Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение женщины в российском обществе






«Курица — не птица, баба — не человек» Русская народная пословица

Как следует из предыдущей главы, положение русской жен­щины в современном обществе двойственное. С одной стороны, в обществе существуют «осколки» рыцарского отношения к жен­щине. По традиции русская женщина благосклонно принимает знаки внимания мужчин, комплименты в свой адрес, матери­альное покровительство и все другие знаки, подчеркивающие ее женственность и роль созидательницы, матеры, великой труже­ницы, хранительницы домашнего очага.

Исторически в России женщины обладали более широкими экономическими и политическими правами, чем их подруги на Западе. Например, в «Домострое» (XVI век) строго порицался мужчина, не уважающий свою жену. И никогда не было такого, как например, в Польше, где в средние века одно из шляхетс­ких наставлений рекомендовало мужу «учить» жену: избить ее, затем связать и повесить к каминной трубе, как окорок. Инте­ресно, что в России никогда не было позорного права первой ночи, как на Западе. Зато русские женщины имели право распо­ряжаться собственным приданым, вести дела, снимать деньги с банковского счета, не получив на то юридически оформленного разрешения мужа. Возможно этим во многом объясняется непо­пулярность в России агрессивных форм феминизм^, характер­ных для Европы и Америки, где женщины десятилетиями боро­лись за то, что в России разумелось само собою.

Нужно признать огромную роль советской власти в подня­тии социального статуса женщины: она получила право голосо­вать (на 30 лет раньше своих подруг во Франции), право на ра­боту и равную с мужчиной оплату труда; право на образование; развитая система яслей и детских садов освобождала ее для твор­чества и личной жизни и т.д. Кстати, в СССР официальное при­знание важной роли женщины выразилось в том, что 8 Марта было объявлено государственным праздником и нерабочим днем. Эта традиция перешла и к современной России: Женский день (8 Марта) объявлен праздником весны и любви, который отме­чает поголовно все население страны.

Однако со времен «Домостроя» главное и уважаемое место российской женщины — дома. Она рождается для того, чтобы стать матерью и во имя любви к своему мужу и детям постоян­но жертвовать собою: сном, досугом, здоровьем, карьерой и т.д.


Она отвечает за свою семью. К мужчине (отцу семейства) по­добные требования предъявляются не так настойчиво: он, ко­нечно, несет долгосрочную ответственность за детей. Но, в прин­ципе, если он пожелает уклониться от нее, бросить, например, семью, детей и жениться на молоденькой девушке, то общество его не осудит так, как осудило бы женщину, пожелай она вести себя подобным образом. По статистике, в России только 12% отцов после ухода их из семьи платят алименты на детей, а вот остальные пытаются уклониться от этой обязанности.

К тому же российская женщина должна адаптироваться к традиционному укладу семейной жизни, где ведущая роль в ма­териальном обеспечении семьи отводится не ей, а мужчине. Это ведет к тому, что права женщин регулярно нарушаются — с са­мого детства. Например, мальчик может вести себя как угодно: озорничать, дурачиться, дерзить старшим, и это не вызывает эмоций. А вот девочка с детства обязана быть тихой, послуш­ной, скромной, она во всем должна уступать — в том числе и своим сверстникам-мальчикам, обязана постоянно готовиться к роли жены и матери, и только тогда это — хорошая девочка.

В России девочек мало готовят к социальной реализации. Им говорят: «Ну что тебе надо? Главное— выйти замуж» в соответ­ствии с народной мудростью: «Баба без мужа — что хомут без гужа». Жизненный выбор для женщин сужается до пределов за­мужества, поэтому даже страшно думать о перспективе остаться одинокой, незамужней: «Не найдешь паренька— выйдешь и за пенька». К незамужней женщине в обществе часто выказывается сострада­ние: вот, мол, жизнь у нее не состоялась, она одинока, в старости стакан воды никто не подаст и т.п. Быть женщиной незамужней воспринимается многими как ситуация ненормальная, которую нужно во что бы то ни стало исправить любым способом.

Такое двойственное положение привело к тому, что у рус­ской крайне заниженная самооценка по сравнению с западной женщиной. Российские женщины гордятся своей образованнос­тью, но мало кто откровенно признается, что заканчивает уни­верситет или институт только с одной целью — выйти замуж, найти себе достойного жениха. Существуют даже престижные «за­поведники», «факультеты невест» — например, филологический в университете, педагогические институты или институты инос­транных языков, т.е. вузы, в программу которых входит знание европейской культуры.

Конфликт между представлениями мужчин и женщин о пра­вах и обязанностях полов возник в обществе еще в советскую эпоху. Так, мужчины гораздо чаще, чем женщины, думают, что женщина должна во главу угла ставить только семью. К тому же они гораздо реже считают, что муж и жена должны иметь рав­ные обязанности по дому: многие домашние обязанности— не­мужское занятие. С другой стороны, они чаще полагают, что мужнина имеет больше права на флирт и на измену, чем женщина, и что инициатива в выборе партнера должна оставаться за мужниной. Подобные женские инициативы их шокируют. Мужчины пола­гают, что они должны вести активную социальную жизнь, а женщина — сидеть дома. Они не согласны с тем, что женщина может выбрать свой образ жизни, ни с кем не советуясь. Часто мужчины считают несправедливостью свою обязанность заботиться о более «слабых» женщинах, при том, что женщины не только не проявляют слабости, но и претендуют на равенство даже там, где его объективно не может быть.

Думая о судьбе русских женщин и о роли, уготованной им в социальной жизни, можно преисполниться гневом по поводу несправедливого отношения к ним. Но, с другой стороны, нельзя не сказать и о положительной (!) стороне этого. Ведь традици­онный тип поведения повлиял на то, что для россиянок чрез­вычайно высока роль женственности — в любой ситуации. Они остаются женственными не только в период «брачных игр». В любом возрасте они стараются хорошо одеваться (часто отказывая себе во многом и проявляя чудеса изобретательности), у них модная прическа и макияж, они всегда стараются нравиться, быть как можно более привлекательными, причем не преследуя при этом никакой определенной цели, а вполне бескорыстно. Это выгод­но отличает их от европейских женщин и американок — более раскрепощенных, свободных, самодостаточных, которым наплевать на мужское внимание и оценки, и поэтому у них столь часто жесткое выражение лица и отсутствие желания нравиться, быть привлекательной.

Впрочем, точно так же абсурдно полное уравнивание жен­щин и мужчин. Существует чисто российская традиция взвали­вать на женские плечи всевозможные тяготы. Всем известно, как тяжело пришлось женщинам в годы Второй мировой вой­ны, когда они работали для фронта, для победы. А после вой­ны необходимость восстанавливать народное хозяйство еще больше укрепила «равенство женщин и мужчин», принимая абсурдные формы. И никого не смущало, что тяжелый физический труд отрицательно влияет на здоровье женщин, на их функцию де­торождения. Вот во Франции, например, профсоюз тут же «съел» бы работодателя, если бы было замечено, что за смену женщи­на перенесла, толкнула или подняла 300—400 килограммов груза. А в России еще при Горбачеве бурно обсуждался вопрос об этих предельных нагрузках на женский организм, да так и не был решен.

Вот и опять мы приходим к образу России как загадочной страны контрастов с ее «русскими горками»: с одной стороны, галантное отношение к женщинам, большие и давно отведенные ей права, всенародное празднование «женского дня» (больше такого нет ни в одной стране мира). А с другой стороны, постоянное нарушение ее прав, бесконечное взваливание на ее плечи тягот и семейной и вообще российской жизни, участие в тяжелом физическом труде, второстепенная роль в традиционном укладе семьи и проч. Если внимательно разобраться, то «русские горки» в женской судьбе — итог исторического развития России: каж­дое время оставляло свой след в судьбе ее женщин — добрый или злой, праздничный или монотонно будничный: перед нею то галантно преклонялись, то гнали на кухню...

Сейчас положение женщин в России особенно сложно. Ис­следования об изменениях психологии населения России за пос­ледние 10 лет показывают особенно удручающие изменения в семьях: обвальный рост разводов (585 разводов на каждую 1000 браков, огромное количество неполных семей и матерей-одино­чек, удвоение числа мужчин-алкоголиков как последствие пере­стройки, финансовых кризисов, собственных комплексов и на­личия дешевой водки. Из 33 млн российских детей 14 млн (по­чти половина!) растут без отцов. И по традиции ответственность за все это остается на плечах женщин.

Все было бы еще хуже, если бы не женщины. Мужчины ча­сто не выдерживают натиска проблем и ломаются. А вот жен­щины могут поплакать, погоревать, а потом в силах привычно стиснуть зубы и потащить на себе огромные сумки и свертки с кожаными куртками из Турции, дешевым ширпотребом из Китая, став «челноками»46. Во многом благодаря усилиям женщин в России возникло товарное изобилие. Они на свой страх и риск соби­рают у знакомых деньги взаймы, покупают туры в загранич­ное путешествие (Китай, Турция), там закупают дешевые то­вары (главным образом одежду), буквально на себе привозят и сами распродают это в России — через систему киосков или на рынке.

А что касается молодых женщин, то в России наметилась и бурно развивается новая для нее тенденция — женская эмансипация. При этом речь идет совсем не об агрессивном феминизме, поразившем Америку и некоторые страны Европы, но скорее о смене приоритетов. Еще пять лет тому назад для российской девушки главной целью в жизни было удачное замужество. На одинокую женщину смотрели с состраданием, каких бы успехов она ни добилась. В ходу была народная мудрость: «Бабы каются, девки замуж собираются». Так, по данным фонда «Обществен­ное мнение»47, в марте 1995 года половина опрошенных высказа­лись в пользу удачного замужества своей дочери, а хорошую работу выбрали для нее только 30%.

В последние же годы девушки не спешат «выскочить замуж»: 64% россиян считают, что для современной девушки главное — хорошая работа, и только 27% придерживаются традиционных взглядов. Так реально решается проблема, которая в публицис­тике формируется следующим образом: следует ли женщине в изменившейся реальности следовать своему естественному пред­назначению, т.е. рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг? Или она должна прежде всего заботиться о заработке? Похоже, что совместить это пока удается не всем. Не будем рассуждать о женщинах «вообще», постараемся очертить психологический и социальный портреты женских типов современных россиянок48, которые появились на российском горизонте в последнее деся­тилетие.

Совершенно новый для России тип: женщина-предпринима­тель. Средний возраст — примерно 36 лет, замужем, имеет де­тей. Интересно, что женщины, имеющие традиционную семью, оказываются более успешными в бизнесе, чем одинокие. Чаще всего они трудятся в сфере среднего бизнеса, имеют высшее об­разование и постоянно стремятся к повышению его уровня. Профиль образования, главным образом, экономический или гуманитар­ный. В большинстве случаев это хозяйки собственного дела или руководители предприятия. Им свойственны социальная мобиль­ность, генерирование новых идей, предприимчивость. Они обычно очень загружены на работе и даже в нерабочее время занимают­ся решением деловых проблем. Эмоционально относятся к рабо­те, не боятся самостоятельности, ответственности и риска. Та­кие женщины на работе исполняют функции управления, но стиль их руководства — коллегиальный. Они устают от постоянной заг­руженности (62 часа в неделю) и испытывают угрызения совес­ти от того, что не могут уделить больше внимания и времени своей семье. И тем не менее обычно они удовлетворены своей работой. Их доход (в среднем $1150 в месяц) позволяет им играть роль главы в семье. В толпе они выделяются элегантной одеждой и уверенной манерой поведения.

К более традиционному для России типу относятся женщи­ны-исполнители™. Их средний возраст 31, 7 года. Как правило, состоят в браке и имеют детей, часто живут в семье вместе с родителями. У них невысокий доход (меньше половины семей­ного бюджета), поэтому экономическая роль в семье невысока. Большинство имеет высшее техническое образование (60%). Все без исключения — наемные работники государственных пред­приятий, много трудятся, и в свободное время их мысли заня­ты работой. Часто они не удовлетворены ею, в основном, из-за невысокой зарплаты. При деловом взаимодействии они предпо­читают мягкий, «женский» бесконфликтный стиль. Работа не при­носит им материального удовлетворения и воспринимается, скорее, как помеха для выполнения семейных обязанностей и личной жизни.

И еще один многочисленный тип — женщины-руководите­ли4*, т.е. специалисты, сделавшие профессиональную карьеру. Их средний возраст 32, 2 года. Часто они состоят в браке, но про­цент семейных среди них ниже, чем в других группах: часто они разведены или одиноки. Еще реже у них есть дети. Их доход со­ставляет чуть больше половины семейного бюджета и дает им некоторую экономическую свободу в решении семейных вопро­сов. Они имеют высокий уровень образования (высшее образо­вание, ученые степени, дополнительное образование — часто гуманитарного профиля) и постоянно стремятся его еще повы­шать: второй диплом, стажировки, специальные курсы и т.п. Обычно женщины-руководители — наемные работники, выпол­няющие управленческие функции. Очень заняты работой, живут ею. В деловых контактах предпочитают «мужской» жесткий стиль. Психологически близки к типу женщин-предпринимателей.

Новые типы женщин значительно изменили социально-де­мографическую структуру общества. Появление их доказало, что за прошедшие годы традиционные представления россиян о сча­стье и процветании для молодой женщины радикально измени­лось. Современные «продвинутые» женщины часто работают в совместных частных фирмах, имеют высокую зарплату, эконо­мически и морально независимы, водят машину, одеваются в дорогих бутиках, носят драгоценности, владеют иностранными языками, обладают твердым характером и достаточно категоричны. Они совсем не похожи на традиционных российских Душечек, которые могли умирать от неразделенной любви и одиночества, от мужского эгоизма и невнимания, а главное, которые смотре­ли на мир глазами любимого мужчины.

Исследования показывают, что чем большей властью обла­дают женщины, тем более жестким становится стиль их делово­го общения и тем меньше их привлекает коллегиальность.

Итак,

в России все чаще подвергаются сомнению традиционные со­циальные роли мужчин и женщин. И вместе с тем по-прежне­му почти 70%50 россиян считают, что мужчинам сделать карье­ру намного легче, чем женщинам. Конечно, многими этот факт воспринимается как жестокая несправедливость, потому что среди женщин гораздо выше процент людей с дипломом о высшем образовании, чем среди мужчин: их среди всех дипломирован­ных в России специалистов 55%.

Известно, что российская Конституция закрепляет равные права мужчин и женщин. Однако почти половина россиян считают, что у мужчин больше возможностей реализовать свои права, чем у женщин, и только 35%, что права тех и других равны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.