Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика использования литературных источников






 

В процессе научного исследования работа над литературой осуществляется на всех его стадыях скорочтению.. Работа над литературой ставит перед исследователем требование – научиться скорочтению., воспринимать и анализировать прочитанное, концентрировать внимание на прочитанном.

Процесс чтения включает: восприятие печатного слова вначале глазами, потом произношение про себя и только после осознаёт прочитанное. Такой поход значительно тормозит процесс чтения и не способствует. Можно указать несколько причин медленного чтения:

звуковой бартер – произношение читателем текста про себя, когда для произношения звука работает речевой аппарат;

при произношении глаза долго задерживаются на одном слове, хотя читатель может мгновенно фотографировать несколько строк.

Обращая внимание на указанные причины, специальные пособия рекомендуют тренировать зрительное восприятие текста, который читают, способом «всеобъёмностью», т.е. водить глазами по тексту, сосредотачиваясь на середине листа. Если быстрое зрительное восприятие текста мешает понять содержание, то необходимо прочитать этот ряд ещё раз. Тренироваться быстрому чтению текста необходимо каждый день на протяжении 2 - 3 часов сроком до одного месяца. Конечно, эти советы можно воспринимать в зависимости от психофизиологического состояния каждого человека отдельно.

Быстроту чтения необходимо чередовать с выписыванием отдельных определений терминов, понятий, подвергать логическому анализу, статистическим расчётам, группировать количественные (цифровые) показатели экономических процессов, стремиться понять обоснованность выводов автора произведения. Вмести с этим это не механическое переписывание отрывков, а следствие кропотливой и вдумчивой обработки и группировки начальных данных. Такая методика работы над литературными источниками даёт возможность отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, чётко сформулировать гипотезу исследования. После первоначального осмотра литературы, отобранной из библиотечных каталогов, ознакомления с аннотацией, вступлением, структурой, выводами и пересмотра содержания выбирают способ изучения источника. Это тщательное его изучение, конспектирование, выборочное изучение, которое сопровождается выписками и т.д.

Результаты изучения литературы по вопросам темы исследования оформляются в виде тематических обзоров, рефератов, где излагается суть наиболее важных научных положений, определяются основные концепции (сходства и отличия), группируются малоразработанные, неясные,

дискуссионные и не изученные положения. Важно выяснить, что нового, оригинального вносит автор каждой публикации, выразить своё отношение к его концепции и определить возможность её использования в своём исследовании.

Работая над литературными источниками, исследователь может наткнуться на информацию, которая представляет общеобразовательную ценность.

Отдельные положения лучше фиксировать на листках бумаги с одной стороны, оставляя большие поля. Это даёт возможность при необходимых случаях делать дополнительные вставки, параллельные выписки из других книг для сравнения, сопоставления, а также изложение собственной мысли по этому вопросу. Для этой цели можно использовать перфокарты, которые удобно группировать по однородности вопросов, которые изучаются, чтобы избежать изложения в обзоре литературы концепций каждого автора отдельно. Целесообразно делать цветное выделение заметок.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия: научное творчество, интеллект, мышление.

2. Раскройте понятия: воображение, интуиция.

3. Методы активизации творчества, их позитивные и негативные стороны.

4. Раскройте сущность метода морфологического анализа.

5. Расскажите о влиянии внешних факторов на творческий процесс.

6. Расскажите о влиянии возраста на творческий процесс.

7. Расскажите о сознательности и подсознательности в научном творчестве.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.