Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто есть кто






 

В основе большинства эффектов межличностного восприятия лежит механизм установки. По образному сравнению Д.Н. Узнадзе, человек подобен радиоприемнику, который, несмотря на то, что может принимать множество радиостанций, воспроизводит одну – ту, на которую настроен. Так вот, своеобразная настройка человека на восприятие тех или иных сторон объекта и есть установка. Иными словами, установка – это готовность действовать или воспринимать что-либо определённым образом. Рассматривая восприятие человека человеком, мы имеем дело с особым классом установок, получивших название аттитюды, или социальные установки, поскольку возникают они при восприятии особых объектов – других людей, норм, правил и т.д.

Примером иллюстрации социальных установок стал опыт А.А. Бодалева. Двум группам людей демонстрировалась одна и та же фотография мужчины, по которой им предлагалось описать особенности характера человека. При этом испытуемым одной группы сообщалось, что на фотографии известный ученый, а другой – что это матерый преступник. В итоге полученные описания разительно отличались друг от друга. В одном и том же фотопортрете одни видели умный лоб, ласковую улыбку, свидетельствующую о широте души, другие – хищную улыбку, «преступный подбородок», затаенную злобу и т.д. Действовал эффект предубеждения.

Иллюстрацией такого же рода является еще один эксперимент, который, кроме всего прочего, показывает, как важно не забывать об установках, особенно в сфере пропагандистской и воспитательной работы. Один и тот же человек выступал в трех разных аудиториях с одной и той же лекцией о США. В первой аудитории его представили как профессора, вернувшегося из США с симпозиума. Во второй – как учителя, ездившего в Америку по обмену опытом. В третьей – как спортсмена, вернувшегося из США с соревнований. Во всех трех аудиториях слушателями были учителя. После лекции выяснялось их мнение. Как и ожидалось, больше всего восхищались лекцией те слушатели, которым читал «профессор». «Какая эрудиция, какие манеры...». Там, где выступал «учитель», лекция понравилась меньше, но понравилась. Сработал «эффект своего». А вот там, где выступал «спортсмен», восторгов не было совсем. Более того, многим лекция не понравилась вообще. Наглядный пример, не правда ли?

В кругу психологов стал расхожим рассказ об американском профессоре, который, иллюстрируя действие установочных механизмов, встал возле метро с табличкой на груди и со шляпой в руке и простоял так весь день. Многие клали в шляпу деньги и шли дальше. Во всяком случае, никто не задал ему никаких вопросов. На табличке же было написано: «Я получаю больше любого из вас». Не знаю, насколько правдива эта история, но она довольно точно отражает суть явления.

Еще один официально запротоколированный эксперимент. Во время лекции в аудиторию заходили два человека. Лектор перебрасывался с ними несколькими фразами, из которых было понятно, кем является вошедший первым. О втором человеке студенты никакой информации не имели. Что же касается входившего первым, то он выступал в одном случае в роли лаборанта, в другом – ассистента, в третьем – доцента и в четвертом – профессора. Эксперимент повторялся в нескольких аудиториях. Студентов просили оценить рост входивших. Оказалось, что во всех аудиториях примерно одинаково и довольно точно определили рост человека, информации о котором не было. Рост же входившего первым существенно менялся в оценке, хотя оба человека были одного роста. При этом «профессор» оказался выше «лаборанта» в среднем на двенадцать (!) сантиметров.

Итак, неточности нашего восприятия людей касаются не только невидимых особенностей личности и характера человека, но даже его внешнего вида.

Было бы неверно приписывать установкам исключительно отрицательную роль. Аккумулируя в себе и индивидуальный, и общественный опыт, они помогают человеку принимать решения в ситуации неопределенности, позволяют компенсировать дефицит информации при восприятии новых объектов, обеспечить психологическую защиту и многое, многое другое. Однако это не дает оснований забывать о коварстве установок, особенно в пе­дагогической деятельности. Многие скажут: «Нет, у меня никаких установок по отношению к детям нет». Не спешите с выводами. Попробуйте внимательно и как бы заново посмотреть на окружающих людей и, может быть, вам откроется в них нечто, что вы просто не замечали. Ребенок кажется вам неисправимым? Вспомните А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других педагогов, главным принципом которых наряду с другими было уважение к личности ученика и вера, прежде всего, в позитивное в нем.

 

Игра на пальцах

 

У Наташи дома неприятности. Девочка тяжело их переживает, стала невнимательна на уроках, конфликтует с одноклассниками. Молодая учительница поняла причины происшедших перемен и решила побеседовать с Наташей. Оставив ее после уроков, она предложила девочке рассказать о своих проблемах, но Наташа категорически отрицала наличие каких бы то ни было семейных конфликтов. Разговора не получилось. В чем причина этого?

Учительница не учла: одного ее желания помочь девочке явно недостаточно. Нужно еще, чтобы эту помощь захотела принять Наташа. Но этого не случилось. Возможно, сказалось предубеждение против учителей, приписывание всем педагогам черствости и бездушия, стремления только поучать, а не оказывать реальную помощь.

Учительница, как это можно понять из примера, не проявила одной из важнейших педагогических способностей – способности к рефлексии, к умению увидеть себя глазами другого.

В педагогической деятельности способность к рефлексии и ее глубина имеют, пожалуй, принципиальное значение, поскольку, проникая во внутренний мир ребенка, позволяют прогнозировать реакцию ученика и выбирать адекватные методы педагогического воздействия.

 

И минус, и плюс...

 

Приведенные нами эффекты межличностного восприятия в одних ситуациях воспринимаются со знаком минус, а в других – со знаком плюс. Не зря говорят, что минус – это плюс, правда, доведенный до абсурда.

Сформированные на основе собственного опыта и опыта поколений эффекты восприятия избавляют нас от необходимости тратить силы и энергию на познание людей, с которыми нам приходится вступать в контакты, число которых в наш бурный век стремительно растет. Эффекты восприятия вовремя подбросят нам необходимую дополнительную информацию и позволят без каких-либо излишних усилий и пообщаться, и даже, при необходимости, поработать вместе.

Но все это справедливо для поверхностного общения. Там, где мы переходим на иной, более глубинный уровень отношений (в семье, с друзьями, близкими либо в некоторых специфических профессиональных видах деятельности – педагогической, психотерапевтической, управленческой), эффекты способны оказать медвежью услугу, полностью заслонив реального человека. И вот здесь целесообразны некоторые специальные приемы, позволяющие в определенной мере нейтрализовать их влияние. Можно сформулировать их в виде нескольких, на первый взгляд тривиальных, однако часто упускаемых нами из вида правил.

1. Даже на самого близкого человека, знакомого вам много лет, а тем более на человека, знакомство с которым не столь длительно, нужно хотя бы изредка смотреть так, как будто вы видите его впервые в жизни, и ваша задача заключается в том, чтобы попытаться его хорошенько узнать.

2. Не забывайте, что не все люди несут на себе отпечаток своей профессии и роли. Есть немало людей, способных сохранить свою индивидуальность в любых условиях.

3. Не полагайтесь в оценке человека на то, что говорят о нем люди, составьте собственное мнение о нем.

4. Не стоит делать заключение сразу в ходе первой встречи. После ее окончания попытайтесь мысленно «прокрутить» происходившее, проанализировать поведение человека, содержание разговора. Не забывайте, что любой факт имеет множество интерпретаций. Как справедливо говорил Г. Лихтенберг, «по­стоянно оказывается, что так называемые " дурные люди" от более основательного их изучения выигрывают, а " хорошие" от этого теряют».

5. Составив мнение, не укрепляйте себя в нем, пока не узнаете человека ближе. Если вы услышите о нем мнение, расходящееся с вашим, отнеситесь к его точке зрения как к более правильной, как к поводу взглянуть на человека с несколько иных позиций, и вам может открыться в нем много нового.

6. Не стоит делать скоропалительных выводов и тогда, когда человек вам хорошо знаком. Задумайтесь, действительно ли в его поведении есть факты, свидетельствующие о справедливости ваших умозаключений.

7. Не усредняйте людей. Помните, что природная палитра богата красками и среди них много не только полутонов.

В преодолении ошибок межличностного восприятия большую помощь могут оказать различные игры и упражнения психологического содержания. При всей своей видимой простоте они часто несут большую психологическую нагрузку. Сегодня есть много литературы, посвященной проведению таких игр и упражнений, и, видимо, нет смысла повторять их описание. Поэтому в качестве примера можно привести лишь одно, непосредственно относящееся к теме нашего разговора. Это упражнение очень хорошо проводить как с теми, кого вы еще недостаточно знаете, так и с хорошо знакомыми людьми. В первом случае оно позволит быть более объективным при построении образа другого человека, во втором – частично преодолеть описанные выше эффекты. Вот лишь два его варианта из множества возможных. Проводить его можно где угодно – и в дружеской компании, и в коллективе учителей, и в школьном классе.

Вариант первый

Предложите вашим знакомым сесть спиной к остальным и попытаться подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих. При анализе обратите внимание на то, как влияет степень знакомства на подробность описания, на то, кто и кого более подробно описывает.

Вариант второй

Называется один из участников группы. Группа коллективно должна вспомнить его поведение, самочувствие и высказывания с определенного момента встречи или с самого ее начала.

Очевидно, что подобные упражнения могут иметь множество различных модификаций в зависимости от тех конкретных задач, которые вы перед собой ставите. Наблюдательному человеку такие упражнения помогут узнать много нового о взаимоотношениях в коллективе, о справедливости оценок, из которых люди исходят, говоря о том или ином участнике беседы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.