Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие установки






 

Многие исследователи связывают понятие ценностных ориентаций с понятием «установки». Так, в первых исследованиях В.А. Ядова понятие ценностных ориентаций определялось как система установок личности на те или другие ценности общества. Со временем он конкретизировал понятие ценностных ориентаций, стал рассматривать их как особый вид социальных базовых установок, формирующихся на основе высших социальных потребностей и проявляющихся в деятельности человека. В своей диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядов выделил четыре уровня:

1. Первый уровень – элементарные фиксированные установки (по Д.Н. Узнадзе), их формирование происходит на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.

2. Второй уровень – это уже сложные социальные диспозиции, формирующиеся на основе потребности человека в общении в малой группе, и ситуации деятельности в этой группе. Диспозиции этого уровня соответствуют фиксированным социальным установкам, аттитюдам или отношению (по В.Н. Мясищеву). Данные социальные установки содержат когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, они подразделяются на «объектные» и «ситуационные».

3. Третий уровень диспозиций – общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности. Они направляют личности на какую-то определенную сферу деятельности: по специальности, в быту, досуге. Общая направленность интересов имеет трехкомпонентную структуру, но в ней уже проявляется отношение не к отдельному объекту, а к значимым социальным областям.

4. Четвертый уровень в системе диспозиций занимают ценностные ориентации. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях.

Рассматривают ценностные ориентации в рамках теории установки и представители школы Д.Н. Узнадзе. Категории установки и ценностных ориентаций находятся в сложной взаимосвязи. Ценностные ориентации имеют не только индивидуальный, но и общесоциальный уровень, а категория установки используется только при анализе личностного и микрогруппового поведения. В то же время не подлежит сомнению взаимосвязь установки и ценностной ориентации, т.к. последняя воздействует фактически на все стороны человеческой психики: от познавательной деятельности до мотивации каждого поступка человека, из которых складывается его поведение. С другой стороны, каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, поэтому индивидуальные установки неизбежно проявляют себя в интерпретациях ценностных ориентаций, характерных для общества в целом.

Существует определение ценностных ориентаций как отношения к ценности. Так, А.Г. Здравомыслов (1986) пишет: «Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных, духовных благ, идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели, средства для удовлетворения потребности, жизнедеятельности личности». В данном определении происходит смешение таких понятий, как «ценностные ориентации» и «ценностное отношение».

Существуют и объединяющие подходы. В.В. Водзинская рассматривает ценностные ориентации и как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, и как систему установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. С её позицией соглашаются О.И. Зотова и М.И. Бобнева, они также трактуют ценностные ориентации одновременно с позиции отношения и установки. Л.Х. Дживанян, И.П. Араксян определяют ценностные ориентации одновременно через понятие установки и через понятие выбора. «Установка субъекта на выбор тех или иных целей, ценностей общества есть, на наш взгляд, не что иное, как ценностные ориентации».

Итак, существует множество различных подходов к пониманию ценностных ориентаций. Действительно, понятие ценностных ориентаций близко к таким категориям, как «установка», «отношение», «направленность». Однако это самостоятельная категория, находящаяся с вышеназванными в сложной взаимосвязи. Представляется наиболее точным рассматривать ценностные ориентации как способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуального развития. Как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального; мыслей, чувств и практического поведения. В проведенных под руководством В.А. Ядова исследованиях был сделан вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения. То есть функциональное значение ценностных ориентаций проявляется в регулировании деятельности.

Однако ценностные ориентации в отличие от социальных установок могут не проявляться в действии, а лишь свидетельствовать о предпочтении того или иного вида деятельности, его потенциальном мотиве. Опосредующим звеном между ценностными ориентациями и поведением, по мнению большинства исследователей, являются мотивы. Внутренний выбор того или иного поступка, его мотивация во многом зависит от тех ценностных ориентаций, которые характерны для личности. Они раскрывают причину не отдельного поступка, а последовательной их совокупности. Ценностные ориентации определяют цели и средства деятельности в целом. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях.

Ценностные ориентации существенно влияют на восприятие человеком окружающей среды. Они направляют его (что замечает субъект, что предпочитает в данных условиях). Ценностные ориентации систематизируют мысли, чувства, создают русло для хода всех наших размышлений, определяют выбор средств деятельности.

В ценностных ориентациях отражаются представления человека о самом себе, т.е. они являются необходимым элементом самосознания личности. В связи с этим представляются интересными исследования в области самосознания личности, выделившие показатель силы «Я» – меру совпадения идеального «Я» (система представлений личности, какой ей хотелось бы себя видеть) и реального «Я» (какой личность видит себя в данный момент). Значительный разрыв между реальным и идеальным «Я» резко ослабляет поведенческий компонент ценностных ориентаций. Сильное «Я» видит окружающую среду более реалистично, более верно оценивает свои возможности и действует конструктивнее, чем слабое «Я».

Посредством системы ценностных ориентиров человек судит не только о своих прежних поступках, но и избирает вариант действия. Действенная функция ценностных ориентаций больше всего проявляется в выборе будущего поведения. Как отмечает В.В. Давыдов (1930–1998), «… человек строит свои действия в зависимости от того, что лишь может случиться в будущем – будущем, которого еще нет!». Ценностные ориентации являются основой возможного будущего, которое опосредует настоящую деятельность человека, так как если человек называет нечто добром, то он не только подтверждает определенный факт, но и выражает желание, чтобы это явление было и впредь, если оно уже есть, или чтобы оно появилось, если отсутствует. Поэтому ценностные ориентации являются указанием для будущего.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.