Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛАЗУРИТ 3 страница






И хотя в 1546 году известный в то время ученый Агрикола насмехался над этими идеями, считая их фантазией, природа янтаря была правильно понята древним историком, а в середине XVIII века она была раскрыта уже со всей научной точностью. Представление древних ученых о растительном происхождении янтаря продержалось только до XVII века, когда же впервые в то время был обнаружен янтареносный пласт «синей земли», то было твердо решено: янтарь — ископаемое вещество, рожденное в недрах. Даже наличие растений и насекомых в нем не поколебало этого взгляда: для объяснения их присутствия высказывались самые нелепые предположения. Лишь сто лет спустя гениальный Михаил Ломоносов правильно объяснил природу янтаря. В знаменитой речи, произнесенной в 1757 году в Петербургской Академии наук, М. В. Ломоносов раскрыл в художественной форме процессы образования янтаря.

Исключительный интерес представляет янтарь и с научной стороны. По своему происхождению это смола особой разновидности сосны, точнее, ее предков, а именно сосны янтареносной, произраставшей в меловом периоде. Это название является собирательным, так как янтари различного типа происходят из смолы различных видов сосен. За истекшие миллионы лет эта смола очень мало изменила свой состав и свойства, и до нас она дошла в виде различных натеков, обломков древесины, пропитанных ею, а также и других форм. Изредка кусочки янтаря покрыты с поверхности тонкой корочкой – продуктом его изменения. И сейчас, когда прошло почти две тысячи лет со времен Тацита, происхождение янтаря рисуется нам почти в тех же образах. Картина происхождения янтаря по многочисленным научным исследованиям выглядит так: происхождение янтаря как минерала связано с древними хвойными растениями, которые появились в пермском периоде геологической истории планеты. Там, где сейчас вздымаются вершины Фенноскандинавских гор, в течение неизмеримо долгих геологических эпох была обширная суша. Примерно за 50 миллионов лет до нашей эры здесь господствовал теплый, почти жаркий климат и росли дремучие леса... Разнообразная фауна населяла эти леса. Птицы прыгали с ветки на ветку, оставляя следы своих лапок в смолистом соке деревьев; многочисленные насекомые — мухи, комары, слепни, оводы, пчелы, муравьи — были в изобилии… Ученые насчитали среди найденных в янтаре насекомых около 500 видов жуков, 60 видов муравьев, 450 видов двукрылых и огромное количество других, самых разнообразных насекомых, среди которых особенно многочисленны были пауки. Сильные бури ломали ветви и валили деревья этого субтропического леса, на обломанных ветвях вечнозеленых сосен, как и у современных деревьев, выделялась смола. Она накапливалась, насекомые садились на блестящую смолу и тонули в ней. Смола постепенно застывала — так рождался янтарь. Позже угленосные отложения этих лесов были перемыты морем, а янтарь попал в глинистый ил. В этом самом глинистом иле, называемом «голубой землей», и добывается сейчас янтарь в Пальмникенском месторождении — в 40 километрах от Калининграда, на западном побережье Замланского полуострова в Балтийском море.
«Кусочком солнечных лучей» называют янтарь жители Прибалтики, влюбленные в свой национальный камень. Удивительно приятный теплый цвет янтаря с характерным мягким блеском высоко ценили наши предки ещё многие тысячелетия назад. Формула янтаря – C10H16O.
В других источниках приводятся иные формулы, т.к. янтарь – органическое вещество и анализы дают разное соотношение элементов.
Трудно найти другой камень, который носил бы в истории больше различных наименований. Среди многих греческих названий, которые присваивались этому камню, самым употребительным было название электрон. Происхождение этого слова нам неизвестно. Но несомненно, что от этого корня родилось наше слово «электричество». Способность янтаря притягивать бумажку или кусочек папируса была тем таинственным свойством, на которое обратили внимание еще древние египтяне. О нем с восхищением писал Гомер, которому было известно свойство электрона, как греки называли янтарь, электризоваться при трении о сукно и притягивать кусочки бумаги. Писал и Аристотель, который правильно отнес его к природным смолам. Много разнообразных названий давали янтарю разные народы. Римляне называли его «сукциниум». Отсюда минералогическое название янтаря «сукцинит». В Польше и на Украине он называется «бруштын».Температура плавления янтаря - 287°С, плотность от 1, 08 до 1, 3 г/см3, твердость от 2 до 2, 5 по шкале Мооса. К тому же он имеет смоляной блеск, редко шелковистый, напоминающий хорошо полированный селенит (тонковолокнистая разновидность гипса желтоватого цвета). Явление это обусловлено присутствием громадного количества канальцев, во много раз тоньше волоса; это вытянутые при истечении смолы воздушные пузырьки. По этой же причине он может иметь и переливы, напоминающие драгоценный опал. Очень красивы совершенно прозрачные янтари от почти бесцветных до винно-красных, причем легкие облачка мельчайших пузырьков особенно эффектно подчеркивают их цвет и прозрачность; полупросвечивающие светло-желтого цвета различных оттенков с многочисленными свилями белого цвета; молочно-белый янтарь, непрозрачный, совершенно однородного строения. Типичным для настоящего янтаря является содержание янтарной кислоты от 3, 2 до 8, 2 %, во всех же разновидностях ископаемых смол она либо отсутствует, либо находится в ничтожном количестве; это и является главным отличием янтаря от похожих на него смол.

В настоящее время различают свыше 100 сортов его, причем классификация эта основана на степени прозрачности, форме выделений, внутреннем строении и т. д. и носит практический характер.
Янтарь химически инертен. Это позволяет изготовлять из него посуду для активных кислот, медицинские препараты. Высокие диэлектрические свойства сделали его незаменимым материалом в радиотехнике, электронике, приборостроении. Ценится лак из янтаря, используемый для антикоррозионных покрытий. Обработка семян раствором янтарной кислоты дает заметную прибавку урожая. Янтарь прекрасно обрабатывается на станке, пилится, режется, легко полируется зубным порошком на тряпочке, лучше на замше. При нагревании становится мягким; обломки его при нагревании и давлении «свариваются» в сплошную массу. При неаккуратной работе она очень темная, в умелых же руках получается вещество, с трудом отличимое от природного брекчированного янтаря. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что янтарь – ископаемая смола хвойных растений пермского периода; аморфное вещество. Состав сложен, непостоянен. Цвет от соломенно-жёлтого до тёмно-бурого и вишнёвого. Щелочи и кислоты (включая плавиковую) на янтарь почти не действуют. Серная кислота (концентрированная) действует на янтарь, разъедая поверхность. Янтарь применяется как изоляционный материал, для изготовления химически стойкой посуды (стаканы, чашки и др.), устойчивой к действию плавиковой кислоты и щелочей; для получения янтарных кислот, масла, лаков, канифоли, лекарств, препаратов и красок, изготовления украшений (мундштуков, брошей, бус). Янтарная кислота – органическая кислота HOOC – CH2 – CH2 – COOH. Содержится в небольших количествах во многих растениях, янтаре. Стимулирует рост и повышает урожай растений, ускоряет развитие кукурузы. Янтарную кислоту используют для получения пластмасс, смол, лекарственных препаратов; для синтетических целей; в аналитической химии.

Обычные формы янтаря — капли, желваки, лепешки, куски неправильных форм, часто слоистые, сталактиты и другие натечные образования. Самыми распространёнными формами являются каплевидные образования. Выдающийся русский ученый Савкевич С.С. полагал, что они образовались в результате выделения незначительного количества живицы или из-за весьма обильного истечения живицы. Из раны вначале выступают мелкие капельки живицы, которые затем сливаются и закрывают поверхность раны. При обильном выделении живица стекает с краев раны в виде отдельных капель, сосулек и натеков. Эти формы возникают при повреждении определенных частей дерева: образование отчетливо выраженных крупных капель смолы возможно главным образом при ранении горизонтальных или слабонаклонных ветвей в достаточном удалении от ствола. В этих же условиях при более интенсивном и неоднократном истечении менее вязкой живицы могут образоваться изолированные сосульки.

Реже встречается янтарь с натечно-скорлуповой структурой в виде «сосулек». Этот тип янтаря образовался из-за обильного выделения не слишком жидкой смолы, обладающей способностью сравнительно быстро загустевать на воздухе. В зависимости от консистенции, интенсивности выделения живицы и ее способности загустевать на воздухе изменяются размеры сосулек. Длина единичных образцов колеблется около 10—15 см, однако, вероятно, они могут быть длиннее, потому что находим мы лишь обломки. Большинство дошедших до нас «янтарных сосулек» образовалось в результате многократного истечения смолы, поэтому и имеют с натечно-скорлуповатую текстуру. Кроме описанных форм выделений янтаря часто встречаются уплощенные, несколько вытянутые куски янтаря с клиновидными, линзовидными и серповидным контурами поперечного сечения. Установить, как образовались такие формы, помогают отпечатки древесины, которые иногда наблюдаются на поверхности янтаря.
Живица может выделяться не только наружу, но и образовывать скопления внутри ствола дерева. Тогда она заполняет дупла, радиальные трещины ствола, появившиеся под действием мороза, удара молнии и т.д. Так образуются уплощенные формы. Возможно, некоторые образцы, образовались именно таким образом. Они имеют серповидное сечение, один – клиновидную форму. Иногда встречается янтарь массивной текстуры, образовавшийся в результате соединения отдельных сосулек, струй. Они могут напоминать ветку, со всех сторон окруженную янтарем, но при этом не обнаруживается никаких признаков растительных тканей. При более внимательном изучении образца в массе прозрачного желтого янтаря можно заметить тонкие струи более темного желтого цвета, охватывающие интересующее нас образование в виде нескольких чехлов, налегающих последовательно друг на друга. Наличие в массивном янтаре таких струй свидетельствует о том, что он образовался в результате нескольких быстрых последовательных истечений смолы. Видно, что слой янтаря светло-желтого цвета является включением в янтаре буроватого цвета, отличающегося также пузыристостью. Такая структура янтаря связана с тем, что живица, из которой он образовался, была вспененной. Это могло произойти либо при очень быстром истечении сока, или, что мне кажется более вероятным, эта смола пенилась, потому что была из-за чего-нибудь разогретой. В эту пену попала капля более плотного янтаря, и все это застыло.

Часто в янтаре встречаются различные хорошо сохранившиеся включения — листья, стебли растений, лепестки цветов, крылатые насекомые, иногда пауки; даже ящерицы. Эти включения в твердом прозрачном камне эффектно выглядят. Но у них, кроме удивительного вида, есть огромное научное значение. Философ Кант, посмотрев на муху, заключенную в янтаре, сказал: «О, если бы ты, маленькая муха, могла бы говорить, как иначе было бы все наше знание о прошлом мире». Современные ученые используют включения в янтаре как раз для изучения «прошлого мира» - по ним можно судить о формах жизни в прошлом за миллионы лет до нас. Благодаря сохранившимся в янтаре семенам, листьям, цветам, стеблям, коре, пыльце и т.д. вся растительность лесов прекрасно изучена. Кроме нескольких видов пинитес, в лесах росли виды, близкие к современным туям, биотам, болотному кипарису, эфедре, каштану, дубам (более 10 видов), кленам (около 10 видов), ивам, лавру, магнолиям и многим другим.

Судя по положениям насекомых, заключенных в янтаре, вытекавшая смола была вязкая. Обманутые ее блеском, насекомые садились, прилипали, смола покрывала их новыми потоками. Самым крупным насекомым удавалось вырваться, оставляя в смоле лапки и отпечатки крылышек, по которым ученые получили представление о размерах и внешнем виде этих насекомых. Включения насекомых встречаются редко. Но общее количество их все же велико: определено свыше 300 видов. Палеоэнтомолог А. Баховен пишет, что, кажется, нет такого семейства червей, насекомых, пауков и других, которые не имели бы своего представителя в этой коллекции. Например, в одном куске (около 20 см в диаметре) содержалось свыше 250 мелких мушек.

Находки янтаря встречаются довольно часто, однако он не везде распространен. Кроме мощных Балтийских месторождений, янтарь известен во многих местах нашей Родины: на Южном Сахалине, Урале, Печоре, северном побережье Ледовитого океана. Своеобразные по окраске янтари или сходные с ними ископаемые смолы встречаются в Румынии (буро-желтый, почти черный румэнит), в Сицилии (гранатово-красный симетит), в Верхней Бирме (желтый, коричневатый, красный бирмит). Но эти месторождения небольшие.

Янтарные месторождения Калининградской области можно рассматривать как гигантскую россыпь янтаря, погребенную под мощной многометровой толщей песчаных наносов. Эта россыпь занимает обширное пространство. Янтареносный слой «синей земли» (глауконитового песка) мощностью до 3 метров залегает на глубине 5—6 метров ниже уровня моря. Морской берег возвышается над водой на 25 метров: море непрерывно подмывает его, особенно весною и осенью, когда здесь дуют штормовые западные ветры. До сих пор известно лишь одно промышленное месторождение янтаря — Пальмникенское, уникальное как по запасам, так и по масштабам добычи. Пальмникенское (Приморское) месторождение янтаря расположено на территории России, в 40 км к северо-западу от г. Калининграда, возле посёлка Янтарный. Янтареносность этого района известна несколько тысячелетий, в течение которых добыча велась путем сбора янтаря на морских пляжах. Только с середины XVII в. начинаются попытки освоения месторождения с помощью горных выработок. Поиски и разработка богатых янтарем участков, проводившиеся в первой половине XIX в. местными жителями, показали, что янтарь постоянно сопутствует глинистым глауконитовым пескам, залегающим в береговых обрывах у самого уровня моря или несколькими метрами ниже. Присутствие глауконита в этих песках доказывает, что месторождение формировалось на небольших глубинах.
Существует еще и Клесовское месторождение – единственное на Украине. Оно представляет собой пластовую россыпь ближнего сноса. В отличие от Приморского месторождения россыпь находится в породах, не содержащих заметных скоплений глауконита. Месторождение расположено в зоне сочленения кристаллических пород Украинского щита и осадочных пород Волыно-Подольской плиты и характеризуется неравномерным распределением янтаря.

Наравне с кремнем и нефритом янтарь был, вероятно, одним из первых материалов, на который обратил свое внимание первобытный человек. Не менее пяти или шести тысяч лет назад были созданы те бусинки, амулеты, пуговицы и другие иногда мало понятные изделия, которые находят в погребениях каменного века как раннего, так и более позднего периода. За две тысячи лет до нашей эры, когда бронза являлась основным материалом первобытной техники, янтарь не имел значительного применения в средней и южной Европе. Однако как предмет товарообмена он в большом количестве вывозился на юг, широко расходясь по странам Ближнего Востока. За несколько столетий до нашей эры янтарь упоминается как единственный самоцвет в «Одиссее» Гомера. В древних раскопках Микен исследователи древних культур находили сотни янтарных бусин, происхождение которых из Прибалтики было доказано химическим анализом. Обширное применение получил янтарь в период расцвета императорского Рима. От того времени до нас дошли самые разнообразные изделия из янтаря; особенно ценились ожерелья из кусков, обточенных в разные формы. В царствование Нерона, то есть в 50-х годах нашей эры, господствовала «янтарная мода». Предметы роскоши и даже кубки вытачивали из янтаря, который не только ценили за его природный цвет, но и окрашивали в разные оттенки. Нерон посылал своих торговцев на Север за балтийским янтарем. Увлечение этим камнем было вызвано как его красотой, так и суеверным представлением о его целебных свойствах.
Это всем известно, что ценность янтаря дошла до того, что, по словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже раба.

Не меньшее значение имел янтарь в расцвет эпохи Возрождения, особенно в XVI и XVII столетиях, когда наравне со слоновой костью он стал излюбленным материалом для тончайших резных изделий: образов мадонны, пиратских кораблей, музыкальных инструментов, прекрасных рам для отделки зеркал. Этот камень очень податлив резцу, т.к. у него низкая твердость. Мастерство художественной обработки этого камня в XVII и XVIII веках достигло исключительной высоты. В музеях мира можно увидеть во всей красоте самые разнообразные изделия из янтаря — замечательные броши, коробочки, серьги и главным образом бусы. Бусы самых разнообразных цветов, размеров, огранки, оттенков, прозрачности. В XIX веке этот камень получил широкое распространение, стал более дешевым, поэтому кроме украшений (главным образом бус), из него стали делать всевозможные предметы обихода — ручки для тростей и зонтиков, подсвечники, коробочки, табакерки. Особенное распространение получили янтарные мундштуки для папирос и сигар. Интересное применение есть у янтаря, основанное на свойстве при горении выделять приятный запах. Богатые китайцы в особо торжественные дни бросали в огонь большие куски бирманского янтаря, и комната наполнялась дивным благоуханием. Некоторые сорта янтаря, особенно знаменитый янтарь Бирмы, при сгорании дают исключительно резкий, но приятный запах. Таким образом, его можно использовать для изготовления благовоний.

В Екатерининском дворце-музее в Пушкине, под Санкт-Петербургом можно увидеть знаменитую янтарную комнату, с замечательной янтарной резьбой. Её подарил Петру I Фридрих Вильгельм I. Все стены комнаты облицованы мозаикой из кусков полированного янтаря желтовато-коричневого цвета. Янтарная облицовка не производит впечатления холода и пышности, присущих мрамору, она теплая, «солнечная». В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Эта комната много лет красовалась в Зимнем дворце, а потом Растрелли, приступив к перестройке Царскосельского дворца, перенес ее туда. Постоянно проводились реставрации, т.к. янтарь разрушался, мастерами изготавливались дополнительные экспонаты. Во время Великой отечественной войны фашисты разграбили дворец и вывезли в неизвестном направлении янтарную комнату. Безуспешные поиски ее ведутся энтузиастами до сих пор. А с 1979-го года группа реставраторов восстанавливала уникальный интерьер, и в 2003 г. восстановление было завершено. На эти цели было потрачено в общей сложности около 30 миллионов долларов. Но об этом мы поговорим отдельно. Много интересных изделий из янтаря можно видеть в Оружейной палате в Москве. Например, «властелинский» посох патриарха Филарета, поднесенный ему балтийскими странами в 1632 году, кубок из янтаря (1635 г.), подсвечники и другие, довольно крупные вещи.

Разумеется, лучшие сорта янтаря идут для художественных изделий, менее чистые сорта после механического разделения и тщательной сортировки идут на химические фабрики, а плавленный янтарь двадцати пяти различных сортов и сырье для фармацевтической и медицинской промышленности (янтарные масла, лак, янтарную кислоту, канадский бальзам) получают из отходов.

С легкоплавкостью янтаря связан способ его обработки: сначала он очищается от наружной корки, затем в автоклавах подвергается осторожному нагреванию и прессованию в готовое изделие. Такой янтарь является лучшим материалом для художественных отливок. Самые лучшие сорта прессованного янтаря трудно отличить от натурального. Другой процесс переработки янтаря – простая сухая перегонка. Сырье загружают в специальную печь и нагревают. Выделяющиеся летучие масла и янтарная кислота попадают в специальный уловитель, где образуют бурую кашицеобразную массу. Затем эту массу помещают в горячую воду. Янтарная кислота хорошо растворяется в воде, а масло всплывает. После отделения масла раствор выпаривают, при этом выпадают кристаллы янтарной кислоты. После дополнительной очистки получается кристаллическая масса янтарной кислоты белого цвета. Продукты переработки янтаря используются в химической промышленности: янтарное масло – для изготовления лаков, канифоль (65% от переработанного сырья) – для изготовления лаков, которые применяются при изготовлении мебели и музыкальных инструментов, для нанесения на консервные банки, для электроизоляции проводов. Также, кроме лаков, получают разные эмали. Прессованный янтарь используют для изготовления электроизоляторов.

Среди многочисленных видов ископаемых смол только один янтарь отличается значительным содержанием янтарной кислоты-до 7 процентов. В остальных смолах или ее вовсе нет, или же она имеется в ничтожном количестве. Таким образом, на пятитысячном году своей истории янтарь, самый старый из самоцветов, вступил на новые пути служения человеку.

Неужели можно действительно говорить о применении янтаря в искусстве? Невольно этот вопрос встаёт у каждого нашего современника, потому что самое понятие о янтаре слишком связано с воспоминаниями о бусах краснощёкой, дородной мамки, о дедовской трубке и о мундштуках щепетильных курильщиков.

А всё-таки было время - или, вернее, во все времена, кроме нашего, этот материал встречал заслуженную оценку; пользовались его светящимися тонами, чтобы делать из него прелестные вещи и, часто в сочетании с другими материалами, создавать художественные предметы. Правда, хрупкость янтаря и некоторая непрочность его очень ограничивали область его применения в искусстве; с другой стороны, разноцветность его - от винно-красного до молочно-белого, - прозрачность, лёгкая полируемость, сравнительная твёрдость и строение, допускающее резьбу, точение, пиление, гравировку, казалось бы, предназначают янтарь для самого разностороннего использования.

В доброе, старое время, когда художники исполняли изделия своих рук старательно и любовно, без излишней спешки и суеты, они находили возможность из него делать художественные вещи, несмотря на то, что он - наименее прочный и крепкий из подобных материалов. Выше ценился красноватый, особенно прозрачный. Плиний приводит примеры искусственных изменений окраски, посредством корня Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала; такими способами придавали янтарю вид драгоценного камня. Обыкновенно он употреблялся для женских украшений, ожерелий, колец, пряжек и т. п., но бесспорно в Риме, как и повсюду в мире, янтарём раньше всего пользовались в виде бус. Впоследствии им украшались ложа, из него делались малые сосуды, чаши, ножи, бюсты, фигурки, шары, которыми римские дамы летом охлаждали руки, и т. д.

После переходного периода, когда янтарь служил только материалом для украшения вещей - мебели, ящиков и т. п. - художники вновь удостоили его вниманием и стали из него изготовлять самостоятельные художественные предметы. Впрочем, Дальний Восток стоит в этом отношении особо, так как там из янтаря издревле делаются резные вещи. Чаши, найденного в Петроссе клада Аталариха, короля готов, VI века, доказывают нам, что уж в то время янтарь обрабатывался вместе с индийским альмандином, бирюзой и гранатами.

Применение янтаря с середины XVII в. захватывает всё более и более широкую область предметов; за носильными вещами - брошками, булавками, кольцами, серьгами и т. п. - появляются бокалы, вазочки, чаши, стопки, фигурки, барельефы, табакерки, коробочки, набалдашники, трубки, пуговицы, флаконы, чётки, гребёнки, ручки ножей, эфесы шпаг и пр. и пр. Более старинные изделия, встречавшиеся во Франции в средние века и вплоть до начала XVIII в. Выписка из королевских счетов 1391 г. указывает, что за унцию янтаря платилось 25 экю; в 1599 г. цена уже упала до 10 экю. За всё это время, он в инвентарях записывался в ряду драгоценных камней и ювелирных изделий. В этих списках, в числе янтарных вещей у короля Карла V в 1390 г. образ св. Иоанна Крестителя, в Лувре в 1418 г. распятие, у принцессы Шарлотты Савойской в 1483 г. маленький ящик, у королевы Анны Бретанской - рельефную картину. Людовику XIII в 1613 г. принадлежали янтарные шахматы с такою же доскою, а в 1687 г. Людовик XIV сделал посланнику сиамского короля ряд опус роскошных подарков, в том числе несколько выдающихся янтарных вещей: несколько шкафчиков с тончайшими барельефами, большую вазу, оправленную в золото, и два зеркала в широких янтарных рамах, украшенных фигурами, барельефами и орнаментами.

Сам французский король владел большой жёлто-красной вазой в форме гондолы, несомой двумя драконами, и большой жёлтой вазой, в виде судна, украшенного детскими фигурками, обвитого цветами и фруктами и увенчанного белыми фигурами Нептуна и морских коней. В числе редких вещей из янтаря, в Московской Оружейной Палате сохраняется, так называемый, властелинский посох патриарха Филарета Никитича, принесённый ему в дар в 1632 г. герцогом Курляндским Фридрихом. Там же находятся кубок из янтаря, подсвечники и др. - подарки курфюрстов Бранденбургских Русским Царям.

На самой ж родине янтаря производство сосредоточилось главным образом в Кёнигсберге, Данциге, Любеке и Эльбинге, где мастера даже образовали особы цехи. Но всюду работа производилась в отдельных мастерских, как художественное кустарное, и никогда мы не встречаемся с более крупным производством хоть сколько-нибудь напоминающим фабричное. Таким образом, почти все художественные предметы из янтаря шли из северных городов и лишь в 20-х годах XVIII в. дрезденские токари и резчики тоже занялись этим материалом. Дрезден, сделавшийся при пышном, несправедливо почитаемом только расточительным, курфюрсте Августе Сильном, короле польском, средоточием искусства и художественной промышленности. Динглингер со своими золотыми и ювелирными изделиями, Мейсенский фарфоровый завод, великолепные собрания экзотических предметов короля и сановников - всё это содействовало развитию фантазии, знаний, умения и опыта, и наконец, два дрезденских токаря и резчика, отец и сын Крюгер, стали вырывать славу из рук своих данцигских и кёнигсбергских товарищей по искусству. Их работе принадлежат самые лучшие и дорогие янтарные вещи XVIII в., из которых многие были вывезены в Константинополь и Италию. В виду хрупкости материала, большинство этих вещей вряд ли сохранилось до нашего времени. Они делали предметы из различно окрашенного янтаря и очень тонкие вещи с оправами и вставками из золота.

 

ВОПРОСЫ ВЫБОРА МАТЕРИАЛА

Все изделия из малахита, от шкатулок до ваз и колонн, сделаны не из монолитного камня, а тщательно подобраны из тонких небольших плиток. Тысячи пудов камня пропустили руки мастеровых, прежде чем разрозненные плитки слились в великолепный ковер. В ходе работы с малахитом было выработано несколько видов мозаики. Они характеризуются технологическими приёмами работы с камнем и связующими материалами. Выделим пять таких основных типов.

Первый — простейший, когда поле выложено крупными многоугольными прямосторонними плитками, не подогнанными ни по размеру, ни по цвету. Швы между ними откровенно обнажены, словно рама в витраже. Такая мозаика имитирует грубую брекчию. Ранней формой её не назовешь, поскольку с ней может соседствовать и более совершенная технология. Одно несомненно — такой тип мозаики мог существовать лишь на основе богатой сырьевой базы и выйти из мастерских, не знавших недостатка в камне высокого качества.

Второй отличается от первого лишь тем, что стороны каждой плитки скруглены. Этот тип мозаики характеризует несколько более тонкое восприятие рисунка малахита, хотя различие его с первым невелико. Все приёмы здесь те же, с той лишь разницей, что одна—две стороны каждой плитки скруглены. Грубое присутствие швов в сочетании с округлыми и многоугольными формами делает мозаику похожей на более сложные брекчии, а порой и на конгломераты.

Третий — самый исключительный тип малахитовой мозаики. Края плотных крупных плиток здесь обработаны на специальном приспособлении, где им придан вторящий рисунку малахита волнистый профиль. Этот тип, назовем его шов Жоффрио, самый исключительный тип малахитовой мозаики. Он изобретён в 1847 г. Леопольдом Жоффрио, архитектором из Флоренции, работавшим в С.-Петербурге по приглашению заводчика А. Н. Демидова. Мозаика целиком исходит из выразительности камня и преследует цель создать полную иллюзию монолита. Шва в ней не видно. Находишь лишь потому, что знаешь — его не может не быть. Задача решена остроумным и простым способом: края плотных и крупных плиток обработаны на специальном приспособлении, где им придан вторящий рисунку малахита волнистый профиль. Профили одинаковы, и это позволяет плотно уложить плитки к плиткам. Обрабатывая кромку, приспособление Жоффрио стачивает её под небольшим относительно лицевой плоскости, как бы подвёрнутым внутрь углом, что способствует ещё более тонкой подгонке и не дает мастике проявиться в виде шва между плитками. Примеры таких мозаик очень редки.

В основе четвёртого типа мозаики лежит уже не столько камень, сколько мастика, составленная из толченого камня. Ею сплошь покрывают декорируемое поле, а затем втапливают в неё мелкие бесформенные плитки с рваными обломками или изрезанными самой природой краями. Хаотичность, с какой они разбросаны в мастике, придаёт особую живописность такому покрову. Первые три типа мозаики, показанные выше, рождены в условиях идеального снабжения мастерских сырьём. Появление четвёртого могло быть обусловлено двумя причинами: или острым дефицитом сырья хорошего качества, или желанием украсить сложные криволинейные поверхности. Так или иначе, но придуман он довольно остроумным автором. Именно за этой мозаикой упрочилось имя рытый бархат. Применялась такая технология чаще всего в отделке служебных частей — плинтов, пьедесталов, тумб и сложных объёмных тел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.