Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема общения в социальной психологии






Понятие общения

Общение является фундаментальной категорией в психологии, занимает важное место в ее разных направлениях, в том числе в социальной психологии, и в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Тем не менее ее значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий социально-психологической науки.

До 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Уже в 20–30-е гг. ХХ в. проблема общения интенсивно разрабатывалась психологами. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В.М. Бехтерев в контексте разрабатываемой им социальной рефлексологии (1921). Он отмечал, что общение является важным механизмом объединения людей в группы и условием социализации личности. В середине ХХ века, особенно в
60-е годы, к проблеме общения активно обращается В.Н. Мясищев (1960, 1970). В своих работах он говорил о единстве взаимодействия между людьми и взаимоотношений между ними, обусловленных полученными в ходе взаимодействия впечатлениями и переживаниями. Большое внимание В.Н. Мясищев уделил процессу общения в психотерапии, в частности при лечении неврозов.

Понятие «общение» использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализации личности в трудах многих ученых. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции (1931). Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна (1946). Роль общения как средства приобщения личности к общественным знаниям, усвоения общественного опыта, как условия развития мышления подчеркивал А.Н. Леонтьев (1983). В трудах
Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека (1980).

В отечественной академической психологии под влиянием «деятельностной» парадигмы понятие «общение» традиционно связывалось с категорией «деятельности». Такая традиция характерна как для московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и его последователи), так и для ленинградской. Б.Г. Ананьев рассматривал человека как субъекта трех основных видов деятельности: труда, познания, общения. Общение трактуется лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Именно потребности в совместной деятельности и порождают процесс общения. В русле такого понимания распространенным определением общения является следующее.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Краткий психологический словарь, 1999. – C. 229).

В 1967 г. в своей книге «Социальная психология» Б.Д. Парыгин выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С этого времени общение становится предметом интенсивного научного изучения. При этом в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Категория общения изучается с точки зрения ее самостоятельности, то есть несводимости к деятельности. В работах Б.Ф. Ломова (1984), В.В. Знакова (1994), А.А. Реана (1994, 2000) общение рассматривается не только как средство, но и как цель, выступая как самомотивированный процесс, не обязательно вызываемый потребностями в совместной деятельности. Как отмечает Б.Ф. Ломов (1984), «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат – это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми. И хотя несомненно, что деятельность и общение, определенным образом связанные через субъекта, имеют многие общие черты, этого еще не достаточно для их отождествления (либо представления одного как разновидности другого. С этого времени начинается период подлинного рождения проблемы общения в социальной психологии. Категории общения приписывают самостоятельное значение, поскольку оно отражает специфическую потребность человека контактировать с другими людьми (так называемая «аффилиативная потребность») (А. Маслоу, 1997).

Идея автономности и самоценности общения обосновывается, в частности, теоретической концепцией А. Маслоу о структуре фундаментальных потребностей человека, согласно которой аффилиативные потребности личности (то есть необходимость в общении) относятся к основным. Так возникает понятие фатического общения, цель которого в поддержании самого процесса общения вне совместной деятельности, например, чтобы поделиться своим горем, разделить радость.

Попытку объединить противоположные точки зрения на общение предприняла Г.М. Андреева (1990). Она предложила рассматривать общение и как сторону совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее производное. Очевидно, что разрешение этого спора невозможно без единого понимания термина «деятельность», который, к сожалению, отсутствует, считает
Е.П. Ильин (2009). Если под деятельностью понимать любую активность человека, любое проявление его энергии, то общение можно трактовать как деятельность (именно такой подход предлагает М.С. Каган, 1988). Если же под деятельностью понимать только предметную деятельность, то правы те, кто не считает общение деятельностью.

Таким образом, специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования в условиях общения к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа (теоретическом, эмпирическом, прикладном). В русле современных взглядов появляются и новые определения понятия «общение». Приведем одно из них полностью: «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность» (Психологический словарь, 1996. – С. 232–233).

Общение как самостоятельное понятие, не сводимое к деятельности, может быть определено следующим образом .Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями
(А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, 2000).

Таким образом, ввиду сложности и ёмкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. Являясь насущной потребностью человека, общение может существовать и как самостоятельная форма активности. Однако в большинстве ситуаций оно включено в практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Развитие человека, его существование и связь с окружающим миром немыслимы вне общения. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Социализация человека и его обучение общению протекают, прежде всего, в диалоге. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и формируется в практике взаимодействия индивида с окружающими людьми, то есть в процессе социализации. Исходя из разных теоретических оснований, в общении можно выделять разные стороны, из которых складывается его сложная структура и целый ряд функций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.