте в действительности, структуре ценностного мира, их связи с культурными и социальными факторами, структурой личности.................................................................................................................................... 78

Начало разработки ценностной проблематики положил
Р.Г. Лотце в своей книге «Микрокосм» (1866–1867), он впервые ввел в качестве самостоятельного понятие «значимость», которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании......... 78

Практически все направления философии обозначили свое отношение к ценностям, их специфике и роли в жизни человека и общества................................................................................................................. 78

Смысложизненные, феноменологические, экзистенциальные, антропологические и религиозные философии, возникшие в ХХ веке, по своему содержанию были ценностными. Их отношение к ценностной проблематике можно определить словами Ф. Ницше: «Вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности: последний обретает всю свою серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях». 78

В зарубежной философии в понимании понятия «ценности» выделяется три основных подхода. Представители объективно-идеалистических концепций (Н. Гартман, М. Шелер и др.) исходят из определения ценности как потусторонней сущности вне времени и пространства. Сторонники субъективно-идеалис­тических концепций (К. Льюис, Д. Паркер, Т. Парсонс, Р. Перри, У. Эрбанн и др.) сводят сущность ценности к субъективно психологическому акту переживания, т.е. для них ценность – лишь явление сознания, в котором проявляется субъективное отношение человека к оцениваемым объектам и явлениям. Так, Д. Парсонс, например, определяет ценность как то, что способно удовлетворить желание. Представители натуралистических концепций
(И. Деви, Д. Дьюм) рассматривают ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом....................................................................................................................... 78

В отечественной философии в определении понятия «ценность» также существует несколько подходов. Ряд авторов
(Е.В. Боголюбова, К.И. Гулиан, С.И. Нарский) рассматривает ценность как объективную категорию: ценностью является «любой предмет материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительности, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость». Подобные определения вызывают возражение, так как ценность – не предмет или явление в целом, в ценностном отношении один и тот же предмет или одно и то же явление может участвовать разными сторонами, выступать как ценность в разных социальных ролях, что определяется его свойствами.................................................................................. 79

Существует точка зрения на ценность как на субъективное явление. В.М. Квачахия (1981) пишет, что ценность «не сама оценка и не вещь, которая оценивается, а социально-опре­деленные основы ориентации и оценки». 79

Как «момент сознания» определяет ценности И.Н. Попова (2009) и считает, что они не существуют в чистом виде, а выступают лишь в «совокупности с другими компонентами ориентационного контекста личности». 79

Представляется интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такой точки зрения придерживаются В.Г. Выжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу тех или иных объектов – носителей этих ценностей. По их мнению, ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений; в свою очередь сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок......................................................................................................................... 79

Наиболее обоснованной и логичной выглядит позиция авторов, рассматривающих ценность в рамках субъект-объектных отношений, в которых объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или социальной группы).................................................... 79

О.Г. Дробницкий представляет ценность как двоякое явление: как «ценностные характеристики предмета» и как «ценностные представления». Действительно, у явления, будь оно существующим или мыслимым, есть некоторые свойства, которые имеют для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят от того, кто их оценивает, а так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент ценности является первичным, так как ценность – не умственный акт, а предмет ценностного отношения. Вне ценностного отношения нет ценности, но это не значит, что ценность и ценностное отношение – одно и то же. Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают «связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели». Отсюда ценность можно рассматривать как свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели... 80

Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Очевидно, что ценность, ценное – это положительно оцененное человеком, исходящим из своих осознанных потребностей. В природе, рассматриваемой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке....................................................................................... 80

Ценности имеют исторический характер. В зависимости от характера потребности и способов их удовлетворения, ценности подразделяются на материальные и духовные. К материальным ценностям относятся средства производства, материальные блага: пища, жилье, одежда и т.д. Материальные ценности связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, поэтому их критерием выступает практическая полезность предмета.................................................................................................................................................... 80

Духовные ценности подразделяются на нравственные, познавательно-научные, эстетические. Они характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения будут другие. Так, критерием измерения познавательных ценностей является истина, эстетических – художественная красота, нравственных – добро. 80

Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что по способам своего бытия ценности имеют сложнейший многоуровневый характер. Они объективно существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, цели и идеалы, которые в с вою очередь через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни........................................................................ 81

Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможна ситуация, когда человек считает ценностью то, что объективно является для него вредным (никотин, алкоголь, наркотики и т.п.). Задача воспитания ребенка заключается в том, чтобы научить его избирать такие ценности, которые несут в себе объективную физическую или духовную пользу для него самого и для общества............................................................................................................... 81

Воспитательные ценности......................................................................................................... 81

Для присвоения ценностей личностью должны создаваться специальные условия. Этими условиями могут выступать особые позитивные ценности общества, которые обеспечивают развитие личности ребенка в интересах и общества, и самой личности. Эти ценности, имеющие педагогическое содержание, называются воспитательными ценностями. Воспитательные ценности по своей природе и содержанию являются отражением объективных социально-исторических условий. В самом общем виде воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных, объективных, общественных условий и отношений................................................................................................................................. 81

Б.Т. Лихачев (1998) рассматривал воспитательные ценности как «такие качества, свойства, желания, инстинкты, стремления личности, которые родители и педагоги хотели бы реализовать, воплотить в своих детях в необходимых и достаточных для этого социальных условиях, что сделало бы их счастливыми и вместе с тем полезными для общества гражданами».................................................................................... 82

Воспитательные ценности порождаются объективными социальными условиями. Молодые люди принимают лишь те ценностно-воспитательные ориентиры, которые реально помогают им общаться и быть благополучным членом группы, способствуют самоутверждению, развитию физической силы, воли, способностей. Выход современного российского общества из кризиса во многом зависит от того, насколько успешно удастся разработать шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в жизни........................ 82

Через воспитательные ценности общественные ценности входят во внутреннюю структуру личности в форме ценностных ориентаций. Другими словами, воспитательные ценности родителей и педагогов являются средством формирования ценностных ориентаций детей. Став личностно значимой, общественная ценность начинает выступать как внутренний регулятор деятельности человека, определяющий ее направленность. В ходе освоения окружающей действительности субъект непременно вступает в ценностно-нормативные отношения с ней. Однако содержание ценностей, которыми овладевает личность, для разных людей различно. Разнообразие индивидуальных систем ценностей определяется в значительной степени особенностями социального опыта, в ходе которого человек осваивает ценности. Достигнув определенной степени развития, ценностные ориентации начинают оказывать существенное влияние на дальнейшее накопление социального опыта личности. 82

Ценностные ориентации личности............................................................................................ 82

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, показателем её сформированности. Не случайно различные аспекты ценностных ориентаций являются предметом изучения философии, социологии, психологии, педагогики..................................................................... 83

Проблема ценностных ориентаций имеет длительную историю исследования. Джон Девис считает, что уже Аристотелю было что сказать о содержании данной категории............................................... 83

Наиболее последовательно это понятие начало изучаться в зарубежной психологии со второй половины ХIХ века. Основоположником этих исследований является Г. Спенсер, который уже в 1862 году писал, что в понятии правильных суждений по спорному вопросу многое зависит от позиции ума, которую мы сохраняем в то время, когда слушаем и принимает участие в споре............................................................................ 83

Г. Спенсер положил начало концепции моторных аттитюдов. Основываясь на этой теории, ученые Ланге, Мюстенберг, Ферре стали изучать не только моторные реакции, но и внимание, память, мышление. Наиболее активно экспериментальные исследования проводились в Германии. Однако сам термин «аттитюд» немецкими учеными не использовался, его заменяло множество синонимов........................................... 83

Термин «аттитюд» был предложен У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»
(1918–1920). На русский язык «аттитюд» переводят как «социальную установку» или же принимают беспереводно с английского «аттитюд». Под данным термином в зарубежной социальной психологии понимают внутреннюю позицию человека, готовность действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом. У. Томас и Ф. Знанецкий определяли аттитюд как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».................................................................................................................................................... 83

Ценность, по мнению этих авторов, обычно является социальной по природе, т.е. является «объектом уважения со стороны социализированных людей». Они определяют социальные ценности как любую данную величину, имеющую эмпирическое содержание, доступное членам некой социальной группы, и значение, относительно которого она есть или может быть объектом активности......................................................... 83

В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого социальная установка впервые была обозначена как общее состояние субъекта, обращенное на ценности.......................................................................................................... 84

В 20–30-е годы отмечался резкий подъем в исследовании аттитюда. Появляется несколько самостоятельных направлений в изучении данной проблемы. Так, Г. Олпорт в 1935 г. насчитал
17 вариантов этого понятия. Проанализировав их, он выделил моменты, общие для всех исследователей: аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Он установил зависимость аттитюда от предыдущего опыта и отметил его важную регулятивную роль.................................................................................................................................................... 84

Интересен подход к данной проблеме Т. Парсонса
(1902–1979). В своей теории действия он выделял такие основные понятия, как ситуация, деятель и ориентация. Т. Парсонс делит ориентации деятеля на мотивационную и ценностные ориентации. Знание содержания ценностных ориентаций позволяет объяснять и прогнозировать поведение людей, т.е. осуществлять социальный контроль, который в свою очередь, по-мнению Т. Парсонса, позволит добиться: во-первых, социализации человека, в результате которой он приобретает ориентацию, необходимую для нормальной жизнедеятельности в социальной системе, и, во-вторых, развить процессы, которые предотвращали бы условия, порождающие отклоняющееся поведение. Все это поможет обществу управлять поведением отдельных людей................. 84

Дальнейшие экспериментальные исследования выявили три компонента аттитюда:............ 84

1)когнитивный;.......................................................................................................................... 84

2)аффективный;......................................................................................................................... 84

3)поведенческий....................................................................................................................... 84

Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта аттитюда. Он включает мнения и убеждения, которых человек придерживается относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют ему судить о том, что является истинным, а что ложным. Аффективный компонент представляет собой положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают аттитюду эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое человек собирается совершить. Поведенческий компонент представляет реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям............................................... 84

Исходя из этих компонентов, были выделены четыре функции аттитюда:.............................. 85

1) приспособительная (адаптивная, утилитарная), где аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;............................................................................................................. 85

2) функция знания, здесь аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;............................................................................................................... 85

3) функция выражения ценности, саморегуляции – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;........................................................ 85

4) функция защиты, способствующая разрешению внутренних конфликтов личности............. 85

Однако многие вопросы по данной проблеме оставались без ответа. Особые затруднения были вызваны экспериментом Ла Пьера. Он обнаружил два уровня поведения. На первом уровне наблюдаемое поведение выражалось следующим образом. Ла Пьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по южным штатам США и посетил 252 отеля, где их обслуживали в гостиницах, ресторанах в соответствии с принятыми стандартами сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Ла Пьера и его учеников-китайцев не было обнаружено. 85

После завершения путешествия Ла Пьер обратился письменно в те отели, где он встретил нормальный прием. Второй уровень поведения выразился в том, что на запрос, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух студентов-китайцев, получил отказ в обслуживании «цветных». Расхождение в поведении, с одной стороны, обеспечивающее поведение с помощью положительного аттитюда, а с другой стороны – с помощью отрицательного аттитюда, получило название «парадокс Ла Пьера». 85

Многие психологи усомнились в регулятивной роли аттитюдов. И только когда появились соответствующие теоретические представления и экспериментальные методики, позволяющие объяснить «парадокс Ла Пьера», в зарубежной психологии вновь повысился интерес к данной проблеме. Особую роль при этом сыграли эксперименты М. Рокича. Помимо трехкомпонентной структуры, он выделил «объектные» и «ситуационные» социальные установки. Первые являются аттитюдами по поводу объектов действий (отрицательное отношение к китайцам), а вторые – по способу действий (хорошее обслуживание всех клиентов). Другое объяснение «парадоксу Ла Пьера» предлагают Д. Катц и И. Стотленд. В зависимости от ситуации по-разному проявляются различные стороны аттитюда: то когнитивный, то аффективный компонент. Результат поэтому будет различный. 86

В отечественной психологии выделяется несколько основных подходов к рассмотрению понятия «ценностные ориентации». Б.В. Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей: ценности, в его представлении, это своеобразные «маяки», которые позволяют выделить в потоке информации то, что наиболее значимо в жизнедеятельности человека как в позитивном, так и в негативном смысле. То есть под ценностью понимается значимость предмета или явления действительности для человека, а под ценностными ориентациями – выбор определенных ценностей. Придерживаясь ориентиров, человек сохраняет определенную внутреннюю последовательность своего поведения..................................................................................... 86

Рассматривают ценностную ориентацию как ориентацию на существующие в обществе ценности и другие исследователи. Так, И.С. Кон пишет: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями». Такая трактовка ценностных ориентаций не раскрывает их сущность. Ориентироваться можно на обширный круг ценностей, в то время как ценностными ориентациями становятся лишь осознанные ценности, которые вошли во внутреннюю структуру личности............................ 86

Некоторые ученые соотносят понятие ценностных ориентаций с понятием направленности. Так, Б.Г. Ананьев характеризует ценностные ориентации как «направленность на те или иные ценности». Направленность характеризует личность через её социальную и нравственную ценность и проявляется в интересах, мировоззрениях, убеждениях. К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова исходят из равнозначности понятий ценностных ориентаций и направленности. Сопоставления ценностных ориентаций с индивидуально-типологическими особенностями личности дало основание этим авторам говорить о синдроме ценностных ориентаций, включающем в себя основные свойства личности, характеризующие тип направленности. Однако ценностные ориентации не сводимы к направленности. Понятие направленности личности является более широким, родовым. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности. Через направленность личности ценностные ориентации находят свое реальное выражение................................... 86

Понятие установки..................................................................................................................... 87

Многие исследователи связывают понятие ценностных ориентаций с понятием «установки». Так, в первых исследованиях В.А. Ядова понятие ценностных ориентаций определялось как система установок личности на те или другие ценности общества. Со временем он конкретизировал понятие ценностных ориентаций, стал рассматривать их как особый вид социальных базовых установок, формирующихся на основе высших социальных потребностей и проявляющихся в деятельности человека. В своей диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядов выделил четыре уровня:............................................................................ 87

1.Первый уровень – элементарные фиксированные установки (по Д.Н. Узнадзе), их формирование происходит на основе витальных потребностей в простейших ситуациях....................................................... 87

2.Второй уровень – это уже сложные социальные диспозиции, формирующиеся на основе потребности человека в общении в малой группе, и ситуации деятельности в этой группе. Диспозиции этого уровня соответствуют фиксированным социальным установкам, аттитюдам или отношению (по В.Н. Мясищеву). Данные социальные установки содержат когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, они подразделяются на «объектные» и «ситуационные»............................................................................................... 87

3.Третий уровень диспозиций – общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности. Они направляют личности на какую-то определенную сферу деятельности: по специальности, в быту, досуге. Общая направленность интересов имеет трехкомпонентную структуру, но в ней уже проявляется отношение не к отдельному объекту, а к значимым социальным областям............................ 88

4.Четвертый уровень в системе диспозиций занимают ценностные ориентации. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях................................................................... 88

Рассматривают ценностные ориентации в рамках теории установки и представители школы Д.Н. Узнадзе. Категории установки и ценностных ориентаций находятся в сложной взаимосвязи. Ценностные ориентации имеют не только индивидуальный, но и общесоциальный уровень, а категория установки используется только при анализе личностного и микрогруппового поведения. В то же время не подлежит сомнению взаимосвязь установки и ценностной ориентации, т.к. последняя воздействует фактически на все стороны человеческой психики: от познавательной деятельности до мотивации каждого поступка человека, из которых складывается его поведение. С другой стороны, каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, поэтому индивидуальные установки неизбежно проявляют себя в интерпретациях ценностных ориентаций, характерных для общества в целом............ 88

Существует определение ценностных ориентаций как отношения к ценности. Так, А.Г. Здравомыслов (1986) пишет: «Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных, духовных благ, идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели, средства для удовлетворения потребности, жизнедеятельности личности». В данном определении происходит смешение таких понятий, как «ценностные ориентации» и «ценностное отношение».......... 88

Существуют и объединяющие подходы. В.В. Водзинская рассматривает ценностные ориентации и как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, и как систему установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. С её позицией соглашаются О.И. Зотова и М.И. Бобнева, они также трактуют ценностные ориентации одновременно с позиции отношения и установки. Л.Х. Дживанян, И.П. Араксян определяют ценностные ориентации одновременно через понятие установки и через понятие выбора. «Установка субъекта на выбор тех или иных целей, ценностей общества есть, на наш взгляд, не что иное, как ценностные ориентации».............................................................................................................................. 89

Итак, существует множество различных подходов к пониманию ценностных ориентаций. Действительно, понятие ценностных ориентаций близко к таким категориям, как «установка», «отношение», «направленность». Однако это самостоятельная категория, находящаяся с вышеназванными в сложной взаимосвязи. Представляется наиболее точным рассматривать ценностные ориентации как способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости....................................................................................................................... 89

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуального развития. Как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального; мыслей, чувств и практического поведения. В проведенных под руководством В.А. Ядова исследованиях был сделан вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения. То есть функциональное значение ценностных ориентаций проявляется в регулировании деятельности..................................... 89

Однако ценностные ориентации в отличие от социальных установок могут не проявляться в действии, а лишь свидетельствовать о предпочтении того или иного вида деятельности, его потенциальном мотиве. Опосредующим звеном между ценностными ориентациями и поведением, по мнению большинства исследователей, являются мотивы. Внутренний выбор того или иного поступка, его мотивация во многом зависит от тех ценностных ориентаций, которые характерны для личности. Они раскрывают причину не отдельного поступка, а последовательной их совокупности. Ценностные ориентации определяют цели и средства деятельности в целом. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях................. 89

Ценностные ориентации существенно влияют на восприятие человеком окружающей среды. Они направляют его (что замечает субъект, что предпочитает в данных условиях). Ценностные ориентации систематизируют мысли, чувства, создают русло для хода всех наших размышлений, определяют выбор средств деятельности. 90

В ценностных ориентациях отражаются представления человека о самом себе, т.е. они являются необходимым элементом самосознания личности. В связи с этим представляются интересными исследования в области самосознания личности, выделившие показатель силы «Я» – меру совпадения идеального «Я» (система представлений личности, какой ей хотелось бы себя видеть) и реального «Я» (какой личность видит себя в данный момент). Значительный разрыв между реальным и идеальным «Я» резко ослабляет поведенческий компонент ценностных ориентаций. Сильное «Я» видит окружающую среду более реалистично, более верно оценивает свои возможности и действует конструктивнее, чем слабое «Я»..................................................... 90

Посредством системы ценностных ориентиров человек судит не только о своих прежних поступках, но и избирает вариант действия. Действенная функция ценностных ориентаций больше всего проявляется в выборе будущего поведения. Как отмечает В.В. Давыдов (1930–1998), «… человек строит свои действия в зависимости от того, что лишь может случиться в будущем – будущем, которого еще нет!». Ценностные ориентации являются основой возможного будущего, которое опосредует настоящую деятельность человека, так как если человек называет нечто добром, то он не только подтверждает определенный факт, но и выражает желание, чтобы это явление было и впредь, если оно уже есть, или чтобы оно появилось, если отсутствует. Поэтому ценностные ориентации являются указанием для будущего........................................................................................................... 90

Структура ценностных ориентаций........................................................................................... 91

Развитая структура ценностных ориентаций предполагает иерархичный принцип строения. Согласно принципу иерархии систем, в ценностных ориентациях существуют однопорядковые и соподчиненные уровни. В этой системе выделяются высшие ценности, которые занимают доминирующее положение, они имеют наибольшую значимость для субъекта и самоценный характер, независимый от других ценностей. Другие ценности зависят от степени и качества взаимосвязи с высшими ценностями. Такая система связи обусловливает определенную гармоничность и устойчивость ценностных ориентаций........................................................... 91

Нравственные ценностные ориентации являются основополагающим ядром ценностных ориентаций, которое определяет уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение к другим людям, к себе и миру вообще. Ведь сама значимость ценности для человека имеет нравственный характер, поскольку выражает такое отношение человека к предметной действительности, которое основано на представлениях о добре и зле. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора тех или иных ценностей является важнейшим основанием ее нравственных ценностных ориентаций. 91

Субъект не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе своего социального опыта. В детском и юношеском возрасте у человека формируется определенная система ценностных ориентаций, которая имеет более или менее развитую структуру. Будучи итогом социального развития личности, ценностные ориентации не сразу становятся системой с развитой структурой. При неблагоприятных условиях система ценностных ориентаций личности может не развиться в должной мере.................... 91

Система ценностных ориентаций личности формируется среди ценностей общества, имеющих значение образов, однако личность не пассивна в этом процессе. Как отмечал еще С.Л. Рубинштейн (1889–1960), любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее также под влиянием внешних воздействий. Процесс формирования ценностных ориентаций всегда протекает совершенно индивидуально и неповторимо, в зависимости от конкретных условий, от принадлежности личности к той или иной среде, от ее индивидуальных особенностей............................................................................ 92

Важным является утверждение А.Н. Леонтьева (1903–1979), что ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда обретут для него личностный смысл. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора. Такой выбор предполагает активную творческую деятельность, общение, а также поиск собственного «Я»................................................................................ 92

В развитии ценностных ориентаций ученые выделили несколько уровней, которые необходимо учитывать, строя воспитательный процесс:.......................................................................................................... 92

1) знание ценности без субъективного отношения к ней;......................................................... 92

2) понимание смысла ценности и ее оценка;............................................................................ 92

3) ценность приобретает эмоциональную окраску;.................................................................. 92

4) ценность организует вокруг себя другие ценностные представления, являясь их ядром, – появляется поведенческий компонент;....................................................................................................... 92

5) объединение ряда ценностей в один синдром, который становится регулятором осознанного поведения. 92

Ценностные ориентации можно рассматривать как систему взаимосвязанных компонентов: интеллектуального, эмоционального и действенного............................................................................................... 92

1. Интеллектуальный компонент составляет социальные представления, понятия и суждения, знания социально значимых ценностей, степень их обобщения........................................................................... 92

2. Эмоциональный компонент ценностных ориентаций – эмоциональное отношение к социально значимым ценностям, их личностное принятие......................................................................................... 92

Итак, формирование ценностных ориентаций личности представляется сложным, многоступенчатым процессом, на который большое влияние оказывает процесс и содержание деятельности, ее ценностно-ориентационная направленность, весь социальный опыт человека. Начало школьного обучения является важным периодом формирования ценностных ориентаций. Ребенок попадает в школьную среду, где профессионально действуют воспитательные ценности педагогов как регулятор поведения и отношений, что открывает большие возможности для целенаправленного и систематического формирования ценностных ориентаций учащихся. 93

4. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социаль­ной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975.............................. 95

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–26........................................................................... 95

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.......................................................................................... 97

3.1. Проблема общения в социальной психологии................................................................ 97

3.2. Общение как коммуникация.......................................................................................... 103

3.3. Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона общения)....................................................................................... 110

3.4. Перцептивная сторона общения (общение
как восприятие и понимание человека человеком)............................................................ 116

3.5. Психологическое воздействие
на личность в процессе общения......................................................................................... 122

3.6. Коммуникативная компетентность
и ее формирование.............................................................................................................. 125

ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП........................................................ 137

4.1. Малая группа как предмет
социально-психологического исследования........................................................................ 137

4.2. Модели группообразования.......................................................................................... 149

4.3. Социальная психология групповых процессов.............................................................. 156

4.4. Социальная психология межгрупповых отношений...................................................... 166

ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ БОЛЬШИХ ОБЩНОСТЕЙ................................................................................. 177

5.1. Исторические общности как объект
социально-психологического исследования........................................................................ 177

5.2. Социально-психологические
особенности этнических общностей.................................................................................... 184

5.3. Массовидные социально-психологические явления..................................................... 194

5.4. Социальная психология миграций................................................................................. 206

5.5. Социальная психология противостояния
(конфронтации).................................................................................................................... 214

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................................... 226

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.................................................................... 226

К. Дж. Герген............................................................................................................................ 242

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ИСТОРИЯ........................................................................... 242

Влияние науки на процесс социального взаимодействия........................................................ 242

Бегство к свободе..................................................................................................................... 245

Психологическая теория и культурные изменения................................................................. 246

За интеграцию чистого и прикладного знания......................................................................... 248

Разработка индикаторов психосоциальных диспозиций......................................................... 249

За единую социально-историческую науку............................................................................. 250

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ....................................................................................................... 280

Язык невербального общения................................................................................................. 280

Выражение лица (мимика)...................................................................................................... 282

Визуальный контакт................................................................................................................. 283

Интонация и тембр голоса....................................................................................................... 285

Позы и жесты............................................................................................................................ 286

Ответ на невербальное общение............................................................................................ 287

 

 

****************************************************************************************************

 

 

Учебное издание

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.