Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конверсионные и коррекционные светофильтры






 

Следующими фильтрами нашего обзора будет группа так называемых конверсионных и коррекционных фильтров. Они используются только в плёночной фотографии и их назначение - преобразовать цветовую температуру освещения под тот или иной тип пленки, или немного её изменить. Давайте поговорим об этом поподробнее.

Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Что это такое? Если цвет поверхности ненагретого неизлучающего предмета можно описать длиной волны, то с нагретыми и излучающими телами мы поступим по-другому. Представим себе абсолютно чёрное тело, то есть тело, которое не отражает никакие световые лучи. Для примитивного эксперимента пусть это будет спираль из вольфрама в электрической лампочке. Соединим эту несчастную лампочку с электрической цепью через реостат (изменяемое сопротивление), выгоним всех из ванной комнаты, выключим свет, подадим ток и будем наблюдать за цветом спирали, постепенно понижая сопротивление реостата. В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 градусам по Цельсию. Однако, физики чаще пользуются шкалой Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается уже при 1200К, и соответствует красной границе спектра. То есть, попросту говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К.

Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К - жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при дальнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра. Эти цифры и назвали «цветовой температурой» излучения.

Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1800К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (18000К). Тем не менее это так, цветовая температура не имеет никакого отношения к температуре тела. А вот к фотографии она имеет самое непосредственное отношение. Каждая цветная плёнка или конкретная установка баланса белого в цифровой фотокамере рассчитана только на одну оптимальную цветовую температуру освещения, только при ней она будет хорошо передавать все цвета. При другом освещении эта плёнка или матрица переврёт вам все цвета так, что мало не покажется! Все оттенки «поползут» либо в синюю часть спектра, либо в его красную часть, что не может являть собой авторский замысел по одной простой причине: непредсказуемости результата.

Обычная «дневная» плёнка рассчитана на освещение с температурой 5500К. Откуда взялось это число? Дело в том, что цветовая температура солнечного света примерно равна 4000К, свет голубого неба даёт примерно 7000К, а их смесь, называемая дневным светом, как раз и имеет в среднем 5500К. Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда солнце заходит за облако? Правильно, поскольку остаётся только свет от голубого неба, то цветовая температура освещения сразу возрастает от 5500К до 7000К. Другая ситуация - красное солнце вот-вот зайдёт за горизонт, при этом небо совсем не голубое. Значит, на закате цветовая температура резко падает, вплоть до 3000К. Как нам быть, фотографируя в условиях такого освещения?

Если в цифровой фотографии с этими проблемами справляются, просто выставляя баланс белого в подходящие значения, то в плёночной фотографии испытанным и наиболее часто используемым средством для корректировки цветовой температуры является применение специальных светофильтров. Условно их можно разделить на две группы: конверсионные и коррекционные, а внутри каждой группы на повышающие и понижающие. Обратите внимание, что все повышающие фильтры имеют чётные номера (80, 82), а все понижающие - нечётные (81, 85).

Конверсионные светофильтры созданы для того, что бы произвести основные поправки в цветовую температуру освещения. Их задача - радикально преобразовать тип освещения под неподходящую для него фотоплёнку. Они делятся на «повышающие» и «понижающие».

Повышающие конверсионные фильтры синего цвета существенно повышают цветовую температуру света, к примеру на 2300К (фильтр 80А). Они применяются в случаях, когда перед фотографом стоит задача снимать при жёлтом или красном свете на «дневную» плёнку. В данном случае цветовая температура будет увеличена на 2300К, например, преобразована с имеющихся 3200К до необходимых 5500К. К таким фильтрам относятся фильтры серии 80, такие как 80А (+2300K), 80В (+2100К), 80С-D. Все эти фильтры имеют синий цвет, но отличаются различной плотностью. Без этих фильтров изображение имело бы жёлтый тон.

Когда этот фильтр может пригодиться в пейзажной фотосъёмке? Иногда можно его использовать перед закатом, для охлаждения слишком тёплого тона сцены, однако следует помнить, что сам закат как раз и приятен преобладанием теплых оттенков, и слишком сильное принудительное " охлаждение" может лишить закат самого главного. Но тут стоит вспомнить, что удачная любительская фотография получается не благодаря, а вопреки приложенным усилиям, но без этих усилий вообще не получилась бы, поэтому попробовать надо всё.

Понижающие конверсионные фильтры янтарного цвета, наоборот, существенно понижают цветовую температуру освещения, на те же 2100 - 2300К. Они нужны для съёмки на открытом воздухе при дневном освещении на плёнки с индексом «T», которые рассчитаны на искусственное освещение. В этом случае цветовая температура будет преобразована с имеющихся 5500К до необходимых 3200К (или 3400К). К таким фильтрам относятся фильтры серии 85, такие как 85А (-2100K), 85В (-2300К) и 85С. Поскольку нормальный пейзажист не снимает на плёнки с индексом «Т», то эти фильтры нам вряд ли пригодятся, за исключением съёмки в «холодном» высокогорье.

Коррекционные светофильтры созданы для того, чтобы произвести не столь существенные поправки в цветовую температуру света. Их задача - скорректировать цветовую температуру освещения на несколько сотен градусов. Они тоже делятся на «повышающие» и «понижающие».

Повышающие коррекционные голубые фильтры слегка увеличивают цветовую температуру освещения. Они применяются в случаях, когда перед фотографом стоит задача слегка охладить цвет, к примеру, если солнце близится к закату. В данном случае цветовая температура будет скорректирована на 200 - 400К. К таким фильтрам относятся фильтры серии 82, такие как 82А (+200K), 82В (+400К), 82С-D.

Понижающие жёлто-розовые коррекционные фильтры, наоборот, понижают цветовую температуру освещения, «притепляя» сцену на 200 - 2000К. Их применение в пейзаже сводится к внесению уютных тёплых оттенков в холодные тона зимних и летних пейзажей. К таким фильтрам относятся фильтры серии 81, такие как 81А (-200K), 81В (до -2000К для исходной температуры 7500К, см. таблицу ниже) и 81С-F.

Когда нам понадобится применять эти фильтры? Многим знакомо чувство огорчения после съемок пейзажа, когда при съёмке душа поёт, а на фотографиях тот же самый пейзаж выходит холодным и отталкивающим. А что, собственно говоря, мы ожидали получить? Трава, небо, деревья - все эти объекты имеют холодные цвета (зеленый, голубой и синий). Особенно на тон влияют рефлексы от неба на траве и листьях деревьев. Вот тут-то и помогут фильтры серии 81. «Притепляя» сцену, они сделают её более приятной для восприятия зрителем. Не надо бояться экспериментировать с фильтрами этой серий с большой плотностью (до EF), результат вас не разочарует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.