Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право ребенка жить и воспитываться в семье






 

В Медвежьегорском районе ведется постоянная работа по обеспечению права каждого ребенка жить и воспитываться в семье и деинституализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения. Наиболее распространенные формы устройства детей – опека (попечительство) и усыновление (удочерение). С 2007 года на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Медвежьегорский детский дом», была создана служба по отбору, подготовке и сопровождению замещающих семей на основании постановления главы администрации муниципального (далее – Служба).

Основой работы в этом направлении стало положение о Службе. В своей работе с будущими приемными родителями специалисты Службы прежде всего выясняли мотивы их решения взять ребенка в семью. С нами сотрудничали те люди, которые не относились к замещающему попечению только как к источнику дополнительного дохода, все наши приемные родители – люди с большим сердцем.

 

Надо сказать, что жители Межвежьегорского района довольно активно интересовались новой формой устройства ребенка в семью, обращались в Службу, и замещающее попечение развивалось достаточно быстрыми темпами.

Особенно большое значение уделялось подбору и подготовке замещающих родителей, поскольку успех и благополучие ребенка во многом зависел именно от них. Подбор и подготовка осуществлялись по специально разработанной программе и проходили ряд этапов. Специалисты детского дома знакомились с кандидатом в приемные родители и его семьей, посещали их дом, изучали психологическую атмосферу и условия быта, личностные особенности и мотивацию всех членов семьи. В это же время кандидат знакомился с нормативными документами, получал консультации специалистов, то есть формировалась и расширялась база его знаний из области психологии, педагогики и социальной защиты детей.

Параллельно с обучением кандидатов в приемные родители проводится подготовка детей к жизни в семье. Особое внимание уделяется реабилитационной работе, направленной на: снятие посттравматического синдрома, устранение последствий жестокого обращения в разных формах; коррекцию отклонений в поведении, школьной дезадаптации. Особое место занимает организация терапевтических занятий с ребенком по осознанию им своего прошлого, настоящего, помощь в построении позитивной модели будущего. Подготовка к жизни в семье включает в себя и формирование образа семьи, как надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.

На основании диагностических данных, полученных в ходе этапа подготовки ребенка к жизни в семье, обязательно оформляется индивидуальный запрос каждого ребенка на семью, способную максимально удовлетворить его потребности.

Следующий этап устройства ребенка в семью - это заочное и очное знакомство замещающей семьи с ребенком. Первые встречи будущих родителей с ребенком проходили в детском доме, затем непродолжительные прогулки вне территории детского дома, еще позже ребенок проводил выходные дни в семье. В это же время с воспитанником работали психолог, педагог, администрация детского дома. Перед устройством в семью ребенок проходит психологическую диагностику и консультирование. Заключение о совместимости семьи и ребенка принимается на консилиуме специалистов на основании психологической диагностики замещающего родителя и ребенка.

Подготовительный период длится в среднем 4 месяца. Когда информации собрано достаточно и курс подготовки кандидата закончен, комиссия принимает решение о возможности быть патронатным воспитателем или приемным родителем, коллегиально принимает решение об открытии новой семьи. Многим этот срок казался очень долгим, но мы ориентировались на качество, исходили из потребностей ребенка, так как он главная составляющая этого процесса.

Работа с семьей, контроль выполнения приемными родителями своих обязанностей и условий договора осуществлялась согласно организационной модели работы детского дома с замещающей семьей. Индивидуальное сопровождение – основа работы с ребенком и семьей. Цель: создание условий для поддержки ребенка и семьи, с учетом их потребностей, путем развития технологии командной работы педагогов, специалистов и руководителей. Задачи: разработка и реализация модели Индивидуального плана сопровождения ребенка и семьи, с учетом потребностей; выявление критериев и показателей качества работы с ребенком и семьей; влияние на развитие системы поддержки семьи и ребенка на муниципальном уровне.

Социальный педагог детского дома осуществляет защиту жилищных, имущественных, личных прав детей, оказывал консультативную помощь семьям.

Также сопровождение семьи осуществляла психологическая служба. Психолог проводит консультирование, следит за психологическим климатом в семьях, осуществляет коррекцию внутрисемейных отношений (в случае необходимости), наблюдает за развитием детей.

По наблюдениям специалистов детского дома пребывание воспитанников в семьях граждан благоприятно влияет на их психологическое состояние: дети становятся более доброжелательными, жизнерадостными, уверенными в себе, самостоятельными, более компетентными в социально-бытовой сфере и подготовленными к жизни вне детского дома, лучше знают свои права и могут реализовывать их более успешно.

К сожалению, наш опыт работы с замещающим попечением небольшой (по решению вышестоящих органов служба прекратила свою работу осенью 2008 года), но и он позволил сделать некоторые выводы, отметить положительные и отрицательные стороны замещающего воспитания.

В первую очередь, положительные стороны в том, что ребенок приобретает собственный опыт семейной жизни и ведения домашнего хозяйства, а это значительно увеличивает его шансы на успешную будущую жизнь. Ребенок живет полноценной жизнью обычного «домашнего» ребенка, не теряя при этом тех льгот и социальных гарантий, которые дает государство сироте, а также имея возможность в любое время получить квалифицированную помощь специалистов детского дома.

Профессиональное сопровождение семьи, взявшей на воспитание ребенка из детского дома, является основной составляющей всей технологии устройства ребенка в семью. Сам факт устройства ребенка в семью, без профессионального сопровождения этой семьи, не может в полной мере обеспечить успешность и благополучное развитие ребенка.

Негативная сторона замещающего воспитания - вероятность возвращения воспитанника в детский дом, что является психотравмирующим фактором для него. Однако опыт района оказался положительным. В результате работы Службы в районе был расформирован один детский дом. На сегодняшний день только один ребенок был возвращен из приемной семьи.

 

Биологическая семья – лучшее место для развития и благополучия ребенка

 

Работа с биологической семьей по воссоединению с ребенком должна вестись, несмотря на ограничение или лишение их родительских прав. С осени 2009 года не только социальные службы, но и коллектив детского дома стал работать по воссоединению семей. Участие в проекте позволило выйти на новый уровень работы — педагоги научились не только более профессионально подготавливать воспитанников к взрослой жизни, поддерживать и сопровождать замещающие семьи, но и во взаимодействии со всеми органами системы профилактики вернуть в кровные семьи четыре ребенка в течение года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.