Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серафим Саровский – светоч Земли нашей

 

Серафим Саровский... Когда произносят это святое, благословенное имя, кажется, что ослепительной белизны голубь взлетает в голубую даль неба и, коснувшись крылами ее сфер, извлекает дивную мелодию Божественной любви.

Лик Серафима в самом Солнце – льет, струит на Землю потоки всех цветов радуги, очищая, благословляя, наполняя миром сердца наши.

 

Серафим Саровский – светоч Земли нашей, осиянный духом любви, свободы, устремления. Он посвятил себя народу русскому и всему человечеству, избрав монашество как преданный путь служения Богу и человеку.

 

...Российская глубинка. По берегам рек Сатиса и Саровки, что на Тамбовщине, шумит девственный, вековой лес, мерно покачиваясь в такт набегающему ветру. Привольно здесь живется птицам и диким зверям. В быстрых водах рек плещутся, сверкая на солнце, серебристые рыбы.

 

Слово «саров» – мордовского происхождения, сар – означает заболоченное. Город расположен в месте слияния речек Сатис и Саровка, и там на самом деле много озер и болот.

Название реки Сатис – тюркское, объясняется с помощью двух татарских слов: саи – мелкая, тиз – быстрая.

 

Река Сатис близ источника преподобного Серафима

https://diveevo52.ru/images.files/reka_satis.jpg

 

Река Сатис близ источника преподобного Серафима Саровского у деревни Цыгановка

Первое упоминание о «Саровском городище», в котором было мордовское поселение, датируется ХІ-ХІІІ вв., возможно, что это была их «столица». Но в 30-40-х годах ХІІІ в. городище было уничтожено.

В 80-х годах ХІІІв. Хан Бахмет основал на этом месте татарский фортпост Сараклыч для сбора дани для Орды. Примерно через 100 лет здесь произошло восстание мордвы, и Сараклыч был разрушен, и до XVII века ничего не слышно об этом месте. Только в середине XVII века сюда начинают приходить монахи-отшельники. К концу этого же века, с приходом на Старое Городище монаха Иоанна, возникает идея создать здесь монастырь.

16 июня 1706 года – официальная дата основания монастыря Сатио-Градо-Саровская-Пустынь. И совсем скоро Саровский монастырь становится одним из центров православия на Руси. Монастырь славился красивым наземным архитектурным ансамблем,

а также довольно сложной системой подземных ходов, так называемых «Саровских пещер», построенных по образцу Киево-Печерских пещер. Это так называемый подземный многоуровневый город, куда монахи-отшельники спускались для уединения. Существует легенда, что на самом нижнем уровне подземной церкви находилось небольшое озеро, и по нему послушники плавали на лодке.

Долгое время в этих местах не проживал человек. Первым, по зову сердца, пришел пензенский монах Феодосий и на высоком холме меж Сатисом и Саровкой поставил келью-сруб. Спустя 10 лет здесь поселился инок Герасим. Свидетелями дивных знамений были они: в зимнюю пору здесь громыхал гром и сверкали молнии; иногда небо как бы разверзалось и огненный луч сходил на землю; а временами небесный благовест вещал так неусыпно и радостно, будто тысячи серебряных колокольчиков перекликались друг с другом.

В этих благословенных Господом местах и начала зарождаться Саровская монастырская обитель. Основателем ее был богоизбранник иеромонах Иоанн. Великий подвижник-молитвенник, он строго следовал суровым общежительным правилам и по-отечески учил этому монастырскую братию. Дух святости, чистоты, служения царили в этих монастырских стенах.

Спустя много лет эта монастырская обитель станет тем вдохновенным местом, где будет вершить свои духовные подвиги дивный старец Серафим.

Родился он в старинном русском городе Курске 19 июля (ст. стиль) 1754 года, в семье благочестивых родителей, богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии, которые попечительствовали строительство храмов. Мальчика, по святцам, в честь святого назвали Прохором. Когда Прохору минуло 3 года, отца не стало. Воспитанием сына – в духе русского благочестия − занималась мать, Агафья Мошнина.

 

Признаки богоизбранности у Прохора были отмечены еще в детстве.

Будучи семилетним мальчиком, во время посещения с матерью строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, он, оступившись, упал с высокой колокольни, но к радости отчаявшейся матери остался жив и невредим.

Решающим обстоятельством, сформировавшим духовный мир юного Прохора, было совершавшееся на его глазах сооружение собора во имя Казанской иконы Божией Материи преподобного Сергия Радонежского, который строился на средства его родителей. Все младенчество отрочество и юность преподобного прошли, таким образом, среди хлопот, связанных со стройкой, воспринимавшийся при тогдашней отношении к религии как великое священное деяние семьи Мошниных.

В отрочестве, посещая храм и самозабвенно читая духовную литературу, Прохор испытывал особый душевный трепет и с годами все глубже осознавал свое предназначение.

Будучи 10 лет, Прохор сильно заболел и был при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. В ту пору несли крестным ходом по Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда проносили ее по улице, где стоял дом Мошниных, пошел дождь, и пришлось проносить икону через Агафьин двор. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.

 

Природа щедро одарила своего избранника: умен, красив, ладно сложен и большой умелец работ рукотворных. В миру талантливому юноше открывалась хорошая перспектива. Но его легкокрылая душа, его высокопарящий дух словно заключили на Небесах договор, и он твердой поступью становится на путь монашества.

 

Мать благословляет Прохора в монастырь

Мать напутствовала сына молитвой, сердечным словом и медным крестом, который он до конца дней своих земных носил не снимая. Свят образ этой русской женщины-матери, чья любовь, как негасимая лампада, светила в сердце великого чудотворца.

 

Старец Досифей благословляет Прохора в Саровскую пустынь.

 

Получив благословение старца Китаевской пустыни (г. Киев) Досифея, Прохор, накануне праздника введения во храм Богородицы, прибыл в Саровский монастырь.

 

 

Прохор подходит к Саровской пустыни

Монашеская жизнь Прохора начиналась с послушания: в столярной, где он мастерски выполнял самые сложные работы; в пекарне, где выпекал хлеб и просфоры; и на самых разных работах, где нужны были его умелые руки, молодая удаль и горячее желание приносить людям пользу.

Большим искушением Прохор называл уныние, леность и празднословие и считал, что преодолеть эти небожественные качества можно непрерывной молитвой сердца; трудом, который в радость; участливым отношением к близким и самодисциплиной.

Летопись его жизнеописания свидетельствует о том, что певчую братию, с которой Прохор пел на клиросе, вдохновляли его добрая, веселая шутка, светлый, радостный лик, дивный голос и божественное, проникновенное пение. Из уст братии под своды храма неслась благодарственная молитва Господу, наполняя сердца присутствующих небесной благодатью.

Стезя монашеская, как лестница Иакова, непрерывно уходит вверх, и только тот, кто безмерно предан Отцу Всевышнему, непоколебимо стоек духом, полон любви к собрату, восходит к Его сияющим вершинам.

Монашеский путь Прохора был нелегок и тернист. В молодые годы он заболевает водянкой. Этот тяжкий недуг зачастую имел смертельный исход. Несмотря на старания и бережный уход братьев-монахов болезнь не отступает, и они просят его обратиться за помощью к врачу. Но Прохор непоколебим. Он называет своими главными лекарями Иисуса Христа и Богородицу. Благодаря его глубокой вере и усиленной молитве коварная болезнь отступает. Много лет спустя он признается одной дивеевской инокине, что тогда, во время болезни, к нему во сне явилась Царица Небесная и, коснувшись сияющим жезлом его тела, исцелила.

После пострига в иночество Прохор получил имя Серафим, что означает пламенный, златокрылый. Серафим земной и Серафим небесный, словно близнецы-братья, взаимотворят, постигая законы Земли и Неба.

Серафим свято несет храмовую службу, его почитает паства за благодеяния, кроткий нрав, чистоту сердца. И однажды – в один великий предпасхальный четверг – во время литургии он наполнился великой радостью, узрев сияющий образ Иисуса Христа в Его Несказанном Свете. Такого могла удостоиться душа светоносная, пламенно устремленная к Господу.

Свет Господен, который Серафим понес в себе, наполнил его блаженным миром, тихой радостью. В свободное от служения во храме время, уединившись в лесу, он продолжает свое молитвенное благодарение Господу, свой безмолвный разговор с Ним, постигая Его откровения. У Серафима зреет неотступное желание стать пустынножителем. Уже получено благословение. Но старец Пахомий, с которым он вел совместную службу в храме, болен, его земные дни сочтены, и Серафим преданно, по-ангельски служит ему. Когда душа Пахомия трепетно, словно птица, устремилась к Отцу Небесному, а на монастырском кладбище вырос свежий холмик, Серафим с чувством нескрываемой грусти расставания и благодарности этой родственной душе, уединяется в пустынь.

Серафимова пустынь находилась неподалеку от Саровского монастыря, в глухом, северном лесу. Высокие, стройные сосны зелеными остроконечными шапками уходят в голубую высь неба. Есть здесь и другие породы – береза, дуб. В густом, непроходимом подлеске нашли приют дикие звери. А внизу, в сочных луговых травах извивается игривая река Саровка. Величава, естественна, но и сурова здесь Матушка-природа. И земной небожитель Серафим поселился в ней, чтобы преумножить ее своим праведным трудом и воспеть вдохновенным, молитвенным словом.

Свое лесное царство Серафим заботливо оберегал. Идет по лесу легкой поступью, словно солнышко по земле катится, и нежит, лелеет каждую травинку-былинку, каждый лепесток, каждую доверчиво потянувшуюся к нему веточку.

 

Все лесные зверюшки – его друзья, и сам повелитель зверей – медведь − приходит к Серафиму на поклон.

 

 

Плетнева Ирина, Серафим Саровский

 

Старица Дивеевской обители, Матрона Плещеева лично видела, как святой Серафим из своих рук кормил пришедшего к нему медведя. “Особенно чудным показалось мне тогда лицо великого старца. Оно было радостно и светло, как у ангела, ” — рассказывала она.

Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост.

Быт Серафимовой пустыньки неприхотлив: деревянная келья-сруб, сенцы, а рядом небольшой, любовно возделанный им огород, который он заботливо удобрял мхом из болотца.

 

Все, что произрастало здесь, имело неповторимый вкус и аромат. И Серафим щедро раздавал свой урожай братьям-монахам и приходившим к нему из соседних деревень поселянам. В свой рацион он добавлял травку-снытку и советовал ее другим.

 

...Золотая пора осени сменялась непогодой: участились проливные дожди, буреломы. В это время лесная келья Серафима напоминала одинокое суденышко в бурном, штормящем океане. К стихиям природы примешивались темные силы потусторонних миров, испытывая светоносного монаха на долготерпение. Серафим усиливал ночное бдение непрерывной благодарственной молитвой Господу. В Огне Отца, в лучах самого Серафима ночной штурм неистовствовавших затихал, и наступало тихое, успокоительное утро.

Свою лесную обитель, в память об Иисусе, Серафим решил уподобить Иерусалимовой святыне, образно назвав небольшие лесные массивы – Иерусалимом, Назаретом, Вифлеемом. Земной путь Спасителя – Иисуса Христа – от Его первого младенческого «уа» в ясельной колыбели и до крестного распятия на Голгофе – был обозначен на земле Израилевой в этих местах. Через сына своего Единородного Отец напоминал сынам Израилевым и всем людям Земли, что законы Его – Создателя – непреложны, и что надо помнить и свято блюсти Его заветы:

- Возлюби Отца своего Небесного превыше всего на свете, слейся с ним всем сердцем, всем уразумением, всею душею;

- Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Слиянность Иисуса Христа с Отцом в Духе наполняла Слово, которое Он нес людям, Светом Истины. Его сердце неустанно струило тончайшую ноту любви небесной симфонии Отца. Те, кто слышал Иисуса и внимал сердцем Его мудрые проповеди, становились Его учениками. Те, кто был глух к нему, бросали вослед Ему каменья, и в конце концов приговорили Агнца к смертной казни через распятие на кресте.

В день казни Иисуса Христа над Голгофой сгустились черные тучи. Казалось, что набежали они со всех уголков Земли. И Земля у Голгофы вздрагивала, рыдая. Вершилось неведомое: на кресте, приколачивая гвоздями, не ведающие распинали Спасителя – Того, кто нес заблудшему человечеству прозрение душ. Его последнее слово «Свершилось» прозвучало как откровение, как последний жизнеутверждающий аккорд Его земного пути.

В преображенном, светоносном теле Иисус появлялся перед своими учениками. Своим присутствием Он напоминал им, что жизнь неумираемая, вечная.

Сошествием на Землю Христос напоминал людям Земли, что Творец создавал их по своему образу и подобию – в любви, а любовь Создателя предвечна, изначальна и нескончаема.

Творец-Создатель предвидел в человеке сотворца, созидателя. Отец Серафим осознавал это всей полнотой своего пламенного сердца, и как истинный христианин понес учение Христа в чистоте и славе. Его монашеское подвижничество уходило в первоистоки любви. Он гранил себя Светом Христа и нес этот Свет всем, с кем соприкасался по жизни.

Устремленная молитва к Господу Иисусу Христу и Богородице – будь то молитвенное бдение в келье или труд на земле – наполняла сердце Серафима покоем. Вечный покой не покидал его и перед лицом смерти. Однажды трое пришлых, не найдя у одинокого монаха-праведника денег, жестоко, до полусмерти избили его.

Сцена, разыгравшаяся у кельи Серафима, показала, как светел, стоек духом тот, кто живет сердечным помыслом о Боге, и как тщедушен, труслив, а потому и немилосердно жесток к человеку богоотступник. В решающий для Серафима час, когда встал вопрос: «Быть или не быть?», он, как Иисус на Голгофе, избрал путь милосердия и всепрощения – простил, помиловал и благословил миром тех, кто покушался на его жизнь: ведь не ведают, что творят.

Согбенная спина – след увечья, посох в руке. Но лик Серафима светел и лучист. Исток его осиянности – неиссякаемая любовь к Богу и человеку. Свят для Серафима Бог, свят и человек, как творение Бога.

Следуя монашеской стезей, Серафим познает все вехи восхождения к Горнему миру, пытаясь постичь Его тайное-явное, видимое-невидимое. Уйдя в молчальничество, он глубже соприкоснулся со своей душенькой, ее сокровенным знанием о Господе как Первоистоке.

 

 

Период столпничества батюшки Серафима длился 1000 дней и 1000 ночей.

 

Стоя на пологом с ложбинкой камне-валуне на коленях с поднятыми к небу руками, он непрерывно возносил молитву Отцу Всевышнему, Господу Иисусу Христу, Богородице. Лик Богородицы, Приснодевы Марии на иконе «Умиление», которую о. Серафим бережно прикрепил к раскинувшемуся перед ним дереву, был для него истоком тихой, сияющей радости.

Исповедальная, благодарственная молитва зачиналась в глубинах его сердца и, словно сияющий огнецвет, пронизывая и освещая земные пределы, устремлялась в небесные обители. Царица Небесная принимала благоуханные дары земного сына с умилением и питала его несказанной небесной благодатью.

 

Молитвенное подвижничество святых отцов-столпников, обращенных чистыми сердцами к Господу, как откровение Ему высоких душ, как светоносный поток любви сыновней, Отец восполнял наисвятейшей пламенностью, которую они несли пробуждающемуся человечеству Земли.

Частица камня на котором преподобный Серафим молился 1000 дней не остывает по сей день.

Обитель затвора батюшки Серафима – его келья-светлица. Далеко за ее стенами бушует на планете жизнь, с ее законами и беззакониями, а здесь, в келье, дивное средоточие света, гармонии, покоя. Образ Приснодевы Марии на иконе «Умиление» – пред ясны очи батюшки. Молится Ей о. Серафим, внемлет Ее святости: непорочна, чиста, омыта небесным омофором, понесет в своем чреве младенца Иисуса, оповещена об этом Архангелом Гавриилом по благословению Отца Небесного. Сын Божий, Первородный, Иисус Христос низойдет на Землю, чтобы возжечь сердечную чашу потерявшего ориентиры к Богу человечества. Он оставит свой огненный, очищающий след на Земле и воскресит в памяти человека его причастие к Создателю.

 

 

Явление С. Саровскому И. Христа во время службы.

 

Серафим верен Христу, он – Его сияющая сущность и отражение. Матушка Богородица несказанно радуется этой преемственности – огненность Духа передается по законам чистого человеческого бытия. По велению времени Она отменяет монашеский затвор-уединение и благословляет сына своего возлюбленного Серафима понести свет Христа земному человеку.

...Переступив порог своей кельи, батюшка Серафим приложил руку к сердцу и низко, в пояс, поклонился Земле-Матушке, поблагодарив Ее за великий труд и заботу о человеке, за Ее долготерпение. Он воздал сердечное благодарение Отцу-Творцу, Его Сыну Христу, Богородице и попросил у них благословение во славу Сущего, во благо человека.

 

Вид Саровской пустыни с северо-западной стороны

 

...Весть о батюшке Серафиме разнеслась в самые отдаленные уголки. И понесла Русь многострадальная на алтарь сердца великого чудотворца, исповедника – старца Серафима – свои горести, душевную боль, поиски, устремления. Для батюшки каждая душенька – будь то высокопоставленный вельможа или нищий с сумой за плечами, праведник или грешник – была желанна, в каждой он зрил исток Отца, Его частицу. Каждому он низко, в пояс, кланялся и заключал в свои теплые, по-отечески надежные объятия. Как ласковая, нежная мать, он ко всем обращался: «Радость моя». Тихий, кроткий, проникновенный голос батюшки исходил из глубин его лучезарного сердца и наполнял сердца исповедовавшихся ему мирян покоем, надеждой и верой. Его непременное напутствие каждому: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» – было для русского православия новой, очистительной волной.

Прозорливость батюшки Серафима, его всевидящее око, его умение наперед предвидеть события, исцелять человеческие души покоились на его божественной пламенности и боговдохновении.

Боговдохновенный Серафим творил в земных пределах великое и праведное. Он дал обет Верховной Игумении монахов – Богородице – попечительствовать женский монастырь в Дивеево, основанный Агафией Мельгуновой (в иночестве – мать Александра). Его подвижническая роль в строительстве и формировании духовных устоев в этой монастырской обители была под силу личности молниеносно мыслящей, прозорливой, осознавшей свою высокую христианскую миссию на Земле. Каким быть монастырю, его храмам, где воссоздать тропку, которой касались огненные стопочки Богородицы, он начертал с достоверностью архитектурного гения.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

 

Сестры-монахини из Дивеевского монастыря были постоянными ходоками к батюшке Серафиму в Саров. В душевных беседах с батюшкой они поверяли ему сокровенное. Рождалось великое таинство человеческого общения – радостный трепет сердец сиял радужным огнем христианской любви. Для батюшки Серафима каждая душенька была заветная и духоносная, каждой он помогал воссиять Светом Христа.

Полагаясь на Святое Писание, преподобный Серафим многое поведал человеку о Божественном. Великое Триединство Всетворца он постигал всей своей жизнью и говорил, что «в стяжании Святого Духа заключается высшая осмысленность человека и содеянного им о Господе».

По особому видению Божией Матери под конец своей жизни преп. Серафим взял на себя подвиг старчества. Он начал принимать всех, приходящих к нему за советом и наставлением. Многие тысячи людей из самых разнообразных слоев и состояний стали посещать теперь старца, который обогащал их из своего духовного сокровища, приобретенного многолетними подвигами. Все встречали преп. Серафима кротким, радостным, вдумчиво задушевным. Приходящих он приветствовал словами: “Радость моя! ” Многим он советовал: “Стяжи (приобрети) мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи.” Кто бы ни приходил к нему, всем старец кланялся до земли и благословляя, сам целовал руки. Он не нуждался, чтобы приходящие рассказывали ему о себе, но сам знал, что у кого на душе. Еще он говорил: “Веселость — не грех. Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет.”

Н.А. Мотовилов, богатый помещик, которого батюшка Серафим исцелил от тяжкого недуга, неизлечимой болезни ног, всю свою жизнь провел близ великого старца, глубоко почитал батюшку, был верен ему и нес его духовное достояние людям.

Он оставил нам драгоценные записи его беседы с батюшкой о Благовестии Святого Духа. Преподобный Серафим поведал: «Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого... Свет Христов при обращении грешника на путь покаяния совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетленной, сотканной из благодати Духа Святого... Благодать Духа Святого есть Свет, просвещающий человека».

Это было в четверг. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной на ближней пажинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

 

Поместил он меня на пне только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточках.

“Господь открыл мне, ” — сказал великий старец, — “что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали.”

Я должен сказать тут, что с 12-ти летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но их ответы меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

Но никто, — продолжал о. Серафим, — не сказал вам о том определенно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, творя заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: “Кто не собирает со Мной, тот расточает” (Лк. 11: 23). Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается.

С трепетом в сердце слушал Н.А. Мотовилов исповедь батюшки Серафима о Святом Духе. Его душа жаждала соприкоснуться с этой Божьей благодатью. Батюшка усадил Мотовилова на свежесрубленный пенек и, бережно взяв его за плечи, сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Святом... Что же ты не смотришь на меня?» Мотовилов отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..»

Блаженство переполнило Мотовилова. Ему казалось, что все, что вокруг – заснеженная поляна, вековечные сосны, зимнее небо – ожило, заговорило, наполнилось дыханием Господа. И Господь увещевал его душу: все едино, все вечно, все неумираемо. Мотовилов почувствовал, как Господь извлек из тайников его души радостное, тихое, несказанное состояние причастности к Единому.

 

Батюшка Серафим, познавая радость бытия в Боге, нес эту радость как откровение души своей миру. С трепетом в сердце он подносил белоснежные, напитанные его молитвенным духом сухарики, всем, кто к нему приходил, − и люди исцелялись.

Посещение старца Серафима императором Александром I

 

В Летописи есть свидетельство о том, как однажды, в холодную, с поземкой, пору он вышел из лесу в белоснежном балахоне и, подойдя к трудившейся у его источника-купели монашенке, преподнес ей в награду зеленую веточку с диковинными плодами. «Вкуси, матушка!» – ласково сказал он ей. Монашенка потом рассказывала, что плоды эти имели неповторимый вкус и аромат, словно только что из райского сада принесенные.

Светозарное сердце Серафима, напоенное Духом Господа, взлелеянное Матушкой Богородицей, было для земного человека маяком на пути его духовного возрождения.

Богородица была наставницей и собеседницей батюшки Серафима. 12 дивных встреч-видений было у преподобного с Матушкой Богородицей.

Последняя закончилась Ее напутствием: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».

Свой переход в Отчий Дом о. Серафим обозначил как сердечное откровение-молитву Отцу-Матери.

Наутро, 2 января (ст. ст.) 1833 года, на стук соседей он не отозвался, и когда они, взволнованные, проникли в его келью, то увидели батюшку застывшим коленопреклоненно перед иконой Богородицы «Умиление». Его дивный лик был полон умиления и блаженства перед открывшейся вечностью, лучезарным Царствием Божиим, о котором он любил говорить здесь, на Земле.

Восемь дней до погребения тело было благоуханным. Людской поток к батюшке не прекращался. Батюшку Серафима любили и чтили все.

Делимость Духа о. Серафима выводила его на широкую ниву жизни. Он являлся людям во снах и наяву (в светоносном теле): исцелял, давал мудрые советы, предсказывал события.

Серафим – чудотворец-заступник – так доверительно и любовно его называл народ.

Святейший Синод при благоволении Государя Императора, воздавая должное чудотворцу-заступнику Серафиму за его великое подвижничество на ниве русского православия, за его благоговейную любовь к человечеству вынес решение: «Благоговейного старца Серафима, почившего в Саровской пустыни, признать в лике святых», а дни его рождения (19 июля, ст. ст.) и преставления (2 января, ст. ст.) сделать днями прославления великого чудотворца Всея Руси.

Нескончаемый людской поток стекался в эти дни к святым мощам чудотворца Серафима Саровского. Словно два потока – земной и небесный – вели друг с другом незримый разговор. Человек, впитавший горечь земных забот, обращал свое сердце к тому, кто был послан Небом.

 

 

Дух Серафима, обретя в Доме Отца полноту необъятного и всепроникающего сияния, был чуток к каждому на Земле. Человеческое сердце полнилось верой, надеждой, любовью.

Известный русский богослов и философ о. Павел Флоренский писал о Серафиме Саровском: «Серафическая, ослепительная белизна сияет на его лике с самого начала жизненного пути саровского пустынножительства. Здесь явная печать предизбранности, предуготованности к тому назначению, которое он с такой великой красотой явил и выполнил».

В годы Советской власти, когда веру в Господа пошатнула волна неприятия и вседозволенности, стали закрывать храмы; священство ссылали в отдаленные места и ставили в нечеловеческие условия.

Но Воля Господа непоколебима. Вновь наступил рассвет. После забвения человек в очередной раз осознал, что душа его жаждет света нетленного.

 

 

 

Памятник Серафиму Саровскому в Курске (Коренная пустынь), на родине преподобного старца.

 

Ещё в России есть памятники Серафиму в Саровске, где старец явил дар целительства и в Астрахани. Памятник изображает подвиг столпничества – ежедневного многочасового моления, стоя на большом камне.

Возрождаются храмы. Возрождается Серафимо-Дивеевский женский монастырь, в закладке и формировании которого принимал участие батюшка Серафим. Храмовый ансамбль, обрамляющий площадь, становится символом красоты, архитектурного величия, возрождающейся духовности, которую батюшка Серафим кропотливо прививал дивеевскому монашеству.

2001 год – 100-летие со дня канонизации в лик святых чудотворца Всея Руси Серафима Саровского..

2004 год – 250-летие Серафима Саровского.

Московский Патриархат при поддержке созданной при Президенте комиссии организовал празднование этих дат широко и всенародно. Во многих городах – Курске, где родился Серафим Саровский, Москве, Петербурге и других – состоялись праздничные молебны, прошли крестные ходы.

 

 

 

Серафимо-Дивеевский монастырь в эти дни сиял «серафической красотой». Полыхают на солнце золотые купола храмов. Территорию причудливо окаймили роскошные клумбы-розарии. На площади, посреди нее, на деревянном помосте праздничный шатер, украшенный цветами и хоругвями. Праздничное богослужение с соблюдением православных канонов ведут Патриарх и высшее духовенство. А вокруг живое человеческое море. Затаив дыхание, люди внемлют живому слову об о.Серафиме.

Одним из выдающихся мест Дивеево можно назвать Канавку. В Дивеево, Канавка Царицы Небесной, считается даже неприступным для антихриста, ибо говориться в преданиях, что когда слуга Диаволов придет на землю, то везде будет ходить, лишь Канавку пересечь не сможет. И именно по этой причине Серафим, с веления Божией Матери, просил сестер монастыря землю складывать не за пределы вала, а в свою обитель.

Стена от земли до неба, Пояс Богородицы - так называют Православные Святую Канавку в Дивееве. На Руси много замечательных монастырей, но Канавка - только в Дивееве. Пройдешь по ней, прочтешь сто пятьдесят молитв «Богородице Дево», и будет тебе тут, по слову Святого Серафима, «и Иерусалим, и Афон, и Киев…».

Дивеево - село в Нижегородской области на берегу речки Вычкинзы, которое находится не далеко от города Арзамаса, не менее интересного православного города. На данный момент в селе Дивеево проживают около 9 тысяч жителей. Раньше на Нижегородской Земле мордва жила родами и старейшину звали Вычкинз, и жил этот род как раз на берегу той самой речки, где сейчас находится село. Через некоторое время рядом с мордвой " по - соседству" поселились русские люди. И речку они назвали в честь старейшины мордовского рода - Вычкинза.

Но своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе (царская жалованная грамота от 16 апреля 1559 года) - отсюда и название Дивеево.

Во второй половине 18 века Дивеево представляло небольшое село с деревянной церковью в честь Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви.

Существует четыре места на Земле, которые Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы — Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Именно в Дивеево на нижегородской святой земле располагается удивительный Свято - Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь - единственное место, куда

Богородица является ежедневно. И говорят, что, когда приезжаешь в святое Дивеево нужно остаться там на ночь, чтобы получить благословение самой Богородицы.

 

Вид Дивеевской обители и села Дивеевка с высоты птичьего полёта

 

Над Дивеевом голубое августовское небо, сияющее солнце, плывущие белоснежные облака. И вся эта земная красота в ореоле Духа Серафима Саровского. Его живое присутствие во всем. Ликует сердцем народ. Ликует Серафим в радужном ореоле Солнца, предвещая новые времена, уготованные Создателем.

https://www.youtube.com/watch? v=bZoDp0A2Qls

 

P.S. Каждый год в эти памятные дни Серафимо-Дивеевский женский монастырь гостеприимно принимает тысячи паломников, которые устремляются в эту обитель к истоку Боговдохновения, святости и чистоты. Дух Серафима Саровского здесь с каждым.

 

Е. Александрова

г. Харьков

 

 

Дни памяти преподобного Серафима Саровского празднуются 15 января и 1 августа (по новому стилю).

 

Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Пишет Н. Аксакова.

 

https://www.pravmir.ru/iz-detskix-vospominanij-o-prepodobnom-serafime-sarovskom/

 

“…В обратный к монастырю путь мы шли уже одни, семьей своей, соображаясь с усталой походкой бабушки, – матери моего отца. С нами был только Алексей Нефедович, да длинный ряд домочадцев тянулся на некотором расстоянии позади. Толпы богомольцев уже вступали в монастырские ворота, а мы все еще не выходили из широкого прохладного просека, в конце которого виднелись вдалеке главы монастырского собора.

Отец тихо запел, – что он всегда делывал, когда был между своими, и ему было хорошо на душе, – запели, как всегда, и обе старшие сестры и брат-подросток своим ангельским, еще полудетским голосом; подтягивал им глубокий тенор Прокудина. Отделившись от прочей прислуги, двинулись стороной Семен и Василий, обычные басы наших семейных песен, и скромный, но стройный хор огласил высокие своды просека: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся, Боже наш, Боже наш, Боже наш…» Звуки последнего «Боже наш» еще замирали в вышине, когда мы тихо выступали на монастырскую поляну. А между тем кроткий облик лесного старца невольно носился перед глазами поющих. Сестренка моя Лиза, та самая, которую так обнимал отец Серафим, называя ее сокровищем, крепко держалась за меня обеими руками. При выходе из лесной темноты она сжала мою руку и, взглянув мне вопросительно в лицо, проговорила: «Ведь отец Серафим только кажется старичком, а на самом деле он такое же дитя, как ты, да я. Не правда ли, Надя?»

Много с тех пор в продолжении следующих семидесяти лет моей жизни видала я и умных, и добрых, и мудрых глаз, много видала и очей, полных горячей искренней привязанности, но никогда с тех пор не видала я таких детски-ясных, старчески прекрасных глаз, как те, которые в это утро так умильно смотрели на нас из-за высоких стеблей лесной травы. В них было целое откровение любви…

Улыбку же, покрывшую это морщинистое изнуренное лицо, могу сравнить разве только с улыбкой спящего новорожденного, когда, по словам нянек, его еще тешат во сне недавние товарищи – ангелы.

На всю жизнь памятны остались мне саженки мелких дров вперемежку с копнами сена, виденные мной в раннем детстве на лесной прогалине, среди дремучего леса, посреди гигантских сосен, как будто стороживших этот бедный, непосильный труд хилого телом, но сильного Божией помощью отшельника.”

 

 

В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом — забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы.

В настоящее время на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. Возле часовни устроено место для омовения. Изменено русло протекающей здесь реки Сатис. Теперь русло огибает источник, в результате чего у часовни образовалось живописное озеро с чистой родниковой водой»

https://diveevo52.ru/images.files/ozero_istochnika_prepodobnogo_serafima.jpg

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О любви преподобного Серафима к Отечеству | Лекция практикующего врача К.П. Кравченко.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.