Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая основа организации профилактической работы с семьей и координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.






 

В настоящее время государство поставило в качестве одной из приоритетных задач демографической и семейной политики сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эффективность работы по профилактике социального сиротства напрямую зависит от организации выявления нарушений прав ребенка и оказания помощи семье на ранних стадиях семейного неблагополучия, когда воспитательный потенциал семьи сохранен и остается возможность восстановления нормальных условий для развития ребенка, предотвращения отчуждения ребенка от семьи. Поэтому основной деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних становится защита и восстановление прав и законных интересов детей.

 

В своей деятельности комиссия руководствуется принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Карелия и органа местного самоуправления муниципального района, а также Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Медвежьегорского муниципального района.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне регламентируется положением «О комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967. (редакция нормативного акта от 06.08.1986.). Комиссии по делам несовершеннолетних определяются как органы, которые разрабатывают и осуществляют как непосредственно, так и через соответствующие государственные органы и общественные организации мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их устройству и организации культурного досуга подростков, а также по оказанию помощи в воспитании несовершеннолетних.

В 1999г. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определил важнейшую функцию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – координациювсех ведомств, которые участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются органами местного самоуправления, является постоянно действующим коллегиальным органом, осуществляющим предусмотренные меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.

 

 

Встает вопрос, каким образом комиссия должна координировать эту деятельность. На федеральном и республиканском уровне нет документа, который устанавливает порядок и содержание координации. В целях обеспечения координации, т.е. обеспечение согласованных действий, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне в Медвежьегорском муниципальном районе приняты нормативные акты:

- Постановление Главы администрации муниципального района № 1355 от 02.09.2008г об утверждении положения «О порядке взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений по выявлению в Медвежьегорском муниципальном районе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

- Постановлением администрации муниципального района №26 от 20.012010 г. «Об утверждении Положения «О Межведомственном социальном консилиуме по организации индивидуальной реабилитационной и профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и «группах риска» в Медвежьегорском муниципальном районе».

 

Основными задачами Межведомственного социального консилиума являются:

- координация и объединение усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблем семей и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

- распределение ответственности между участниками реализации межведомственного плана реабилитации семьи и несовершеннолетних.

- оценка эффективности реализации межведомственных планов реабилитации семьи и несовершеннолетних.

Общее руководство социальным консилиумом осуществляет председатель КДН и ЗП, заместитель Главы администрации муниципального района.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит из 12 человек, которые являются руководителями и специалистами учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В том числе в составе комиссии работает начальник штаба Медвежьегорского РОВД, врач детской консультации МЦРБ, психолог, специалист Центра занятости населения, специалист Центра социальной работы, специалист органа опеки и попечительства, инспектор ПДН Медвежьегорского РОВД. Заседания комиссии проводятся при непосредственном участии прокурора района. Таким образом, и межведомственный состав комиссии является базой для выработки согласованных подходов в деятельности комиссии. Постоянно в работе комиссии принимают участие социальные педагоги образовательных учреждений, в случае необходимости приглашаются классные руководители. Привлечение таких специалистов дает возможность по итогам рассмотрения дел оказать конкретную своевременную помощь несовершеннолетним, семье.

КДН и ЗП принимает решение о постановке семьи на учет в районный банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении. Межведомственный план реабилитации семьи и несовершеннолетнего, состоящего на учете в районном банке данных, утверждается на заседании КДН и ЗП и направляется всем ответственным за выполнение данного план, является обязательным для исполнения.

 

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Медвежьегорского района входит около 125 учреждений: образовательных, культурно - досуговых, социально - защитных, здравоохранения, спортивных.

На 01.01.2010 года на учете состоит 82 семьи, находящихся в социально-опасном положении, в них 133 ребенка. За период 2009 года снято с учета в связи с улучшением 37 семей (за 2008 год - 31 семья). За последние два года в районе наблюдается снижение количества преступлений и общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними. Однако, проблема подростковой преступности остается актуальной. Количество преступлений с 2005 по 2009 год.

         
         

 

По-прежнему в большинстве случаев подростками совершаются преступления против собственности 81% (2008г. – 68, 2%), из них кражи – 64, 7% (2008г.- 66, 7 %). Следует отметить рост доли краж по сравнению с 2008г. на 9, 1%.

 

Семейное неблагополучие является в большинстве случаев главной причиной безнадзорности детей и подростковой преступности. 92% детей, совершивших преступления, из семей, находящихся в социально – опасном положении.

В поле зрения КДН находятся, как правило, семьи, в которых родители не занимаются воспитаНИем своих детей в силу различных причин, и несовершеннолетние, которые уже совершили правонарушение, вышли из-под влияния родителей, педагогов, не посещают школу. В этой ситуации необходимо обеспечить безопасность ребенку, показать ему, что можно и необходимо жить по - другому. Научить планировать свою собственную жизнь со знаком плюс.

Как показывает практика родители и подростки не всегда хотят присутствовать на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, так как воспринимают комиссию как орган карающий, а не помогающий найти выход из сложившейся ситуации. Действительно, решить существующую проблему на заседании комиссии невозможно.

 

 

Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о новых критериях работы комиссии по защите детей.

 

 

Критерии работы КДН и ЗП следует развивать исходя из интереса ребенка, смотреть, что изменилось в позитивную сторону с точки зрения интереса детей, защиты их прав, сколько родителей направлено и прошли реабилитационные программы с целью гармонизации внутрисемейных отношений, произошли ли позитивные изменения в благополучии ребенка. Но для такой работы необходимо использовать новые методы в работе комиссий, усилить кадровый потенциал районных комиссий, обновить и развить законодательство, касающееся системы защиты детей в Российской Федерации.

 

Так, в рамках проекта обсуждали проблемы, связанные с реализацией нового Закона Республики Карелия «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Карелия» и статьи 2.18. Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях». Данный закон в отношении родителей предусматривает только наказание: предупреждение или штраф, и не предусматривает иных мер, связанных с реабилитационной работой с родителями, направленной на восстановление детско-родительских отношений. Данной практики нет в российском законодательстве. Было бы уместно по итогам рассмотрения на комиссии материалов дела по ст. 2.18.ч.3 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», при необходимости, направлять родителей в центры по работе с семьей или социально-реабилитационные центры для прохождения социотерапевтических, реабилитационных программ. Такая работа будет способствовать разрешению личных и семейных конфликтов, формированию ценностей родительства и коммуникативных навыков, установлению доверия между родителем и ребенком.

Для решения этих задач необходима разработка новых подходов к работе КДН.

1.2. Новый подход Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Медвежьегорского района в защите интересов детей.

На сегодня оценка работы комиссии происходит на основе показателей статотчета комиссии. Основные показатели статотчета комиссии: количество рассмотренных дел на комиссии и анализ решений по результатам рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, родителей, количество несовершеннолетних, состоящих на учете, нуждающихся в охране прав и законных интересов; количество родителей, состоящих на учете, которые не исполняют обязанности по воспитанию детей, виды помощи семьям.

Для развития нового подхода В работЕ комиссии с точки зрения защиты прав и интересов ребенка участники проекта задумались над вопросами:

Какие формы работы КДН с точки зрения интересов ребенка и его семьи наиболее эффективны?

Как укрепить и объединить ресурсы семьи и близких в целях благополучия детей?

Нужен ли на заседании комиссии по рассмотрению дел несовершеннолетнего помощник для подростка с целью соблюдения его прав и интересов?

Кто и как обеспечит социотерапевтическую поддержку семей, имеющих детей, находящихся в конфликте с законом и состоящих на учете в КДН?

Кто будет координатором индивидуальных планов сопровождения подростка вместе с семьей?

Как усилить участие детей в общественной жизни школы и социума?

Важная задача КДН состоит в том, чтобы вместе с ребенком и его родителями принять решения в отношении качественных изменений в жизни ребенка, а не только использовать различные меры воздействия и наказания. Очень часто родители расписываются в своём бессилии, говоря, что рёбенок не слушается, и мы не знаем, что делать. Педагоги общеобразовательных учреждений, социальные работники утверждают, что сделали все, что могли.

Многие полагают, что подростки, стоящие на учете - это озлобленные, агрессивные молодые люди. Однако, слово «озлобленный» имеет два значения: «потерпевший зло, пострадавший», и «имеющий враждебный вид, агрессивную направленность». В обоих случаях подросткам необходима помощь специалистов. Эта помощь заключается прежде всего в восстановлении хороших взаимоотношений детей и родителей. От специалистов требуется укрепить ресурсы родительства, найти дополнительные ресурсы близких людей, с их помощью направить действия подростка в конструктивное видение своей жизни и принятие новых решений. Ребенку нужно знать, что близкие люди его любят и понимают просто потому, что он есть и готовы его всегда поддержать.

Одно из эффективных направлений работы комиссии по делам несовершеннолетних - организация Консультативных дней для родителей, детей, специалистов. Близкие и специалисты собираются вместе с детьми, анализируют поступившие запросы и обращения. Для проведения Консультативных дней приглашаются квалифицированные психологи ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования» (ГОУ РК ЦДК).

Задачи:

· Обучение командой работе специалистов при решении проблем клиентов.

· Проведение супервизии (наставничества) для специалистов образовательных учреждений.

· Индивидуальное консультирование родителей, детей, специалистов.

· Групповая работа со специалистами по решению профессиональных задач.

Формы проведения: дискуссия, консультация, супервизия, групповая работа.

 

Групповая форма проведения консультаций для специалистов образовательных учреждений, родителей, позволяет, во-первых, мотивировать близкое окружение, отвечающее за судьбу ребенка, на активное вовлечение в организацию помощи, осознать собственную ответственность каждого. А во-вторых, проанализировать собственный опыт, принять опыт коллег из ГОУ РК ЦДК, и как результат, выстроить понимание дальнейшей стратегии помощи.

Например, групповая дискуссия «Организация социально – психологического сопровождения школьников с проблемами психологического здоровья (отказ от посещения школы)» выявила недостаточность включения родителей по решению проблем детей. Основной же причиной нарушений поведения у подростков является пренебрежение родителями своими обязанностями и позиция невмешательства. Некоторые учителя отметили, что, традиционно, проблема ребенка решалась «в одиночку», каждый сам по себе. Данное групповое обсуждение позволило посмотреть на возможности помощи с разных точек зрения, увидеть новые ресурсы, все плюсы командного взаимодействия. В результате, в «копилку» помощи ребенку было отправлено до 30 предложений и сформулирована позиция Взрослого: Ребенок должен быть соучастником жизни взрослого. Быть с ребенком искренними и давать доступные разъяснения в сложных для него ситуациях. Не запугивать, не сгущать краски, поделиться своими надеждами, настраивая на лучшее будущее. Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Главное правило взаимодействия -равноправное участие во всех советах, решениях семьи, школы. Ограничения и поощрения обсуждать вместе, ребенок имеет право высказывать свое мнение.

Супервизия психологов, социальных педагогов по «Обучению командной работе специалистов при решении проблем клиентов» позволила разобраться в трудностях специалистов и оказать им методическую поддержку. Примером является решение вопроса об организации индивидуального сопровождения и обучения учащегося МОУ «Пиндушская СОШ №1», где продемонстрировано включение некоторых этапов данного взаимодействия. Силами социальных педагогов ГОУ РК ЦДК и школы проведен анализ условий индивидуального обучения учащегося. К разъяснению существующих условий индивидуального обучения подключились администрация, педагоги, психолог школы. В результате, совместно, составлен индивидуальный план сопровождения при организации обучения учащегося с указанием конкретных сроков и ответственных. В процесс сопровождения была подключена мама ребенка, для которой проведены психологические консультации по вопросам взаимоотношений с ребенком подросткового возраста.

В рамках Консультативных дней решались вопросы межведомственного взаимодействия, в частности, по созданию условий воспитанникам «Специальной школы №8». К данному обсуждению были подключены специалисты учреждений Медвежьегорского муниципального района (администрация местного самоуправления Медвежьегорского района, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, директор МОУ «Пиндушская СОШ №1», специалисты МУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Медвежьегорский детский дом» и ГСУВУ РК для детей с девиантным поведением «Специальная школа № 8» по организации сопровождения воспитанников школы (социальные педагоги, психолог, ГОУ РК ЦДК).

В результате были обозначены все социально значимые стороны жизни воспитанников, требующие помощи и решения: условия для проживания к моменту возвращения из школ - интернатов на постоянное место жительства; организация каникулярного времени; подготовка родителей воспитанников школы к моменту их возвращения; организация профессиональной подготовки и поиск семей, готовых принять на воспитание детей из школы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Индивидуальное консультирование родителей, детей, специалистов оказалось достаточно востребованным в районе. Активную позицию в желании оказать помощь ребенку продемонстрировало то, что вместе с ребенком на консультацию приходили и близкие родственники (мамы, папы, бабушки, дедушки, опекуны); администрация, специалисты и педагоги школ. Можно отметить ограниченность во времени единственным минусом данных встреч. Готовность Близких анализировать ситуацию ребенка, понять причину его трудностей, искать пути помощи, была достаточно высока.

Понять, кто такой «трудный подросток», было особенно актуально на данных консультациях. Соответственно, темы консультаций касались в основном данного возраста.

Темы консультаций:

  • Советы подросткам с целью коррекции поведенческих реакций.
  • Особенности работы с трудными подростками в Центре образования.
  • Сопровождение подростка с алкогольной зависимостью в рамках профессионального училища.
  • Защита прав ребенка из опекунской семьи в школе.
  • Учет особенностей подростка в разрешении конфликтной ситуации с педагогом.

В рамках Консультативных дней были обследованы дети – инвалиды с целью организации их обучения и, как результат, запланирована совместная деятельность по развитию услуг детям со сложной структурой нарушения, не обслуживающих себя самостоятельно.

 

В процессе работы определены направления для дальнейшего совершенствования в совместной деятельности:

  • Совершенствование воспитательной работы с подростками (учет современной субкультуры подростков).
  • Совершенствование работы Совета профилактики школы. Изменение стиля и методов работы.
  • Использование активных форм работы с родителями.
  • Проведение просветительской работы по профилактике возникновения зависимостей у подростков.
  • Организация работы совета специалистов в микрорайонах для обсуждения мультипрофессиональной поддержки в работе со случаем.

 

Таким образом, сотрудничество и согласованность услуг разных специалистов и родителей – это основная задача проводимых мероприятий. Главная цель – обозначенные рекомендации должны содержать общую картину целей с точки зрения поддержки ребенка.

 

Следующее направление работы комиссии - объединение ресурсов семьи и близких.

 

В целях защиты детей комиссия организует проведение психолого-педагогических консилиумов, сетевых совещаний, на которых присутствуют педагоги, психологи, заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения, детский врач, специалисты социально-реабилитационного центра, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, специалисты управления образования, и сеть близких людей, включая родителей несовершеннолетнего (законные представители) и самого несовершеннолетнего.

 

Приведем пример такого сотрудничества.

Несовершеннолетний Денис, 10 лет. Мальчик находится под опекой у бабушки, мать умерла, отец находится в местах лишения свободы. Опекун добросовестно относится к выполнению обязанностей по воспитанию мальчика.

Несовершеннолетнему поставлен диагноз: гипердинамический синдром. В школе возникали большие трудности с поведением мальчика, учителя отказывались с ним работать на уроках. Из школы, которую посещал, был переведен в другую школу по месту проживания. Далее ребенок по рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и с согласия опекуна был направлен в ГУ Центр «Возрождение» (Петрозаводск) с целью коррекции его поведения. На основании рекомендаций центра «Возрождение» по работе с несовершеннолетним в отношении опекуна, педагогов школы, школьного психолога, и с учетом мнения специалистов в г. Медвежьегорске, мнения бабушки и самого Дениса, была организована работа по планированию поддерживающих услуг опекуну и ребенку.

 

Работа началась с сетевого совещания.

Основные участники совещания:

Координатор, заместитель директора по воспитательной работе школы.  
Сеть близких людей: Сеть специалистов:
Сам несовершеннолетний Логопед, психолог школы, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка в школе
Опекун (бабушка) Медицинский работник
  Специалист управления образования
  Инспектор ПДН РОВД
  Специалист социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
  Специалист КДН и ЗП

 

Были определены конкретные задачи, намечены мероприятия по их решению. В настоящее время ребенок обучается дома и в школе на основе индивидуального плана, психолог школы проводит регулярно индивидуальные занятия с несовершеннолетним и его опекуном, которых раньше не было, проводятся классно-урочные занятия по физкультуре, музыке, труду, т.е. ребенок приобщается к детскому коллективу. Были учтены и интересы ребенка. По желанию Дениса включены в учебный план занятия по английскому языку. По предложению координатора и по желанию мальчика ребенок стал посещать занятия в спортивной школе. Значимым взрослым для ребенка остается его бабушка. Координатором по работе с данным несовершеннолетним определен заместитель директора школы по воспитательной работе, который контролирует выполнение намеченных мероприятий, поддерживает постоянную связь с мальчиком и его бабушкой. Итог работы по концу учебного года: ребенок в новом учебном году обучается со всеми детьми в 5 классе с учетом его особенностей.

 

Второй пример.

Несовершеннолетний Сергей, 10 лет.

Проблемы несовершеннолетнего:

Низкая учебная мотивация.

Бедный кругозор, осведомленность об окружающем мире на бытовом уровне.

Не развиты саморегуляция и самоконтроль.

Не развиты умения самостоятельно спланировать и проконтролировать свою деятельность.

Плохо развита речь, имеются трудности в выражении своих мыслей.

Заниженная самооценка.

Проявляет своё недовольство бурными аффективными вспышками, демонстрирует физическую агрессию, жесткость в отношениях с окружающими.

 

Характеристика семьи.

 

Семья неполная: родители разведены, мальчик проживал с матерью.

Крайне неблагоприятные условия семейного воспитания: отсутствие контроля со стороны родителей, большую часть времени мальчик предоставлен сам себе.

Отец участия в воспитании сына не принимал: не интересовался учебой и поведением мальчика, материально не помогал.

Мать злоупотребляла спиртными напитками, в период запоя уходила из семьи на продолжительное время. Часто по отношению к сыну мама проявляла вербальную агрессию (кричала, нецензурно ругалась). В настоящее время мать находится в местах лишения свободы (в период очередного запоя совершила кражу).

Кроме С. в семье воспитывается несовершеннолетний В., брат учащегося С. (в данный момент обучается в специальном интернате в п. Повенец).

У С. есть старшая сестра и бабушка.

 

Решение проблемы.

 

Ребенок остался без родителей. Настало время сделать выбор для несовершеннолетнего: детский дом или опека со стороны родственников, близких людей. Решением проблемы занялись специалисты опеки и социальный педагог школы. Обсуждение проблемы проводили на психолого-педагогических консилиумах, принимали конкретные меры по решению проблемы. Руководил всей работой координатор, которому ребенок и члены его семьи доверяли.

Координатором был определен социальный педагог школы.

 

Участники процесса Их действия
Близкое окружение:  
Сам ребенок Остался без родителей, хочет оставаться в семье и учиться в Пиндушской школе
Его бабушка В силу возраста не может быть опекуном
Старшая сестра мальчика Приняла решение взять опеку над братом.
Специалисты:  
Социальный педагог школы Подготовили и направили ходатайство в орган опеки и попечительства от школы о разрешении сестре стать опекуном детей; Оказание помощи в разрешении вопроса о выделении опекунского пособия;    
Администрация школы Приняла решение об индивидуальном обучении мальчика;  
Психолог школы Индивидуальные занятия по коррекции особенностей личности ребенка;  
Инспектор ПДН РОВД Регулярные встречи, проведение профилактических бесед;
Руководитель дома творчества Заинтересовал занятиями в доме творчества, пригласил к себе в учреждение.
Библиотекарь поселковой детской библиотеки Нашла подход к ребенку, зародила интерес к чтению книг;
Специалисты опеки и попечительства Консультирование опекунов о формах взаимодействия с ребёнком и воспитания учащегося.  

Таким образом, в результате совместных обсуждений опекуном была назначена сестра. Опекун интересуется всеми моментами жизни ребенка: строго следит за соблюдением режимных моментов, контролирует домашнюю подготовку к урокам и поведение брата во внеурочное время. Сестре удалось создать благоприятную психологическую атмосферу в семье, где присутствует и забота о ребенке, и разумная требовательность, это положительно отразилось и на личности ребенка, и на его поведении. За время обучения в 5 и 6 классах в поведении В. появились изменения в лучшую сторону: мальчик стал контролировать свою речь и, как следствие, окружающие все реже и реже слышат его нецензурную брань, не замечался В. и в совершении противоправных поступков. Учащийся переживает за результаты своего учебного труда, стремится их улучшить. Изменился круг общения подростка, в него стали входит ребята, более близкие В. по возрасту, более благополучные по своему статусу. По ходатайству администрации школы несовершеннолетний снят с учета в ПДН.

Еще раз подчеркнем, что по итогам рассмотрения дела на комиссии выносится не наказание, а организуются необходимые услуги по поддержке подростка и семьи в трудной ситуации. Хотя наказание за содеянное должно быть так же неотвратимо, но у человека должен быть всегда шанс задуматься и измениться и для этого надо создать условия, прежде всего в близком окружении, мотивировать и поддержать желание достигать конструктивных целей.

 

Путь от наказания к диалогу специалистов, семьи и ребенка довольно сложный, он требует больше времени на подготовку, знания новых технологий и методов работы, а также умения ими пользоваться, т.е. в рамках проекта формировались новые компетенции специалистов, востребованные в настоящее время.

В ходе проекта был сделан вывод о том, что применение методики «Совет близких» в корне может изменить ситуацию подростка в лучшую сторону, т.к. родные и близкие люди начинают понимать и принимать подростка, исследуют вместе со специалистами причины его поведенческих реакций, понимают взгляды подростка, а значит между ними возникает доверие и взаимопонимание.

В новые компетенции специалистов входит и умение привлечь самого ребенка к принятию решения КДН. У подростка должно возникать ощущение того, что он сам основное действующее лицо на заседании комиссии, что решение обсуждают и принимают по важным для него вопросам, что он влияет на решения вопросов и принимает непосредственное участие в принятии решения по итогам заседания комиссии.

 

Подросток не только пассивно присутствует на заседании. Он является субъектом заседания, т.е. он не только слушает, что говорят специалисты, но и может задавать вопросы, может комментировать суждения специалистов, может участвовать в диалоге и создании плана реабилитации. Подчас несовершеннолетнему трудно справиться с такой задачей. Поэтому на заседании комиссии у подростка есть значимый взрослый (помощник подростка).

Задачапомощника заботиться о том, чтобы внимание концентрировалось на положении подростка, чтобы его услышали, и чтобы к его представлениям и предложениям относились серьёзно. Помощник заботится о том, чтобы подросток понимал и принимал, что написано в плане сопровождения и реабилитации.

 

 

Пример: несовершеннолетняя Катя. В раннем возрасте вместе с сестрой определена под опеку. Опекун заботливый, неравнодушный, очень обеспокоенный судьбой ребенка человек. Она установила хороший контакт с комиссией, подразделением по делам несовершеннолетних отдела милиции, не скрывала проблем, приходила за помощью.

 

Проблема: несовершеннолетняя употребляла пиво, алкоголь, устраивала скандалы в школе, приходила в школу в состоянии алкогольного опьянения. Неоднократно опекун привлекался к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетней, сама несовершеннолетняя привлекалась к административной ответственности за появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте. Была исключена из школы за нарушение правил поведения и дисциплины. Отношение к несовершеннолетней со стороны педагогов было разное, в основном негативное.

Далее продолжила обучение в центре образования, тосковала по школе, чувствовала себя отвергнутой. Чтобы привлечь к себе внимание, в состоянии алкогольного опьянения приходила в школу.

Было принято решение о назначении помощника, которым стал социальный педагог центра образования, завоевавший доверие девочки и её опекуна. Важное значение в коррекции поведения несовершеннолетней, в изменении её отношения к жизни имела психологическая работа с девочкой и её опекуном. Помощник рекомендовала опекуну обратиться за консультацией к психологу и предложила помощь в организации таких консультаций. Получив согласие от несовершеннолетней и её законного представителя, помощник вместе с комиссией организовала систему консультаций специалистов ГОУ «Центр диагностики и консультирования г. Петрозаводска» для несовершеннолетней и её опекуна. Поддержка помощника и психологическое консультирование изменили отношение несовершеннолетней к своей жизни и обучению. Девочка стала стремиться сдать выпускные экзамены, получить среднее образование, поставила цель – поступить в университет для продолжения обучения. Результат совместной работы: закончила обучение в Центре образования, получила среднее образование. Поступила в Петрозаводский государственный университет.

В рамках проекта уделялось большое внимание участию детей в работе детских общественных движений по интересам, в развитии самопомощи и защите своих прав. Комиссия по делам несовершеннолетних содействует развитию детского правового движения в районе, правозащитной деятельности в общеобразовательных учреждениях, осуществляет сотрудничество с уполномоченными по правам ребенка в общеобразовательных школах, с детской правозащитной приемной Медвежьегорской СОШ №2. На первой Детской правозащитной конференции состоялись выборы в Детскую общественную Правовую Палату Медвежьегорского района. Члены Детской Палаты проводят информационно-просветительскую работу на уровне района, информируют население о проблемах детей, о знании детьми и родителями своих человеческих прав, пропагандируют принципы и положения Конвенции ООН о правах ребенка, проводят районные семинары по обмену опытом работы по правозащитной деятельности, проводят акции и рейды, связанные с защитой прав детей. Пример: провели акцию в г. Медвежьегорске «Стоп курение!», в рамках которой состоялись рейды в торговых точках г. Медвежьегорска по закупке несовершеннолетними табачной продукции. Выявили нарушение существующего законодательства в этой области, выяснили, что продавцы знают о запрете продажи табачных изделий несовершеннолетним, но продают. И сами дети говорили продавцам о нарушении прав детей. Мы видим, что дети сами способны защищать свои прав. Планируют в дальнейшем: акции «Реализуй свое право на безопасность», «Безопасность в интернете»; Дежурный патруль правозащитников «Ваши обязанности»; проведение мероприятий, направленных на пропаганду прав детей в условиях развода родителей; выпуск книжки правозащитника.
1.3. Методика АРТ в работе с несовершеннолетними, стоящими на учете.

В течение 2007 и 2008 г.г. 8 подростков, стоящих ранее на учете и совершивших противоправные деяния, по решению суда направлены в специальную школу закрытого типа для детей с девиантным поведением. Как показывает практика, В работе с детьми, стоящими на профилактическом учете, существует много формализма, вследствие чего подростки продолжают демонстрировать антисоциальное поведение, совершают преступления, и на основе судебного решения направляются в спецшколу.

Однако работа с подростками в школе проводится довольно формально.

В период пребывания несовершеннолетних в спецшколе общеобразовательные и социальные учреждения не проводят реабилитационных мероприятий с родителями и детьми на каникулах, не взаимодействуют со спецшколой, не готовятся принять выпускников спецшколы в коллектив детей общеобразовательной школы.

В проекте мы начали с того, что установили тесное сотрудничество комиссии по делам несовершеннолетних со специалистами спецшколы, педагогами общеобразовательных учреждений, в которых ранее учились подростки, их родителями, сотрудниками детского дома и социальными службами. Для изменения ситуации был организован выезд в спецшколу мультипрофессиональной группы специалистов образования, социальной защиты и правоохранительных органов с целью изучения новых методов работы, состоялся совместный педагогический совет, индивидуальные встречи с воспитанниками школы из Медвежьегорского района, составлены планы на дальнейшее сотрудничество.

В настоящее время работа по формированию нового подхода в работе с несовершеннолетними, имеющими проблемы с законом, строится на соглашении о совместной деятельности между КДН и ЗП и ГУВУ «Спецшкола №8 для детей с девиантным поведением».

Специалисты спецшколы оказывают методическую помощь, консультации, принимают активное участие в подготовке и проведении обучающих семинаров для специалистов района по вопросам организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения подростков с девиантным поведением, участвуют в работе с ближайшим окружением подростков. В свою очередь комиссия оказывает содействие в предоставлении образовательных, реабилитационных, оздоровительных услуг выпускникам спецшколы, и несовершеннолетним, состоящим на учете, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и сопровождении.

 

Цель совместной работы: предупреждение противоправных деяний подростков, состоящих на профилактическом учете.

 

В рамках проекта была апробирована новая форма социотерапевтической работы с подростками и их семьями по программе АРТ – «Обучение вместо агрессии или Тренировка замены агрессии» (далее Программа АРТ). Специалисты спецшколы, обучались данной методике в карельско-норвежском проекте, по завершении которого получили удостоверения тренера групповой работы.

 

Программа АРТ состоит из трех компонентов:

1.Тренировка социальных умений. 50 социальных навыков разделены на 6 групп. (основополагающие, продвинутые, умения, относящиеся к эмоциям, альтернатива агрессии, действия при стрессе, умение планировать);

2.Тренировка контроля над гневом. Каждое занятие посвящено определенной теме в четко заданной последовательности (внешние и внутренние возбудители, сигналы гнева, глушители гнева, последствия тех или иных поступков под воздействием гнева и без него, что в моем поведении сердит и провоцирует других, социальные навыки как альтернатива агрессивному поведению);

3.Тренировка моральных рассуждений. На занятиях обсуждаются моральные дилеммы, которые определенным образом изменяются тренером в зависимости от цели занятия и уровня морального развития участников группы.

 

В рамках проекта комиссия организовала работу по комплектованию и проведению 2 курсов обучения для 4 групп по 6-8 чел каждая по программе «Обучение вместо агрессии», в которую вошли дети, их родителей и педагоги школ, учреждений дополнительного образования, детских домов. Пропаганда данного метода осуществлялась через районную газету «Диалог».

 

Цель курса: формирование социальных умений и коммуникативных навыков, оказание помощи в разрешении личных и семейных конфликтов, формирование ценностей родительства.

Как показал опыт работы, наиболее оптимальный объем курса - 30 занятий, Каждый компонент отрабатывается раз в неделю в течение 10 недель. После курса занятий ART с подростками можно приступить к проведению семейного ART. Это занятия, в которых участвуют представители ближайшего окружения подростков, прошедших ART.

 

Кто ведет программу?

Программу ведут два тренера: главный тренер и тренер-напарник – специалисты спецшколы №8. Главный тренер отвечает за проведение занятия и его структуру, а тренер-напарник является его активным помощником, сосредоточенным прежде всего на участниках. Он оказывает им поддержку и ободряет, проявляет инициативу по отношению к тем, кто испытывает трудности в соблюдении правил. Наш опыт показал, что целесообразней использовать чередование ролей между тренерами.

 

Комментарии тренера:

В ходе обучения подростки научились правильно вести себя в затруднительных ситуациях, избегать агрессии. приобрести навыки разрешения конфликтов. Многие ли из нас умеют, например, грамотно жаловаться, критиковать, говорить комплименты, в состоянии ли в порыве гнева вовремя остановиться и понять, чем вызвано раздражение. Услышать другого человека, избежать ссоры и принять помощь? Решение моральных дилемм, ролевые игры на занятиях позволяют сообща найти решение проблемы, договориться. Домашние задания помогают членам семьи самостоятельно разобраться в спорной ситуации и понять, что взрослый не всегда прав.

Взрослые участники занятий ожидали познакомиться с новой формой работы, а дети хотели научиться понимать родителей, изменить свое поведение в лучшую сторону. По итогам занятий все участники ответили, что приобрели умение договариваться, вести разговор. Опыт общения, который получили, применяют в общении дома, на работе, в школе. Наиболее любимыми темами занятий всех участников были занятия, на которых решались моральные задачи.

В процессе обсуждения итогов обучения участники подчеркнули, что одним из самых важных действенных средств для создания мотивации в занятиях АRТ, являются игры. Характерной особенностью игр АRТ является то, что они не носят соревновательный характер, а нацелены на создание мотивации сотрудничества. Наиболее понравившиеся игры, в которых дети и взрослые с удовольствием участвовали – это «Джунгли», «Змейка», «Дорогой, улыбнись мне!», «Отгадай кто ты?»

В течение курса участники поощрались за работу. Поощрения были значимы не только для подростков, но и для взрослых.

Наиболее популярный способ завершающего ритуала - «раунд любви» или «раунд дружбы», развивающий у группы положительные эмоции. Постепенно участники начинают высоко ценить положительные отзывы о себе и учатся замечать положительное в других. Кроме того, в группе приобретается опыт поддержания хороших отношений.

Другим хорошим способом завершения игр является оценочный раунд. Здесь все участники называют что-то хорошо ими выполненное в течение занятия, и то, что они могли бы сделать иначе. Цель заключается в том, чтобы каждый отдельный участник обратил внимание на имеющийся у него потенциал к самосовершенствованию.

Перечислим некоторые результаты обучения:

1. По результатам психологической диагностики выявлена реальная тенденция к снижению агрессии и тревожности, а также повышению развитию моральных установок у подростков, прошедших курс АRТ.

2. Мама одного из подростков, лишенная родительских прав, пройдя совместный с сыном курс семейного АRТ, восстановилась в своих правах.

3. Подросток, с проблемами в общении к концу курса активно участвовал в ролевых играх.

4. Взрослые участники семейного АRТ начали применять полученные навыки контроля над гневом не только в семье, но и на работе.

5. После участия в полном курсе АRТ у подростков повысилась социальная активность, улучшилась самооценка и социальная активность ребенка - успешная социализация ребенка в обществе, в том числе, обретение уверенности в себе, в учебной деятельности, в дальнейшей жизни, овладение приемами и навыками эффективной коммуникации.

6. Улучшились детско-родительские отношения – повышение уровня знаний родителей по вопросам воспитания, обучения и сохранения здоровья детей, гармонизация внутрисемейных отношений.

7. Профессиональная деятельность педагогов стала более эффективной – повышение профессиональной компетентности, приобретение знаний по вопросам психологии и социальной педагогики.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.