Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология работы с проблемными детьми в массовой школе







 


упражнения на развитие памяти;

уменьшение (а не укрупнение) дидактических еди­ниц (УДЕ);

опора на наглядно-образную педагогику, восхожде ние от конкретного к абстрактному.

Разновозрастные группы (РВГ). РВГ — особая орга низационная форма, включающая различные виды обучения: группового, коллективного и индивидуального. В РВГ вхо дят ученики V-IX классов (разного возраста и уровня разви тия). Каждый ученик имеет право изучать материал в других классах (по одним предметам он может опережать свой класс, по другим — отставать). Занятия регламентируются не расписанием, а индивидуальными картами обучения по предметам, ученики посещают их по желанию и ориентиро вочным графикам.

Из методик внутрипредметной дифференциации при­меняются различные виды дифференцированной и индиви­дуализированной помощи:

опоры различного типа (от плаката-примера на кон­кретное правило до опорного конспекта и обобщающей таб­лицы);

алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

указание типа задачи, закона, правила;

подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли;

предупреждение о возможных ошибках;

разделение сложного задания на составляющие.
Периодически, по прохождении тем и разделов ученику

предлагаются диагностические работы, чтобы определить урн вень усвоения им материала и на этой основе наметить даль нейший путь развития. Ученик может на одном предмете за держаться, другой изучать в опережающем режиме.

Учитель работает с группой (микрогруппами) учащих ся, но у него оказывается больше возможностей для индиви дуализации обучения.


Технология работы с проблемными детьми в массовой школе

В массовой школе в категорию проблемных («труд­ных») попадают: а) дети труднообучаемые и трудновоспиту­емые; б) дети зоны риска. Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособнос­тью, имеют худшее, чем сверстники, качество приспособи­тельных, адаптационных механизмов, склонны к патологиче­ским реакциям на перегрузки.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемос-ти — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внут-иколлективные отношения, в систему ответственных отно­шений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» социально ценной деятельности с учётом имеющихся у не­положительных качеств, сил и способностей и регуляцию тношений воспитателей и воспитуемых, использование сех положительных возможностей школы, семьи, общест-снности, создание единых педагогических позиций по отно-ению к «трудным» детям, формирование объективной са-ооценки, обучение методике самостимуляции положитель-ого поведения.

Ниже приводится один из возможных вариантов техно-огии работы с «трудными» в массовой школе.

Модель коррекции отклоняющегося поведения

Модель разработана и апробирована кандидатом педа-/шических наук, доцентом кафедры педагогики Ярославского технического университета Юрием Юрьевичем Черво под руководством профессора Г.К. Селевко.

Гипотеза о механизме формирования отклоняюще­юся поведения. Личность ребёнка представляет собой само-иравляющуюся систему; своё поведение он строит на осно-потребностей, усвоенного им опыта деятельности и пред-


ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ


Модель коррекции отклоняющегося поведения

.............................................. 77


 


 
 

ставления о самой себе. Главная компонента самоуправляю щего механизма личности у детей и подростков является эмоциональная составляющая Я-концепции, системы осо знаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе.

Я-концепция и взаимодействующие с ней потребности и качества личности — внутренняя движущая сила, мотива ционная основа реакции на указанные выше факторы окру жающей обстановки.

В рабочей модели Я-концепции ребёнка выделяются че­тыре компоненты: представление «Я знаю» (и соответствую­щая ему потребность в познании и самопознании), «Я нрав­люсь» (потребность в самовыражении), «Я способен» (по­требность в самоутверждении) и «Я защищен» (потребность в защищённости). Реализация этих потребностей и форми­рование Я-концепции происходят во взаимодействии со сре­дой, в реальной жизнедеятельности ребёнка, в его отношени­ях с окружающими людьми, а затем сформированная Я-кон­цепция становится психогенным фактором поведения, само­регулирующим механизмом.

Если потребности удовлетворяются в положительной сфере, то формируется положительная Я-концепция (+Я), эмоциональный аспект которой выражается в ощущениях -чувствах, эмоциях Я-знаю, Я-нравлюсь, Я-способен, Я-защи-щён. Положительная Я-концепция способствует успешности деятельности и поведения, формированию положительных качеств.

Неудовлетворённые потребности приводят личность к отрицательной Я-концепции (Я не знаю, Я не нравлюсь, Я не способен, Я не защищен). Развитию «-Я» способствуют раз­личные социально-педагогические обстоятельства: отрица тельные оценки окружающих, авторитарные принуждающие воздействия, отсутствие внимания к ребёнку со стороны роди­телей и воспитателей. Позиция «-Я» ведёт либо к гиперактив-ному (Я-агрессивное), либо к фрустрационному, саморазру шающему (Я-фрустр.) поведению, появлению комплекса не­полноценности. Формируется психогенная дезадаптация.

Часто неудовлетворённые потребности направляются и удовлетворяются в негативной сфере, происходит инверсия


отрицательной Я-концепции, возникает и формируется по­ложительная Я-концепция (успех) в негативной сфере дея­тельности, формируется один из типов отклоняющегося по-недения — трудновоспитуемая личность (см. рис. 10).

знаю теневую сторону жизни нравлюсь негативным элементам способен к агрессии, хамству, лжи защищен дружками, неформальными лидерами

Позитивная сфера Негативная сфера

Рис. 10. Инверсия отрицательной Я-концепции






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.