Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-исследовательский процесс






 

Научно-исследовательский процесс представляет собой четко организованный комплекс действий, направленный на получение новых знаний, раскрывающих суть процессов и явлений в природе и обществе, с целью использования их в практической деятельности людей.

Каждое научное исследование выполняется в соответствии с определенным научным направлением, которое представляет собой науку или комплекс наук, в рамках которых проводится исследование. Научное направление может быть, например, техническим, биологическим, экономической и т. п. с возможной дальнейшей детализацией.

Под проблемой понимают комплекс теоретических и практических задач, необходимость решение которых встают перед обществом. С социально-психологических позиций проблема является отражением противоречия между потребностью в новых знаниях и известными способами их получения: проблема возникает тогда, когда человеческая практика сталкивается со сложностями или даже кажущейся невозможностью достижения цели. Проблема может быть глобальной, региональной, отраслевой и т. д., в зависимости от задач, которые возникают.

Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенных одной целью.

Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный ряд научных вопросов, которые охватывают часть проблемы. Обобщение результатов выполнение комплекса тем в рамках некоторой проблемы может дать решение научной проблемы в целом.

Под научными вопросами понимают небольшие научные задачи, которые относятся к конкретной теме научного исследования.

Важную роль в научном исследовании играют познавательные эмпирические задачи, возникающие при решении научных проблем. При этом онинаправлены на выявление, точное описание, подробное изучение различных фактов исследуемых процессов и явлений. В научных исследованиях они могут решаться с помощью наблюдения и (или) эксперимента. Теоретические задачинаправлены на выявление и изучение причин, связей, зависимостей, которые позволяют установить поведение объекта, определить его структуру, характеристики на основе разработанных наукой принципов и методов познания. Теоритические познавательные задачи, при подготовке и проведении исследования, формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

Все многообразие научных исследований, которые проводят в рамках различных научных направлений, решают отдельные или комплексные проблемы. По целевому назначению исследования классифицируются на 3 вида: фундаментальные, прикладные и разработки.

И, в конце, на стадии реализации результатов исследований производится обобщение и апробация полученных результатов, а затем – внедрение их в практику в той или иной форме.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение границ научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие работы ведутся на грани известного и неизвестного; им присуща наиболее высокая степень неопределенности.

Прикладные исследования направлены на определение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих способов и средств человеческой деятельности. Целью этих исследований является установление того, как можно использовать в практической деятельности научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований. Прикладные исследования, в свою очередь, делятся на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Поисковые работы направлены на поиск путей создание новой техники или технологии на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. Результатом научно исследовательских работ являются новые технологии, исследовательские установки, приборы и т.п. Опытно-конструкторские работы завершаются подбором конструктивных характеристик, служащих основой конструкции.

В результате фундаментальных и прикладных исследований получается новая научная и научно-техническая информация. Процесс преобразования этой информации в форму, пригодную для внедрения в практику, называют разработкой.

Научные исследования классифицируют также по другим признакам: по видам связи с общественным производством; важности для народного хозяйства; источникам финансирования; продолжительности выполнения исследования и т.п

По видам связей с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности и т. д.

По степени важности для народного хозяйства различают научные исследования, которые выполняются по специальным постановлениям Президента и Правительства Украины; в рамках программ государственного и межгосударственного уровней, планов НАН Украины; по планам отраслевых министерств и ведомств; по планам и инициативе исследовательских организаций и коллективов.

По источникам финансирования исследования подразделяются на работы, которые финансируются из средств государственного бюджета; в рамках хозяйственных соглашений и договоров; внебюджетных фондов и средств; собственных средств предприятий и организаций.

По продолжительности проведения научных исследований различают краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные работы.

Таким образом, каждое научное исследование может классифицироваться по многим признакам. Например, научное исследование по теме: «Разработка предложений по повышению технико-экономических показателей работы угольных шахт» может быть охарактеризовано как прикладная научно-исследовательская работа, направленная на повышение эффективности производства, которая выполняется по плану отраслевого ведомства с финансированием на основе хозяйственного соглашения, краткосрочная.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.