Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Русская мозаика – это сложный объект комплексного исследования






Русская мозаика – это сложный объект комплексного исследования. В нашей книге речь шла о системном анализе мозаичной техники, технологий и художественных приемов.

Искусство мозаики – одно из самых древних на земле. Каждая страна, каждая эпоха вносили существенные изменения и в технологию, и в образно-пластическую концепцию, и в функциональное предназначение мозаики.

Классическая русская мозаика – это плоскость, изображающая монолит. Создается она при помощи соединения на плоскости основы пластин камня. Для основы применяется мрамор, реже шифер, в качестве наборных пластин применяются различные полихромные цветные камни. Из-за разной толщины швов и конфигурации пластин эта техника имеет множество названий.

Основной тип набора, принятый в мозаичной технике, на протяжении веков оставался неизменным – так же как и главное устройство для работы мозаичиста – бабка с вертикальным или горизонтальным расположением шпинделя. Постепенно приспособления для мозаичной техники совершенствовали, были созданы планшайбы двух типов, различающиеся расположением плоскости диска. Нововведением мозаичное искусство обязано мастерам России, которые с начала 18 века становятся законодателями в области русской художественной мозаики. Этим и объясняется то, что подавляющее большинство специальных терминов мозаичного творчества существует только в русском языке, не всегда поддаваясь буквальному переводу.

Метаморфозы происходили и с функциональным назначением, с самим обликом мозаики. В Древней Византии мозаичное искусство входило в круг декоративно-прикладных видов творчества, служила для украшения жилищ и одежды, а во времена античности мозаика сближается с произведениями декоративно-монументальными. В интерьерах жилых и общественных зданий она соперничает со стенописью. Средневековая Европа трансформирует мозаику, а в дальнейшем эта трансформация шла по пути все большего отхода от принципов монументального искусства и, напротив, сближения со станковой живописью, превратившись к концу 18 века в картину, по сути дела стала точной копией живописного полотна.

20 век произвел весьма существенные сдвиги. Стараниями многих художников мозаике вновь были возвращены прежняя мощь и декоративный размах. Последующее развитие мозаичного искусства привело к сложению никогда не виданной дотоле модификации мозаичного творчества. Традиционная мозаика становится сложным синтетическим произведением, в котором опыт камнерезного ремесла органически соединился с завоеваниями современной пластики в разных областях искусства – монументального, станкового, театрально-декорационного. Это превращение мозаики оказалось наиболее ощутимым: никогда на протяжении своей многовековой истории искусство мозаики не подвергалось столь ошеломляющим преобразованиям, когда порой оказывались сметенными все привычные признаки принадлежности к этому виду творчества – и технологические, и пластические. Многие современные произведения выполнены в технике, не имеющей ничего общего с мозаичными работами, а порой даже и с традиционными материалами. Однако, говоря о них, мы используем термины, которые укоренились в художественной практике.

В разных странах в разные эпохи мозаика назывались по-разному, но трактовалось как разновидность искусства и техники создания изображений набором кусочков какого-либо материала, прикрепляемых к основе. Здесь сразу же необходимо заметить, что мозаика – конкретный термин.

Отнесение мозаики к декоративному, в частности, к декоративно-прикладному искусству вроде бы никем и не оспаривается. А в европейской традиции давно существует даже несколько пренебрежительное отношение к ней. Как бы априори приклеен ярлык второстепенного, опущенного?

Известный историк искусства Борис Виппер, рассуждая о расцвете прикладной живописи, пишет, что «главной задачей прикладной живописи является не изображение, а украшение – мозаика, ковер, эмаль, витраж». Потому что «всем этим техникам свойственно, во-первых, что они принадлежат не столько индивидуальному миру зрителя, сколько некой коллективной общности, являются неотъемлемыми элементами общего декоративного ансамбля и, во-вторых, что они не столько изображают действительность, сколько ее преображают, сообщая реальным предметам некую новую иррациональную материю».

Однако один из новаторов-искусствоведов бельгиец Г. Ванн де Вельде написал чрезвычайно интересную книгу под названием «Ренессанс в искусстве», где отметил, что отнесение к «изящным искусствам» только живописи является свидетельством извращения чувства прекрасного. Он утверждал, что каждое произведение искусства имеет только одну задачу – украшать. Всегда и всюду оно должно быть «декоративным». Поэтому в эпохи наивысшего расцвета искусство оно не знало классификации: картина и скульптура ценились наравне с прекрасной амфорой или ювелирным украшением, мозаичной столешницей или изящно украшенным резьбой стулом. И все это вместе составляло искусство, все вместе служило для украшения.

К сожалению, пятьсот лет тому назад (ничтожный отрезок времени для истории человечества) начались процессы, разрушившие тысячелетнее единство всех искусств и которые к восемнадцатому веку оформились разграничением и выделением «трех знатнейших художеств». Сторонники подобной иерархии делили искусство на художества первой степени, то есть «благородные», и второй степени «от высших частию зависящие и в которых разум менее вышних, а более руки действуют». Но время показало, что виды искусства вообще не делятся на первые и вторые сорта, что нет искусств элементарных, формирующих свои образы однозначно и просто, ограничиваясь лишь поверхностной, ласкающей глаз красивостью. Искусство остается неисчерпаемым глубоким воплощением нашего духовного богатства. Оно позволяет пережить и присоединить к своему элементарному опыту все те воплощения людей разных эпох, культур и народов. Вспомним возглас Солженицына, прозвучавший во время вручения ему Нобелевской премии: «Кто посмеет сказать, что определил Искусство? Перечислил все его стороны? …»

Много поломанных копий устилает поле дискуссий на эту тему. И все же жаль, это заведомое разделение по качеству и сортности существует.

Живопись, действительно, сложнее для восприятия, чем декоративно-прикладное искусство или скульптура. Для не нужно определенное настроение, настроенность, от нее не следует отвлекать, хотя казалось бы, лучше для глаз, ежелиони от картин периодически отдыхают на роскошной карете, на красивой малахитовой столешнице, шпалерах, вазах… Но и здесь обидно: дело в том, что все это многоликое, которое не живопись и в свое время было определено как искусство второсортное – на самом деле никак не заслужило, чтобы на нем глаз отдыхал, чтобы оно лишь для разбавления живописи присутствовало, На самом деле, если отказаться от обидного, декоративно-прикладного ярлыка, как бы начисто отрицающего саму возможность духовности, то наилучшие образцы всего декоративно-прикладного искусства – настоящее изящное искусство.

Пример тому – мозаики.

Художественные ремесла – традиционная область творчества, связанная с изготовлением изделий, сочетающих художественную и утилитарную функции. Термин «художественные ремесла» целесообразно применять к эпохам, в которых еще не произошло разделение искусства на станковое и декоративно-прикладное. Это относится к западноевропейскому искусству до эпохи Итальянского Возрождения, а также к традиционным формам культур Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. К примеру, определение «декоративное искусство Византии, Китая, Японии» недопустимо, поскольку в данных исторических типах не существовало разделение на «чистое» художественное творчество и прикладное. Такое разделение складывается в Западной Европе в постренессансный период. В то же время античное и средневековое искусство характеризуются выдающейся техникой обработки различных материалов, которым придавали эстетическое значение. Технику возводили в ранг высокого искусства. Естественно, что эта особенность ярче всего проявлялась в изготовлении ювелирных изделий, резьбе по твердому камню, изготовлении тканных ковров – шпалер. В этой области требуются особые названия. Термины «художественная обработка металла, дерева, тканей» неудачны, поскольку слово «художественный» предполагает не обработку материалов, а художественное преображение формы. Подходящие термины представляет сама история искусства. Рукотворный характер изделий художественных ремесел действительно является главным, самым характерным свойством этого вида человеческой деятельности.

Вот уже, по крайней мере, 200 лет люди склонны считать красивое и бесполезное более престижным, чем красивое и практичное. Однако если быть объективным, то всякий художник, каким бы ни был уровень его мастерства, всегда ремесленник. Все прекрасное создается посредством материального: для живописных полотен нужен холст, краски, для скульптуры – камень, резец. Всю душу, все воображение, весь талант мозаичист-художник вкладывает в свое произведение, порой работая над одной какой-либо особо узорчатой, необыкновенно сложной вазой или чем-то иным в течение жизни, а то и нескольких поколений.

Если живопись, скульптура, архитектура, графика — виды искусства довольно легко определяемые, то в том, что называют ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ много неясно­го, спорного, загадочного. Что это такое? Почему так сложно называ­ется? Что из мира вещей является искусством, а что обыденными бытовыми предметами? Многие вещи могут нравиться, но как разобраться в их действительных достоинствах? Почему одни сосуды, вазы, ковры, мебель, костюмы и прочее с трепетом и гордостью хранят в музеях, а другие с презрением называют «китчем», «безвкуси­цей», «дешевкой» и с легкостью избавляются от них? Почему старые вещи кажутся уродливыми, а старинные прелестными? Что такое мода, стиль, стилизация? Какова природа художественного образа предмета? Как верно воспринимать, понимать и оценивать мозаичное произведение?

В этом мы и попытались разобраться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.