Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ммгчь анализа и описания педагогических технологий








 


ренцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), техном гии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. УнЛ В Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с ш пользованием опорных схем при комментируемом управлепт (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обуме ния (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информф ционные) технологии и др.

> Педагогические технологии на основе методически го усовершенствования и дидактического реконструирош ния учебного материала: укрупнение дидактических единщ (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библе> ра и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Ъ расова, технология реализации теории поэтапного формировФ ния умственных действий Н.Ф. Талызиной и М.Б. Воловича и дц

> Педагогические технологии на основе усиления со> циально-воспитательных функций образовательных уч| реждений (технология адаптивной школы, здоровьесберегат щие технологии и др.).

> Педагогические технологии на основе современны! информационно-телекоммуникационных средств (СМЩ эта новая группа технологий выделена в силу того, что при> менение данных средств не только значительно преобразует! структуру учебного процесса, но создаёт небывалые условии; для его интенсификации.

> Технологии на основе усиления социально-воспи­тательных функций педагогических процессов подразумс вают целенаправленно организованные воздействия со сто! роны среды, социальных субъектов воспитания (семья, сред­ства массовой информации и т.п.).

 

> Альтернативные, радикально изменяющие обуче­ние: например, вальдорфская педагогика Р. Штейнера, техА нология свободного труда С Френе, технология вероятност­ного образования A.M. Лобка.

> Наконец, можно выделить целостные политехноло­гии авторских школ (из наиболее известных — «Школа сея моопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гон-Ш чарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М.Ба-' лабана и др.).


15. Категория педагогических объектов Но категории педагогических объектов (обучающих- t и м аоспитующихся) наиболее важными являются: У массовые школьные технологии; У технологии продвинутого уровня;

> технологии компенсирующего обучения;

У различные виктимологические технологии;

> технологии работы с отклоняющимися (трудными и
■ ы|1снными) детьми.

Данная классификация не во всём удовлетворяет требо-п hiмям единства оснований, однородности (рядоположенно-i in) и взаимоисключаемости объектов и поэтому требует Ийльпейшей доработки. Она может служить базой для осу-iiiir i нления технологического подхода и ориентации в мире педагогических технологий. Одни классификационные типы больше пригодны для решения практических задач учебно-тн питательного процесса, другие представляют лишь теоре-тческий интерес.

При идентификации технологии конкретного педагоги-'н i кого процесса надо иметь в виду, что классификационные жим далеко не всегда существуют в чистом виде (в монова­рианте), а чаще сочетаются, комплексируются, проника­ют друг в друга.

Методологию изложения материала в пособии опреде­лила широко распространённая сегодня идея модернизации ийразования. Этой идее соответствует классификация педа-нн ических технологий по направлениям модернизации.

Модель анализа и описания педагогических технологий

Учёный стремится не столько описать неизменное, сколько найти не изменяющиеся описания меняющегося.

Г. Браун

Описание технологии предполагает раскрытие всех ос­тин n.ix её характеристик, делающее возможным её воспроиз-" | /ниие.


~f ВВЕДЕН!»
3".....................................................................

Описание (и анализ) образовательной технологии моя но представить в следующей структуре (аналогично прово дится и анализ передового педагогического опыта).

1. Название технологии, отражающее главную решаг мую ею проблему, основные качества, принципиальную! идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательно] го процесса или характерную региональную (местную) сити ацию. Название технологии часто даётся по одному самому яркому её признаку.

2. Идентификация данной технологии в соответствии I принятой систематизацией (классификационной схемой).

 

1. Вид педагогической технологии по уровню приме-\ нения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная] микротехнология).

2. Основные используемые философские позиции.

3. Основные используемые методологические подходы

4. Отношение к факторам развития.

 

5. Изложение особенностей применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии.

6. Ориентация технологии на определённую сферЛ развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТЩ СФР).

7. Принадлежность технологии к определённой со\ держательной области.

8. Указание преобладающих видов социально-педагоА гической деятельности.

9. Характеристика типа управления педагогическим] процессом.

 

10. Методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих.

11. Применяемые организационные формы педагоги-] ческого процесса.

12. Преобладающие средства обучения.

13. Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребёнку, подростку, молодёжи).

14. Отнесение педагогической технологии к какой-
либо группе модернизации традиционных технологий.


Ми ми, анализа и описания педагогических технологий

15. Характеристика категории (адреса) континген­та, на который направлена технология.

3. Целевые ориентации технологии. Характеризуются Ц{ ми и задачи, достижение и решение которых планируется в щх пологий, строится дерево целей и задач.

4. Концептуальная основа педагогической технологии. Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов и \ пологий, способствующее пониманию, трактовке её пост-рпг'пия и функционирования, в том числе философские по­шипи, используемые факторы и закономерности развития, пнуч пая концепция освоения опыта, ориентация на опреде­лим пую сферу развития человека, методы воспитания.

5. Содержание УВП. Содержание и структура УВП
(Педагогической деятельности учителей и учащихся) в рам-
технологий рассматривается с позиций современных

Идей и теорий воспитания, принципов системности, соответ- гтипя целям и социальному заказу. Указывается объём и ха­рактер содержания обучающих и воспитывающих воздейст-iinii, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

6. Процессуальная характеристика (методические
огобенности). В процессуальной характеристике техноло­
гии прежде всего определяются структура и алгоритмы де-
штельности
субъектов и объектов, целесообразность и опти­
мальность отдельных элементов, комплексное применение и
импмодействие всех методических средств, управление,
1 и-к ватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Опи-
• ы маются мотивационная характеристика, особенности
Методики, применения методов и средств обучения, управле­
ние и организационные формы педагогического процесса
(диагностика, планирование, регламент, коррекция).

7. Программно-методическое обеспечение. Программ­
ки методическое обеспечение должно удовлетворять требо-

.... him научности, технологичности, достаточной полноты и

реальности осуществления: учебные планы и программы, учгбнме и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностичес­кий инструментарий.


J-Я....................................................................................................................... ВВЕДЕНИ1

8. Соответствие критериям технологичности. Основ­ными критериями технологичности являются:

- системность (комплексность, целостность);

- научность (концептуальность, развивающий харак­тер);

- структурированность (иерархичность, логичность, ] алгоритмичность, преемственность, вариативность);

-г- процессуальность (управляемость, диагностич-ность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

9. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гу­манизма и демократизма, современности, а содержание обра­зования в рамках технологии - с позиций современных тео­рий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.

В процессуальной характеристике прежде всего опреде­ляется целесообразность и оптимальность отдельных техно­логических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образова­ния и контингенту обучаемых.

Программно-методическое обеспечение должно удовле­творять требованиям научности, технологичности, достаточ­ной полноты и реальности осуществления.

Главными критериями оценки педагогической техноло­гии являются её эффективность и результативность. Выпол­нение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.

Рекомендуемая литература

Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педа­гогика. 1996. № 2.

Афанасьев В. Г. Системность и общество. М, 1980.

БабанскийЮК. Методы обучения в современной общеобразо­вательной школе. М: Просвещение, 1985.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.