Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы активизации творческого мышления






Любой человек обладает творческими способностями - способностями к разработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулированию проблем, познанию неизвестного.

Дать определения процесса творчества пытались многие ученые. Платон считал творчество божественной способностью, которая родственна особому виду безумия. Христианская традиция считала творчество высочайшим проявлением божественного в человеке. Кант видел творчество как выраженную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например, научная, присуща, в лучшем случае, таланту, но истинное творчество, доступное большим пророкам, философам или художникам, - черта гения. Огромное значение придавали творчеству философы - экзистенциалисты как конкретной характеристики личности. Представители психоанализа, относя творчество к сфере бессознательного, преувеличивая его неповторимость и невоспроизводимость, по сути, провозглашали невозможность его познания и несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества и до сего дня изучены еще недостаточно. Однако сейчас можно утверждать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека, явления, которое относится к конкретному субъекту и связано с особенностью психики человека, закономерностями высшей нервно и деятельности, умственного труда.

В наше время чаще всего творчество определяют как мышление в его высшей форме, которая выходит за грань известного, а также деятельность, которая создает что-то новое. Эта деятельность включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий или способа ее решения и, как результат, создание нового.

Творчество может иметь место в любой сфере деятельности - человека: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. В частности, научное творчество - связь с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчества имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижения науки.

Продолжаются дискуссии и об источниках творчества: некоторые считают, что оно начинается там, где сложилась проблемная ситуация, требующая поиска решения в условиях неопределенности, дефицита информации; другие утверждают, что основополагающим механизмом творчества является не логика, а интуиция.

Попытка охватить все творческих решений, обнаружить и исследовать любые возможные варианты, которые вытекают из закономерностей построения (морфологии) объекта совершенствования, была сделана швейцарским физиком Ф. Цвикки В 30-х п. при разработки метода морфологического анализа. При применении этого метода рекомендуется придерживаться следующей последовательности операций:

· точно сформулировать проблему;

· выделить и составить перечень основных характеристик (признаков, параметров) объекта или процесса исследования (совершенствования);

· зафиксировать все возможные (альтернативные) варианты изменения каждой характеристики или параметра;.

· комбинируя все возможные сочетания характеристик, рассмотреть полученные варианты решения;

· проанализировать наиболее перспективные сочетания, отобрать лучшие из них с точки зрения возможности осуществления и эффективности использования.

Далее рекомендуется выполнить построение двумерных таблиц характеристик объекта и варианта их изменений или многомерных матриц, которые облегчают поиск оптимальных решений при таком анализе. Он значительно эффективнее, чем поиск бессистемных проб. Однако следует учесть, что чем больше: возникает вариантов и их сочетаний, тем выше вероятность успешного поиска, но и тем сложнее проанализировать все множество возможных решений..

Рассмотрим суть метода морфологического анализа на примере поиска оптимальной формы тары для молока, которая отвечает требованиям розничной торговли. В этом случае двумя основными переменными характеристиками являются форма и емкость тары. Варианты формы: сферическая цилиндрическая, коническая, параллелепипед, тетраэдр. Варианты емкости: 0, 25 л, 0, 5 л, 1 л, 2 л, 3 л. На основе избранных данных строится двухмерная вариация (таблица), содержит 25 возможных комбинации (табл.10.1)

 

Таблица 10.1 Комбинация вариантов тары

 

№ п/п   Форма тары/емкость Комбинации при емкости тары
0, 25 л 0, 5 л 1 л 2 л
Номера по порядку
         
  Сфера 1-1 1-2 1-3 1-4 1-5
  Цилиндр 2-1 2-2 2-3 2-4 2-5
  Конус 3-1 3-2 3-3 3-4 3-5
  Параллелепипед 4-1 4-2 4-3 4-4 4-5
  Тетраэдр 5-1 5-2 5-3 5-4 5-5

 

Каждую из этих комбинаций надо рассмотреть с точки зрения условий и требований производства, транспортировки, торговли и покупателей, проанализировать экономическую и потребительскую целесообразность каждой комбинации. Оценка их проводится экспертным путем. Оптимальный вариант избирают из числа тех, что получили наивысшую экспертную оценку.

Как видно из таблицы. варианты 2-2 и 2-3 (бутылки), 4-3 и 5-2 (пакеты) были реализованы на практике. 'Однако форма и емкость - не единственные характеристики тары. Важным может быть также материал для ее изготовления, например: стекло, бумага; металл, пластик, полимерная пленка и другие. При необходимости рассмотреть все три характеристики одновременно требуется построить трехмерную матрицу - «морфологический ящик». В этом случае он будет содержать 150 (5х5х6)альтернативных вариантов возможных комбинаций упомянутых трех характеристик тары, что уже значительно усложняя процедуру отбора оптимального решения.

Наиболее сложной частью классического морфологического анализа Цвикки является выбор оптимального варианта, поскольку правил отбора здесь не существует, все зависит от субъективной точки зрения человека, проводящего анализ вариантов.

Методы контрольных вопросов и морфологического анализа являются наиболее распространенными методами систематизации поиска, но при их применении практически не используются возможности психологической активизации творчества. Этот недостаток в некоторой мере исправляется группой ассоциативных методов, основанных на свойстве мозга устанавливать те или другие связи между словами, понятиями, мыслями, а потом вспоминать воссоздавать такие связи. Среди ассоциативных методов творчества наибольший интерес представляют далекие ассоциации и их цепочки, которые приводят к неожиданным скачкам мысли. Сознательное «включение» ассоциированного. мышления достигается путем создания соответствующих условии и использования ряда правил, которые в совокупности и составляют основу наиболее распространенных и проверенных практикой подобных методов творчества. Одним из них является метод мозгового штурма, или мозговой атаки. Он основан на таком психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 участников и каждому из них предложить независимо и индивидуально высказать предложения относительно решения конкретной задачи, то возникнет некоторое количество оригинальных идей. Если же предложить этой же группе коллективно высказать предложения относительно решения той же задачи, то полученных оригинальных идей будет больше чем в первом случае, поскольку во время сеанса возникает, так сказать, цепная реакция идей. Чтоприводит к интеллектуальному взрыву.

Современные методы мозгового штурма имеют давнюю историю, которая исходит своими корнями в 16-17вв. В то время в морской практики был установлен порядок действий на случай аварии судна или бедствия. В такой ситуации капитан или старший по званию проводил со всей уцелевшей командой корабельный совет на котором каждый должен был высказывать свои предложения относительно устранения возникшей неприятности. Сначала высказываются юнги и младшие матросы, потом старшие матросы и т.д. до капитана. Приэтом критика идей не разрешалась. Такая процедура стимулировала мышление наиболее старших и опытных людей, что приводило к более содержательным и эффективным идеям.

Основателем современного метода мозгового штурма считается морской офицер США А. Осбори, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды, поучив предупреждение об атаке немецких торпедоносцев, он применил метод старых моряков и собрал всю команду на палубе. Один из младших матросов предложил всей команде стать возле борта, когда торпеда приблизится дружно на нее дунуть и «отдуть ее в сторону». Когда судно возвратилось на базу, А. Осбори по разработанным во время похода на основе смешной и абсурдной идеи эскизам изготовил вентилятор, который создавал мощный направленный поток воды, и этим вентилятором в одном из рейсов действительно отвел торпеду от борта.

Так у А.Осборна родилась мысль о создании, метода коллективного поиска идей. После войны он разработал метод мозговой атаки, суть которой сводится к следующему. Для устранения психологических барьеров процессы генерации идей и их критического анализа разделяются во времени и осуществляются разными людьми. Это разделение обусловлено тем, что одни люди больше склонны к генерации идей, а другие - к критическому анализу. Поэтому одну задачу решают последовательно две группы из 4-12 участников в каждой. Первая группа только выдвигает идеи на протяжении 20-40 минут. В эту группу сводят люди, которые склонны фантазировать, абстрагировать. Можно высказывать все идеи, в том числе нереальные; фантастические, смешные. Эти идеи сыграют роль своеобразного катализатора, стимулируя возникновение новых доброкачественных идей. Важно только, чтобы участники штурма подхватывали и развивали идеи, которые возникают. Предложения высказывают без доказательств и записывают в протокол или на пленку, устанавливая регламент на каждую идею (обычно до 2-х минут).

Вторая группа - экспертов по окончании штурма делает вывод о ценности выдвинутых идей. В эту группу, включают людей с аналитическим, критическим складом ума: В процессе экспертизы обдумываются все идеи. Процессом решения задачи управляет руководитель штурма, который четко придерживается правил, выполняя свои - обязанности без критики, указаний.

В наше время существует целый ряд модификаций метода мозгового штурма - индивидуальный, парный, массовый, «конференция идей», «кибернетическая сессия» и т.д.

Так во всех научных учреждениях существует ученые советы, которые, в основном, предназначены для мозгового штурма, правда в последние годы ученые советы обсуждают текущие проблемы. Это вызвано тем, что старые кадры ушли, а новые еще не созрели для мозгового штурма. Другое дело в академических институтах, когда присваивают звание академика, назначается пожизненная стипендия, и академик хотя и находится на пенсии приходит на заседание ученых советов, вот там чаще и возникают мозговые штурмы.

Эту цель преследуют различные конференции, симпозиумы, где выступают с идеями, которые вызывают дискуссии. Например: на конференции. Донбасского регионального отделения Международной академии наук экологии и БЖД, был сделан доклад о влиянии движения планет, притяжение луны на травматизм, а также влияние этих факторов на катастрофы и аварии в различных регионах, на развитие исторических событий. В дискуссиях рождается истина.

Анализируя методы мозгового штурма, морфологического анализа можно ука-зать на создание новых изделий по следующим схемам:

· определить синонимы объекта (стул, кресло, табурет, скамья....);

· составить гирлянду случайных слов (электролампа, решетка, карман, кольцо, цветок...);

· создать как можно больше комбинаций из составленных гирлянд (стул с электролампой, решетчатый стул, стул с карманами и т.т. до табурета для цветов);

· составить гирлянду признаков для каждого случайного слова (электролампа: стеклянная, матовая, колбообразная и т.д.; решетка: кованная, каминная, сетчатая и т.д.);

· поочередно добавлять к совершенствуемому объекту признаки случайных объектов (прозрачный стул с электролампой или решетчатое колбообразное кресло и т.д.);

· провести оценку и выбор рациональных вариантов.

Весь комплекс рассмотренных приемов и методов активизации творчества имеет как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ надо признать их универсальность - они могут применяться и в науке, и в технике, и в управлении, т.к. принципы, на которых он и базируются, не связанные с внутренней сущностью объектов преобразования. Общим же недостатком является относительно низкая их эффективность. Даже лучшие из них морфологический анализ и мозговой штурм - лишь увеличивают количество идей, альтернативных решений, но не повышают качества - уровня и скорости решений. Недостаток в современных условиях довольно существенный, что подтверждает необходимость дальнейшего развития методологии творчества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.