Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста






Доступность осознания речевой действительности уже в дошкольном возрасте отмечают и психологи, и педагоги, и лингвисты (А. Н. Гвоздев, Д. И. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуйков, С. Н. Карпова, Л. Е. Журова, А. А. Леонть­ев и др.).

Наряду с фактами стихийного появления осознания, по­казана доступность осознания детьми элементов речевой действительности — звукового состава слова, словесного со­става предложения — на более высоком уровне при специа­льно организованном обучении (Л. Е. Журова, С. Н. Карпова, Г. А. Тумакова).

Нас интересовало, могут ли дошкольники без специаль­ного обучения выделять речевую деятельность как особый вид человеческой деятельности и каково у них стихийно формирующееся осознание основной функции речи — ком­муникативной.

Мы предположили, что выделение речевой действитель­ности будет трудным для дошкольников, поскольку она включается в другие виды деятельности человека и обслужи­вает их.

В формулировке вопроса, который задавался детям, мы обращали их внимание на умения, присущие человеку вооб­ще, безотносительно к умению что-либо делать. Детей спра­шивали: «Что умеет человек?» В случае называния среди раз­ных умений человека умения говорить можно было считать, что ребенок выделяет речевую деятельность.

Мы предположили также, что у детей стихийно может формироваться не только осознание формы речи (звуков слова, слов предположения), что было отмечено рядом авто­ров, но и осознание ее функций. Для проверки этого предпо­ложения детям задавали вопрос: «Почему человеку нужно уметь разговаривать?» В самом вопросе, таким образом, вы­делялась речевая деятельность и слово «разговаривать» на­правляло внимание ребенка на осознание, обоснование главной функции речи — коммуникативной.

Опыты были проведены с детьми средней, старшей и под­готовительной групп детских садов Москвы (по 100 детей).

Ответы детей на первый вопрос частично подтвердили наше предположение о трудности выделения речевой деяте­льности детьми. Не ответили на вопрос (молчали, говорили «Не знаю») 217 детей из 300. Из 83 ответов 23 ответа дали дети средней группы, 33 — старшей и 27 — подготовительной.

Большая часть ответов (53 и 83) начиналась с названия детьми умений человека говорить, читать или писать. Таким образом, несмотря на трудности выделения речевой деятель­ности дети, отвечающие на вопрос, называют это специфи­ческое умение человека одним из первых. При этом детям легче выделять умения читать и писать, поскольку они для детей выступают как более объективированные, в качестве самостоятельных видов деятельности.

Рассматривая данные, относящиеся по второй части опыта (ответы на вопрос «Почему человеку нужно уметь раз­говаривать?»), прежде всего, нужно отметить, что по общему количеству ответов (50) средние группы значительно отли­чаются от старших (75) и подготовительных (79).

Ответы по характеру очень различны, и классификация их довольно сложна, так как приходится использовать не­сколько разных критериев. Так, есть ответы-обоснования, ответы-объяснения; причинные и целевые ответы; ответы в соответствии с «разговаривать» в значении «вести разговор, беседовать» и в значении «говорить». Кроме того, нередко вопрос понимался как «почему умеет разговаривать» («гово­рить»), а не «почему нужно уметь», поэтому давались ответы типа «Потому что есть язык».

Однако нас сейчас интересует лишь самая общая характе­ристика ответов и общие возрастные тенденции. Ответы «коммуникативного» характера составляют по группам со­ответственно 40, 55 и 60%. Приведем примеры таких ответов: «Чтобы на вопросы отвечать», «Чтобы разные вопросы зада­вать», «Чтобы друг друга понимать», «Чтобы делать замеча­ния и говорить секреты», «Если пойдет в магазин, как ему сказать, что нужно хлеба, молока», «Потому что если чего спросят, он не может ответить», «Потому что он видит что-нибудь и говорит другим», «Объяснить, все вещи как де­лать» и т. п.

Осознание коммуникативной функции речи выступает достаточно отчетливо уже у детей средней группы, приобре­тая в последующих группах еще большую выраженность.

Сам процесс речевого общения предстает в ответах детей либо в нерасчлененном виде («Чтоб с другим человеком раз­говаривать»), либо в расчлененном: выделяются позиция слушающего и позиция говорящего. Одни дети как бы стоят на позиции слушающего («Потому что спрашивает его чело­век»), другие — на позиции говорящего («Чтобы разные вопросы задавать»), третьи воспроизводят весь цикл общения («Потому что его спрашивают, вот он и отвечает», «Потому что ему надо, ему скажут, и он тогда говорит», «Если его спросят, он скажет»); воспроизведение цикла происходит, как правило, с позиции слушающего. Более обстоятельное рассмотрение раскрытия процесса речевого общения в отве­тах детей требует специального анализа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.