Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивы фильтров: достоинства и недостатки






Светофильтры

Прежде чем приступить к описанию светофильтров, по всем законам жанра я должен дать им определение. Так же и на лекциях – первым делом я спрашиваю мнение самих слушателей на эту тему. Из публики обычно отвечают неуверенным женским голосом, что светофильтры – это такие разноцветные круглые стекляшечки. В ответ на это, я обычно достаю какой-нибудь бесцветный ультрафиолетовый светофильтр, опровергая расхожее мнение об разноцветности фильтров, затем демонстрирую какой-либо из квадратных фильтров фирмы Cokin, доказывая, что фильтры далеко не всегда круглые, и наконец, волшебным движением руки вынимаю из кармана цветной диффузионный фильтр Cokin, напоминающий больше кусок жёваного целлофана, в качестве примера нестеклянного фильтра. Как видите, всё не так просто, так что назовём светофильтром специальное дополнительное устройство, расположенное непосредственно перед или сразу за объективом фотокамеры, и определённым образом изменяющее свойства излучения, падающего на поверхность светочувствительного слоя.

Рассмотрим подробнее имеющиеся сегодня на рынке конструктивы светофильтров.

Чаще всего встречаются круглые фильтры, имеющие резьбу для крепления к объективу. Для их использования вам лишь необходимо иметь фотоаппарат с объективом, имеющим резьбу для бленд и фотофильтров. На самом объективе или в документации указан диаметр этой резьбы в миллиметрах, например, 58. Покупать необходимо фильтры соответствующего размера. При покупке фильтров малых размеров убедитесь, что не только диаметр, но и шаг резьбы соответствует шагу резьбы, нанесённой на объектив вашей фотокамеры, потому, что кроме стандартной резьбы с шагом 0.75мм, редко, но иногда всё-таки встречается и мелкая резьба 0.5мм.

Иногда при отсутствии фильтра необходимого размера можно купить фильтр, диаметром побольше, и использовать специальное кольцо-переходник с одного диаметра на другой. Это также удобно, когда ваш фотоаппарат имеет несколько сменных объективов: тогда можно приобрести фильтры только для объектива с максимальным диаметром, а для других объективов использовать переходники. Необходимо, однако, помнить что цена на фильтры прямо пропорциональна их площади, поскольку делаются они, как правило, из дорогого оптического стекла, которое не уступаeт по качеству линзам в объективе. Кроме того, принято считать, что большие фильтры бликуют чаще маленьких.

Почти все фильтры такой конструкции можно комбинировать, просто навинчивая их один на другой, для этого предусмотрена резьба с наружной стороны бандажного кольца. Однако это часто не относится к поляризационным фильтрам, поскольку они и так очень толстые. Поэтому поляризационный фильтр привинчивается в такой группе товарищей самым последним.

Если же резьба на объективе в результате ваших усилий приняла нестандартный вид, то вам поможет французская фирма Cokin, выпускающая специальный переходник для объективов с сорванной резьбой или для объективов вообще без резьбы. Он просто ”одевается” на обьектив и фиксируется на нём тремя винтами.

К производителям круглых фильтров, заслужившим доверие в плане качества, отнесу такие, как например, Tiffen, Hoya, B + W, Sunpack и Promaster. Ничего плохого не могу пока сказать про Marumi и Kenko. Про фильтры от Nikon и Canon и от подобных им монстров фоторынка, скажу, что их приобретение – это неоправданная трата денег: стоят они в два-три раза дороже того же Tiffen, а качеством ничем их не превосходят. Так что не стоит обращать внимание на предостережения производителей фотоаппаратов, что, мол, они хорошо снимают только через фильтры той же торговой марки.

Кроме круглых, существуют и прямоугольные фильтры. Например, их выпускают тот же Cokin, LEE filters и очень серьёзная компания Singh Ray. Скажу сразу, что фильтры, выпускающиеся последней из упомянутых фирм, очень дорогие (от $100 до $340 за штуку), поскольку рассчитаны на профессиональное использование. Примечательно, что эта компания также может сделать вам любой фильтр на заказ, по вашему эскизу, например, совместить поляризатор с каким-нибудь красно-зелёным градиентом, создать фильтр с изображением Красной площади, или с вашим собственным изображением, обнимающим изображение Бритни Спирс. Такое удовольствие обойдётся вам в цену, сравнимую с плёночной зеркальной камерой среднего уровня.

Фирма Cokin наоборот, ориентируется на широкий круг потребителей, от начинающих фотолюбителей до законченныхпрофессионалов. По моему мнению, фильтры этого производителя заслуживают отдельного рассмотрения. Большинство фильтров Cokin представляет собой квадратные фолиевые пластинки. В зависимости от размера и материала, они выпускаются трёх серий: “A” (Amateur, любительские), “P” (Professional, профессиональные) и “X-Pro” (XP) (X-tra Professional, профессиональные до неприличия). Серии отличаются размерами: серия “A” – это квадратные фильтры со стороной 66мм (градиентные имеют прямоугольную форму и размеры 66 х 71мм), “P” – квадратные со стороной 83 мм (градиентные – 83 х 99мм) и “XP” – прямоугольные 170 х 130 мм. Фильтры серии “XP” выполнены из высококачественного органического стекла CR-39. Фильтры вставляются в специальный держатель, который навинчивается на объектив. Цена такого держателя - примерно $7-10 (за держатель фильтров серий “A” и “P”) и $40 (для серии “XP”). Вам понадобится по одному кольцу для держателя для каждого диаметра резьбы ваших объективов. Фильтры серии Р можно найти во многих магазинах, а более дешёвая серия «А» встречается реже. Однако, по сведениям, полученным от неутомимого фотографа-экспериментатора В.Малышко, в конце 2004 года их можно было купить как в «Кинолюбителе» на Ленинском проспекте в Москве, так и в «Сивме» на Кутузовском. Там же продаются и держатели к ним.

Как вы видите, вам достаточно иметь только один набор фильтров, и несколько недорогих держателей для разных объективов. Это позволяет существенно сэкономить средства (ведь фильтры – удовольствие недешёвое), и является одним из преимуществ квадратных фильтров. При выборе серии фильтров для вашей фотокамеры надо исходить из величины фокусного расстояния объективов вашей камеры. Так, фильтры серии “A” предназначены для фокусного расстояния не менее 35мм (в плёночном эквиваленте), и диаметра объектива от 36 до 62 мм, “P” – для фокусного расстояния свыше 20 мм и диаметров от 48 до 82 мм, в то время как серия “XP” – для любого фокусного расстояния и диаметров от 62 до 122мм.

 

Другим преимуществом прямоугольных фильтров является возможность перемещать фильтры в держателе в любое желаемое положение, что позволяет располагать границу раздела градиентных фильтров в каком угодно месте снимка. Круглые фильтры лишены такой возможности. К недостаткам отнесу наличие щели между фильтром и передней линзой объектива, через которую проникает пыль и солнечные лучи, создающие блики, а также некоторую громоздкость всей конструкции. Хотя, чего уж тут говорить, выглядит вся система очень солидно, что ясно говорит восхищённым прохожим о неслучайном характере ваших отношений с фотографией.

Кроме обычного держателя, привинчивающегося к объективу, фирма Cokin производит специальный переходник-держатель Cokin А300 для компактных фотоаппаратов, не имеющих вообще никакой резьбы для фильтров. Комплект Cokin G350, ценой чуть больше $20, кроме самого переходника, включает в себя также два фильтра той же фирмы: дифракционный фильтр " Star 4" (A057) и градиентный фильтр A198 оранжевого цвета " Sunset 2". Этот переходник крепится винтом к гнезду крепления для штатива внизу камеры и подходит ко всем камерам, у которых расстояние от винта до переднего обреза объектива не превышает 69мм. Замечу, что с этим переходником-держателем могут быть использованы только фильтры Cokin серии " A", которых, между прочим, насчитывается порядка двух сотен видов. О том, где они продаются в Москве, я сказал выше. Так что это чуть ли не единственная возможность воспользоваться волшебными возможностями, предоставляемыми фильтрами, для владельцев многочисленных компактных «мыльниц», в том числе цифровых, не имеющих специальных насадок с резьбой.

Теперь поговорим про нетрадиционные конструктивы светофильтров. Во-первых, вы всё ещё можете найти старые отечественные фильтры, просто надевающиеся «с натягом» на объектив и держащиеся на нём за счёт специальных зажимов. Во-вторых, существуют фильтры, выполненные в виде тонкой плёнки или материала, просто надевающиеся на объектив, и закрепляющиеся на нём обычной резинкой. Примером такого фильтра является уже упомянутый мною цветной диффузионный фильтр Cokin, похожий на профессионально жёваный целлофан перламутровых оттенков. Наконец, выпускаются пластинчатые фильтры («slip-in»), вставляемые в специальное гнездо не спереди, а за объективом, и использующиеся с объективами с очень широким углом зрения, такими, как Fish Eye. Никакой другой возможности прикрепить светофильтр к такому объективу не существует.

В заключение пару слов стоит сказать про то, что часть светофильтров выпускается в тонкой оправе («wide angle», «slim mount», «thin mount», «ultra thin», «thin ring» и т.п.). Использование таких фильтров оправдано только с широкоугольной оптикой, либо в комбинации с другими фильтрами, во избежание затемнений в углах изображения. Обратите внимание, что зачастую такие фильтры в тонкой оправе стоят вдвое дороже своих собратьев нормальной толщины. Для средне- и длиннофокусной оптики такие фильтры не требуются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.