Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние словарной работы на связность речи






Мы видели, что работа над формированием у детей эле­ментарных словообразовательных знаний и умений обога­щает как их лексику и грамматику, так и связную речь, повышает качество рассказывания и пересказывания. Мы видели также, что совершенствование синтаксической стороны речи оказывает существенное положительное влияние на связность монологической речи детей. Таким образом, ясно выступает взаимосвязь разных разделов речевой работы в детском саду.

Рассмотрим теперь некоторые стороны и результаты педагогического эксперимента, который был специально на­цeлeны на выявление влияния углубленной словарной рабо­ты, точнее - углубленной работы над смысловой стороной слова, на развитие связной речи, рассказывания, взятого в его самой сложной форме, а именно, сочинения рассказа и сказки. Это исследование было проведено О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.

Специально организованное обучение было проведено в подготовительной к школе (экспериментальной) группе од­ного из детских садов Москвы. Результаты обучения в ней со­поставлялись с результатами, полученными в параллельной подготовительной (контрольной) группе. Развитие связной речи в обеих группах осуществлялось в соответствии с «Про­граммой воспитания в детском саду», по традиционной мето­дике. Отличие состояло лишь в том, что в экспериментальной группе проводилась целенаправленная, углубленная работа по лексике, работа над смысловой стороной слова.

Исследователи отмечают, что словарный запас детей раз­вивают занятия по ознакомлению с окружающим, с приро­дой, наблюдения, экскурсии, однако словарная работа, раз­вивающая речевую деятельность детей, должна быть прежде всего языковой, то есть нужно заботиться не только о количе­ственном накоплении словаря, но и о качественном совер­шенствовании лексики. И в этом отношении серьезное зна­чение имеет более полное, разностороннее ознакомление детей со смысловой стороной слова, с многозначностью слов (в любом языке большинство слов многозначны), формирова­нию у детей умений находить и точно употреблять синонимы и антонимы, правильно сочетать слова по смыслу.

Авторы разработали систему заданий, которые, с одной стороны, раскрывают, уточняют смысловую сторону слов, с другой - развивают способность отбирать языковые средст­ва, наиболее точно, правильно выражающие сообщаемую мысль.

1. Подбор синонимов (антонимов) к изолированным словам, словосочетаниям; нахождение их в речи (предложениях, рассказах).

В этих случаях от детей не требовалось подбирать обязательно точные (словарные) синонимы и антонимы. Допус­кались «эквивалентные замены» (Н. И. Жuнкuн). Напри­мер, не только «радостный - веселый», но и «довольный, шустрый».

2. Формирование умения выбирать наиболее адекватное

слово из синонимического ряда. Специально разрабо­танные речевые ситуации требовали определенного сло­весного обозначения. Например, «Пошли два медвежон­ка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и пошел он к маме грустный. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный», слова близкие по смыслу» («печальный», «невеселый», «скучный», «унылый»).

«А если он был грустным, то он не просто пошел к маме, а?..»

(«Поплелся», «побрел», «еле-еле передвигался».)

«Какое слово противоположно по смыслу слову «груст­ный»? («Веселый»). Второй медвежонок был веселый. Как еще можно про него сказать? Какой он? («радостный», «довольный», «шустрый».)

«А раз он был веселым, то он не просто пошел к маме, а?..» («Побежал», «попрыгал», «помчался».)

Или: «Небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь.

Какими словами можно сказать про осень, какая она?» («Поздняя», «пасмурная», «дождливая», «прохладная», «тоскливая», «хмурая».)

«А если осенью светит солнце, небо прозрачно?» («Ран­няя осень», «солнечная», «теплая», «ясная», «золотая», «лас­ковая».)

На последующих занятиях, составляя рассказ про осень, ребята использовали эти определения.

3. Составление предложений с изолированными много­значными словами (существительными, прилагатель­ными, глаголами) и со словами синонимического ряда.

На занятиях такого типа дети должны были давать ответ на короткий рассказ, описывающий, рисующий определен­нyю ситуацию. Например, «Папа решил смастерить детям качели. Миша принес ему веревку. Но папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется. А вот эта ни за что не обо­рвется», - сказал папа. Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?» («Прочная», «крепкая».)

4. Задания типа «что бывает?.», например: «Что бывает тя­желым?» (В качестве исходных слов брали многозначные прилагательные.) Такого рода занятия, с одной стороны, выявляют круг знаний и представлений ребенка об окру­жающем, с другой, - выясняется понимание исходного слова.

5. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу: «По­чему ты думаешь, что так нельзя (или можно) сказать?», «Объясни, что это значит?», «Как ты понимаешь?». Если дети начинают улавливать разного роды бессмыслицы в своей и чужой речи - это один из показателей сознатель­ного отношения к смыслу слова.

Задания по лексике связывались с тематикой всего занятия по развитию речи. Например, основной частью занятия была работа над рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка». По прочтении детям задавали вопросы: «В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову «крохотный» слова, близкие по смыслу («маленький», «малюсенький»); к слову «маленький» - про­тивоположное по смыслу». («Большой».)

«Какими словами охарактеризован ершище?». «Большущий».)

«Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу». («Огромный», «громадный».)

Разобрав весь рассказ, педагог предлагал детям новое за­дание, чтобы выяснить, понимают ли они значения слов «большущий», «крохотный». Для этого они должны были оценить правильность словосочетаний «большущий ер­шик», «крохотный ершище».

В конце обучения детям предложили задания:

· сочинить рассказ, используя синонимы и антонимы;

· сочинить сказку.

Исследование показало:

· контрольная группа: в рассказах изобиловали запинки, повторения, длительные паузы; из 19 воспитанников с заданием справился один;

· экспериментальная группа: речь более плавная, ярко вы­ступает сформированное умение отбирать слова; из 19 воспитанников с заданием справились 18.

Сравним два рассказа. Контрольная группа: «Потом со­бака отошла за другое дерево и стала наблюдать. Потом пришел хозяин и тоже начал наблюдать. Потом они замети­ли, что в гнезде не одни были яички, была там птица». Экс­периментальная группа: «За лесом был аэродром. Мальчик подошел к самолету, сел в кабину, машина взлетела. Он ле­тал долго. Потом самолет приземлился, и мальчик пошел домой».

О. С. Ушакова проанализировала записанные в конце обучения рассказы и сказки детей обеих подготовительных групп с точки зрения наличия в них пауз (фиксировались паузы длительностью свыше 3 сек.). Данные представлены в

табл.12.

 

 

Таблица 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.