Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разные поколения россиян






«Чем старее, тем правее, чем моложе, тем дороже»

Русская народная пословица

При переходе к рыночной экономике и демократии произо­шел распад бывшей экономической структуры и ее звеньев: на­учных центров, предприятий, производственных комплексов, конструкторских бюро, органов планирования и управления и т.п. В новых условиях России диплом об образовании, квалифи­кация, почетные грамоты и награды, стаж работы, даже сама профессия стали терять былое значение социальных характерис­тик. Это больно ударило по самосознанию многих граждан. Зато в социальной дифференциации все большую роль стали играть различия между поколениями, особенно в восприятии прошло­го и настоящего России.

По материалам опроса общественного мнения65, практически всегда, когда от опрошенных требовалось занять определенную позицию, налицо были три ответа, что говорит о трех частях российского общества. Самые молодые и самые пожилые часто выражают противоположные суждения и оценки. А среди людей среднего возраста крайние ответы более сбалансированы, не дают перевеса. Таким образом, средние возрастные группы как бы урав­новешивают крайности в восприятии мира, выполняют функ­цию переходного звена, социального буфера.

Как ни кажется парадоксальным, но «срединное положение» не обязательно строго закреплено за каким-то конкретным воз­растом. Оно, скорее, зависит от ситуации и поставленного вопроса. Например, с мнением, что «западная демократия, индивидуа­лизм и либерализм— это ценности, которые россиянам не под­ходят», были согласны и молодежные группы, и люди средне­го возраста (24, 4% людей в возрасте от 16 до 24 лет и 40, 7% — 25—35 лет, 49, 4% — 36—45 лет), зато старшее поколение выс­тупило «единым фронтом»: 62, 9% людей старше 55 лет поддержали эту идею68. Как видим, отрицание ценностей западной де­мократии с увеличением возраста опрошенных людей только усиливается.

В ответах на вопрос «Было ли характерно для брежневского периода доверие между людьми?» количество положительных от­ветов, наоборот, было смещено в сторону людей старшего воз­раста. При этом разница огромная: 27, 4% молодых людей до 24 лет считают это понятие вообще устаревшим, зато 61, 1% людей старше 45 лет с этим не согласны, а среди людей более 56 лет таковых 71, 8%, т.е. подавляющее большинство65. Как видим, чем старше люди, тем более толерантно они относятся к своему прошлому.

Значит, в плане морально-этических ценностей некоторые вещи для молодых являются пустым звуком, тогда как для людей старшего возраста — наоборот, не утратили своей ценности. Об этом очень важно помнить, когда вы имеете дело с россиянами разных воз­растных групп. Это первый вывод. И второе. Люди среднего воз­раста, отвечая на различные вопросы, часто имели подвижные ответы, близкие то к мнению молодых, то к мнению старших. Эта возрастная группа играет стабилизирующую роль в стране, так как предотвращает тотальное непонимание и раскол обще­ства по поколениям, как бы цементируя общество, хотя и не по всем вопросам.

Отметим проблемы, по которым почти все поколения русских имеют сходные мнения.

Во-первых, подавляющее большинство россиян гордится по­бедой в Великой Отечественной войне (свыше 80%) и послево­енным восстановлением страны (70%); 75% русских гордятся своими великими поэтами, писателями, композиторами и столько же — достижениями космонавтики; 50% россиян восхищаются деятель­ностью Петра Великого и петровскими преобразованиями. Об этом не следует забывать, когда вы общаетесь с русскими.

Во-вторых, едиными остались традиционные установки рус­ского архетипа. Так, большинство россиян все-таки считает, что «в своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония» (69, 3%), и что «глав­ное в жизни— равенство возможностей для всех и во всем» (56, 8%)88. Значит, вопреки расхожим утверждениям об огромном разрыве между поколениями, несмотря на все потрясения в жизни стра­ны в последние годы, несмотря на то, что между старшим, средним и младшим поколениями россиян имеются отдельные расхожде­ния в оценке событий, все-таки социокультурный мир России «не рассыпался», а сохранился.


И это единство поддерживается не столько на рациональном уровне (одна и та же идеология, общие интересы, ценности и цели), сколько на уровне сопереживаний, эмоциональных об­разов. Такое единство нации, конечно, достаточно хрупко и мо­жет рассыпаться в результате резких поворотов событий, но, вместе с тем, оно позволяет обеспечить психологическую самозащиту людей в условиях неопределенности, позволяет русским людям сохранить важное для них чувство общей судьбы и смысл поня­тий «нация», «мы— русские».

В последние годы развитие российского общества в плане че­редования жизненных ценностей было анормальным. Раньше го­ворили «Старый волк— знает толк», «Старый конь борозды не испортит», а теперь привычное и традиционное уважение к ста­рикам поколеблено. Сейчас вперед вырвались и доминируют «мо­лодые», которые, по мнению стариков, озабочены только лич­ным благополучием. Традиционная мораль в России относится к слишком активным «молодым» довольно скептически: «Из мо­лодых, да ранний, петухом кричит», — сидит в памяти каждого россиянина и отзывается обидой тех, кто остался не у дел. Тем не менее есть основания утверждать, что связь поколений в Рос-сии несмотря ни на что сохранилась.

Правда, молодые россияне появились на свет в новых соци­альных условиях. Они незнакомы с трудностями отцов: ввдели войну, концлагеря и продуктовые очереди только на телеэкране, они не боятся рассказывать политические анекдоты, надолго покидать родину, жениться на иностранках и т.п. Они более прагматичны, чем 40-летние и тем более 60-летние. Их называют «поколение пе­рестройки», «поколение пепси» или даже «первое поколение непоро­тых», лишенных генетического страха и потому более динамич­ных. Для них самое важное — «интересная работа» (42%), «друзья» (37%), «деньги» (32%) и, конечно, «любовь». Современная моло­дежь ориентирована на культуру и образование, но не чуждается и богатства. Их наиболее характерные личностные черты — это пред­приимчивость, воля, стремление к богатству, равнодушие и лень. Слабее развиты такие качества, как трудолюбие, бескорыстие и патрио­тизм. Это самое «прозападнически» настроенное поколение, лишенное ностальгии по СССР. И их способ мышления и ценностные уста­новки в целом достаточно близки к установкам старших братьев и отцов. Во всяком случае не противоположны им.

Представителям среднего поколения, или как его называют «по­коления застоя», сейчас 40—50 лет. Эти люди ориентированы на такие ценности, как «семья», «здоровье», а также «работа» и «деньги». Ведущие личностные черты представителей этого поколения: честность, трудолюбие, доброта, однако эти качества у них выра­жены более слабо, чем у представителей старшего поколения.

Большинство людей старшего поколения (старше 55 лет), ко­торые иногда называют себя «шестидесятниками», испытывают ностальгию по эпохе «застоя», негативно воспринимают сегод­няшнюю ситуацию, они гораздо меньше, чем молодые, идеали­зируют дореволюционную Россию, а современную Россию они воспринимают, главным образом, как общество криминала, без­духовности и коррупции. Главные их ценности, как и у других поколений, — «здоровье», «семья», но на третьем месте у них са­мое важное не «деньги», а —- «справедливость» (45%); «деньги» же стоят на последнем (седьмом) месте. Это поколение ориентирова­но на «высокую духовность» и «социальную справедливость». Главные качества представителей этого поколения: честность, трудолюбие, доброта, ответственность, бескорыстность, патриотизм и коллек­тивизм, т.е. наиболее традиционные качества русского архетипа.

Итак, несмотря на все различие между поколениями современ­ных россиян, трудно не заметить, что в них все-таки присутствуют общие качества и ценности, которые составляют «ядро» их сознания. Каждое поколение имеет свои качества, но эти сдвиги происходят не сразу, в отрыве от предшественников, а накапливаются посте­пенно и обычно направлены в сторону утилитарности и прагматиз­ма. Возможно, что эта тенденция наблюдается при столкновении разных поколений во всем мире, т.е. является универсальной.

Общность всех поколений россиян видна и в другом аспекте. По мнению аналитиков68, для всех поколений базовой, исходной исторической эпохой является советский период истории. Имен­но этот период хорошо практически знаком всем живущим ныне россиянам, именно он дает им запас идей и понятий, представ­лений, непосредственных жизненных впечатлений, из которых складывается живой социальный опыт каждого поколения. Ко­нечно, он дополняется опытом новой России. Однако этот опыт является как бы «вторичным», он накладывается на то, что сфор­мировано советской эпохой. Как бы ни относились люди к свое­му советскому прошлому, оно пока еще довлеет в их сознании, а поэтому в характерах, поступках и реакциях людей непроизволь­но наблюдается «советское». Реально это означает, что россияне склонны судить о настоящем и оценивать тенденции развития страны с позиции своего жизненного опыта, т.е. со специфически «со­ветских» позиций». Не обязательно, что это позиции ортодоксальные и прокоммунистические, и все-таки они «советские».


По мнению аналитиков, такой опыт и дальше в перспективе будет служить в качестве «мерки должного». Именно по этой шкале будут оцениваться все события, политика, ведущие политичес­кие фигуры, вся социальная действительность и разнообразные политические коллизии в целом. В этом смысле современная рос­сийская действительность воспринимается большинством росси­ян как «ненашенская», как «вынужденный боковой ход», кото­рый имеет смысл и оправдание только в том случае, если при­ведет в будущем к становлению «нормального» положения вещей68. Острый кризис 1998 года только подтвердил это убеждение.

Советская эпоха, таким образом, довлеет в сознании росси­ян. Несмотря на антисоветскую тональность влиятельных СМИ, россияне не склонны огульно чернить советский период. Только 18, 4% согласны, что во всей «истории СССР мало найдется того, чем мы могли бы гордиться», а 75, 5% людей категорически не согласны с этим68.

При этом россияне все больше уходят от политических сте­реотипов классовой борьбы. Они считают, что без революции 1917 года всем жилось бы сейчас гораздо лучше. Несмотря на популярность в кино и на эстраде «белогвардейской романти­ки», они не всегда в восхищении от борьбы белых офицеров против красных большевиков...

Итак, «советская парадигма» в сознании современных рус­ских не только не разрушилась, но даже не поддается вытесне­нию из массового сознания. У россиян, конечно, исчезло чув­ство «исключительности советского строя», никто уже не гово­рит с гордостью, что он «советский». Зато осталось чувство личной причастности к «советской жизни», пусть даже окрашенное не­которой долей горечи.

И еще очень важно, что в сознании всех поколений россиян четко наметилась совершенно новая, невиданная в последние десятилетия тенденция к росту патриотизма. Как бы ни была неприятна ситуация в стране, у россиян нет стремления «под­жечь» свой дом, каким бы плохим он ни был, как бы тяжело в нем ни жилось. Большинство народа хочет видеть Россию не только страной своего проживания, но и чувствовать себя жителем бо­гатой, свободной и пользующейся уважением в мире державы. Понятия Родина, Отечество, двуглавый орел, гимн и прочая государственная символика не потеряли для россиян своего смысла.

Новая тенденция имеет свои практические последствия. На­пример, многие с искренним удивлением отмечают, что сегод< ня в России регистрируется множество фирм и названий продукции, куда включаются слова «Россия», «русский», например, журнал «Русский дом», колбаса «Русская», шоколад «Россия — щедрая душа» и т.п.

Показательно, что американская фирма по производству пива, изучив рынок, предпочла в условиях новой России дать на­звание своей продукции «Клинское пиво», т.е. использовала рус­скую топографию — название города «Клин». Она учла, что любой русский при прочих равных условиях и широком ас­сортименте предпочтет покупать продукцию с отечественным символом. Есть и другие примеры. Изменилась мода на имена. Прежде многие родители давали детям экзотические имена (Марианна, Круз, Иден), а нынче — исконно русские: Егор, Па­хом, Даша, Анфиса. Любители легкого чтения давно заметили, что детективные романы отечественных авторов на две трети вытеснили с прилавков переводные книги этого же жанра. Едва ли российские «сименоны» и «чейзы» превзошли в мастерстве своих западных учителей, но русским сегодня гораздо инте­реснее погружаться в родные реалии. Все популярнее становят­ся российские сериалы.

Таким образом, гражданское сознание россиян, их чувство патриотизма, осознание ими общности своей судьбы и судьбы страны — широко распространены и в настоящее время не зави­сят ни от возраста, ни от материального положения граждан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.