Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магазины






«Видимо-невидимо, чего только душе угодно»

Русская поговорка, передающая идею разнообразного множества

Если вы были в Москве лет десять тому назад, то теперь, ра­зумеется, сразу отметите, как изменились в Москве магазины. Еще 8—10 лет тому назад репортажи европейских корреспондентов освещали скандально пустые прилавки и бесконечные очереди. Сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда каждый совет­ский человек «отоваривался» по продовольственным талонам, как в военное время. Без них не обходилась даже советская элита. Так, дочь Горбачевых Ирина Вирганская в своем интервью (АиФ, 2003, №6) рассказывает, что в их семье, «как и у всех, были продоволь­ственные карточки, с которыми она ходила по магазинам».


Не нужно иметь богатое воображение, чтобы представить себе, в каком шоке находились советские граждане, увидев впервые за границей богатые витрины, какие желания одолевали их при этом и какие комплексы неполноценности, какую жгучую за­висть порождало чужое богатство и изобилие, а также многие другие чувства, вплоть до унижения от собственной нищеты и бессилия... И разве годы подобных ощущений из поколения в поколение не повлияли на русский архетип? Наверное, повлия­ли, и по логике вещей — не в самую лучшую сторону. Кстати, бывшее полуголодное существование зеркально отразилось на нынешних россиянах: они больше, чем другие, имеют вкус тра­тить деньги, жить «на широкую ногу», внешне выделяться из толпы и демонстрировать собственную успешность внешними атрибутами богатства.

Сейчас пустые полки магазинов, продукты по талонам, крылатая фраза наглой продавщицы: «200 грамм колбасы в одни руки!» — все это осталось в прошлом. К середине 90-х годов ситуация из­менилась в другую сторону. В Россию хлынула лавина товаров со всех концов света. Но розничная торговля была не организован­ной, и оптовые рынки, ярмарки напоминали, скорее, восточ­ные базары: обилие торгующих «индивидуалов», множество от­дельных неказистых на вид киосков, торговля «с рук», продажа фальсифицированной продукции, антисанитария и т.д. Уровень благосостояния населения был довольно низок, и народ пред­почитал покупать продукты и товары первой необходимости на открытых рынках, где цены были значительно ниже магазин­ных, поскольку налоги там не платились.

Сегодня ситуация совершенно иная. Сейчас магазины в Рос­сии, особенно в больших городах, практически ничем не отли­чаются по внешнему виду и набору товаров от европейских. Главное их отличие от советского периода в том, что они работают без выходных дней, без перерывов на обед и часто закрываются го­раздо позже, чем в Европе.

В последние годы в Москве и других крупных городах Рос­сии переживается бум в развитии западных торговых сетей: от­крылись сети гипермаркетов и супермаркетов: «Auchan», «Ikea», «Casino», «Седьмой континент», «Рамстор», «Метро Кэш энд Кэрри» и других, рассчитанных на среднего потребителя. Аналитики считают неизбежным в близком будущем появление в России и других западных сетевых компаний.

Как показывают сами названия, к развитию торгового биз­неса в России проявляют живой интерес и иностранные инвесторы; политика московского правительства благоприятствует им. Финансовая мощь и известность компании легко конвертирует­ся в политическое влияние.

А как это сказывается на практике? Например, представи­тель западной крупной сети может напрямую выйти для перего­воров на уровень мэра или вице-мэра Москвы и решить любой вопрос положительно — это привилегия, недоступная для боль­шинства российских компаний. А если мэр или его заместитель дают «добро», то дальше для предпринимателя все идет «как по маслу».

В отличие от Европы гипермаркеты расположены не за чер­той города, а в его пределах, правда, в районе конечных стан­ций метро. Устроители таких магазинов понимают специфику российской действительности: уровень жизни населения в этой стране еще не настолько высок, чтобы рассчитывать на наличие автомобиля в каждой семье. А вот на метро в такой магазин смо­жет добраться каждый. Пенсионеры же, например, вообще при­едут сюда бесплатно, хотя бы из любопытства к новинке, и смогут выбрать подходящий товар, пусть даже скромный.

Супер- и гипермаркеты конкурируют по ценам с открытыми оптовыми рынками, постепенно вытесняя последние. От них больше налоговых поступлений, развивается инфраструктура, появля­ются рабочие места и т.д. В сравнении с серединой 90-х годов форма розничной торговли в России заметно «цивилизуется»: однотипные по дизайну киоски объединены теперь между собой под общей крышей, обязательно есть туалет, присутствует охра­на и т.п., а все вместе теперь это называется «Торговый центр».

Итак, в крупных городах России активно развивается роз­ничная торговля. По оценкам экспертов исследовательского агентства MAGRAM Marcet Research, ежегодно объем площадей торговых комплексов увеличивается в 2 раза. Однако до желаемого пока еще далеко: Москва, например, пока отстает в этой сфере от европейских городов на 7—8 лет. Так, на тысячу человек в Лон­доне приходится 275 кв. м торговых площадей, в Париже — 398 кв. м, а в Москве в зависимости от района — от 20 до 150 кв. м20, т.е. не так уж и много.

О Москве мы постоянно говорим в первую очередь потому, что это — ворота России, здесь намечаются и бурно протекают все важнейшие жизненные процессы. Но если говорить о регио­нах России, то в большинстве развитие розничной сети торгов­ли - пока еще дело перспективы. Чаще всего ее состояние мож­но сравнить с Москвой начала 90-х годов. Например, в Санкт-Петербурге сеть супермаркетов развита очень слабо. Там есть от­крытые рынки около станций метро, «старые» продовольствен­ные магазины, сохранившие дух советской эпохи, и универмаги. Редкие супермаркеты рассчитаны на состоятельных людей. Так что в регионах России ниша розничной торговли пока еще свободна.

Кроме супермаркетов, существуют и маленькие, дорогие и не очень, скромные магазинчики и престижные «бутики». В них вы сможете найти одежду, меха или косметику практически из всех стран мира. От выбора разбегаются глаза даже у опытного покупателя. Выбор, как и разброс цен, — колоссальный. Про­блема наличия товаров в магазине для россиян более не суще­ствует. Появилась, правда, другая проблема — наличие денег.

Москва сегодня, по мнению российских социологов и эко­номистов, — один из самых дорогих городов в Европе. Цены вообще сопоставимы с парижскими, а вот на фрукты, овощи, качественную одежду и особенно на вино цены гораздо выше. Правда, мясные и молочные продукты дешевле, чем в Европе.

И еще одна особенность русских магазинов: далеко не во всех магазинах производится расчет по кредитным карточкам и чеко­вым книжкам. Сами понятия «кредитная карточка» и «чековая книжка» для русских довольно новые. Русские привыкли в от­личие от европейцев и американцев рассчитываться наличными деньгами. Поэтому, отправляясь в какой-то магазин, поинтере­суйтесь, примут ли там вашу кредитную карточку. Чеки мало распространены.

А с кредитной карточкой будьте как можно осторожнее! В рус­ских магазинах устройства для работы с такими карточками ус­таревшей конструкции, такие, что были в Европе лет 10—15 тому назад. Поэтому там нет защиты обладателя такой карточки с помощью личного пин-кода. Если вашу карточку украдут, то в России ею сможет воспользоваться любой человек.

§ S. «Щи да каша — пища наша»

Порою кухня говорит о народе больше, чем слова национального гимна. Самый короткий путь к пониманию чужой культуры (как и к сердцу мужчины) лежит через желудок. С уверенностью можно сказать, что настоящая русская кухня на Западе неизвестна. Многочисленные рестораны с русской кухней, модные в Запад­ной Европе и Америке, как правило, сделаны «а ля рюсс» (за очень редким исключением). Там основная приправа к русскому обеду — это цыгане, балалайка, стопка водки, а на закуску пи­рожок или три пельменя, разумеется, за бешеные деньги. Такие рестораны лишний раз убеждают, что русскую кухню легче си­мулировать, чем реализовать. Как говорят острословы, Запад до сих пор не разобрался в русской душе потому, что не распробо­вал настоящей русской кухни.

Надо знать, что русская кухня основывается не на искусст­ве, а на традициях, на обычаях, и поэтому кушанья в ней более просты и рациональны. Это можно оценить и как бедность и как отсутствие кулинарной фантазии. Но можно рассматривать такой подход как приверженность русских к своим обычаям, как знак их скромности в обыденной жизни. Какой подход вы выбере­те — дело вкуса!

Главное, чем славится русская кухня, — это обилие разно­образных закусок, которые предваряют любой праздничный стол. Русские придают огромное значение обилию на столе: всего должно быть много, чтобы был выбор, чтобы глаза разбегались от яр­кого разноцветия и богатства. Это и рыбные ассорти, и мясные, и специальные соленья с пряностями, и салаты, и многое дру­гое... Есть салаты традиционные, повторяющиеся в любом рес­торане и в каждом доме, как например, салат «оливье» (на Запа­де его называют «русский»). Но у каждой русской хозяйки обя­зательно есть свой «фирменный» рецепт салата, которым она гордится и держит в тайне.

Характерна для русской кухни и каша— одно из древнейших блюд, которое было известно еще скифам в V веке до н. э. Но и сейчас россияне не утратили своей привязанности к этой про­стой и полезной еде: «Что за обед, когда каши нет?», «Хороша кашка, да мала чашка». Каши готовятся из самых разнообразных продуктов растительного происхождения: манки, риса, гречки, пшена, кукурузы, тыквы и др. В зависимости от вкуса они мо­гут быть приготовлены на молоке, или с добавлением сушеных фруктов, или чуть подсоленные и обильно политые маслом, потому что «Каши маслом не испортишь». Причем эта народная мудрость настолько универсальна, что применима и к другим ситуациям, когда человек хочет сказать, что «хорошего не бывает много». Часто каши едят на завтрак. Это дешевая, практичная, быстрая в приготовлении, вегетарианская, сытная и полезная еда.

В ежедневном рационе россиян очень много мучных изделий, особенно хлеба. Хлеб в России выпекается из пшеницы и ржи с разными добавками, он необыкновенно вкусен и душист. Не слу­чайно россияне везут за границу в качестве подарка своим соотечественникам не дорогие сувениры, а свой «черный» аромат­ный хлеб как «привет с родины»: нигде нет ничего похожего. Традиционно россияне испытывают огромное уважение к этому продукту: «Хлеб— всему голова», «Там и рай, где хлеба край». Ре­бенка с детства приучают есть любую еду с хлебом, потому что «в нем — сила». Поэтому нередко в европейских ресторанах рос­сиянам кажется недостаточной «тамошняя» порция хлеба, и они требуют добавки, вызывая искреннее удивление западных офи­циантов. Россиян с детства приучают уважительно, бережно от­носиться к этому продукту, и если выбрасывают испорчен­ный хлеб, то это считается «грехом», а детей за это наказывают.

В доказательство особо уважительного отношения россиян к хлебу позволим себе напомнить историю бородинского хлеба — историю любви. Бородинский хлеб — любимый у россиян. Его аппетитная корочка посыпана кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус. Рецепт этого сорта в общем-то известен, его можно даже найти на сайте Интернета. Но есть секрет, как обращаться с капризным тестом, которое вызревает три дня! Ми­нутой меньше — минутой больше, и уже получится не бородин­ский, а другой хлеб. Рецепт его изготовления придумала мона­хиня одного из подмосковных монастырей, в миру Маргарита Тучкова, жена блестящего молодого генерала Александра Тучко­ва. Он трагически погиб в бою с французами на Бородинском поле, на исходе лета — 26 августа 1812 г. Его героическое пове­дение во время боя описал в романе «Война и мир» Лев Толстой в образе Андрея Болконского. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и ушла в монастырь. Там она и создала ре­цепт «бородинского» хлеба; это был поминальный черный хлеб — в память о всех героях России, погибших в бою с армией Напо­леона.

Кроме того, у россиян очень популярны пельмени, похожие на итальянские равиоли по форме, но особого вкуса: «А у нас в Тюмени— хороши пельмени». Конечно, настоящие пельмени по традиции готовят в основном в холодное время года, и особен­но их любят в Сибири. В довольно простом приготовлении этого блюда часто участвует вся семья, их «лепят» сотнями, затем за­мораживают, складывают в мешок и хранят снаружи за окном. В современных квартирах их хранят в морозильнике. При необ­ходимости достаточно бросить замороженные пельмени на три минуты в кипяток — и обед готов! Очень быстро и практично! Сейчас в работающих семьях все меньше возможностей готовить «домашние» пельмени. Для восполнения этой «лакуны» сейчас во всю мощь работает российская индустрия: в любом магазине вы можете себе выбрать любимый сорт из десятков: с мясом, с грибами, с курицей, и даже сладкие — с творогом и ягодами. Последние пришли с Украины и называются «варениками». Ко­нечно, они уступают по вкусу «домашним», но очень популяр­ны: это своеобразный российский «фаст фуд».

И конечно, в классические блюда в каждой русской семье входят обязательные борщ (пришел с Украины) или русские щи: «Отец родной надоест, а щи не надоедят», «Где щи — там и нас ищи». Традиционно «вторым» блюдом на обед для россиян явля­ются котлеты — разнообразных сортов и конфигураций. Обра­тите внимание, что русские котлеты не похожи на французские: они обязательно готовятся из рубленого мяса с добавлением хлеба, яйца и чеснока. Они больше напоминают французские «буль», но без соуса.

Вообще на потреблении мяса в России надо остановиться спе­циально. Дело в том, что в России неразвита традиция есть слег­ка обжаренное мясо, как это делают в Европе. Водятся, конеч­но, тонкие гурманы с опытом европейской жизни — ценители кровавых «стейков», но не они составляют основную массу рус­ских, которых вид полусырого мяса с кровью приводит в со­дрогание.

Почему так сложилось? Во-первых, православные традиции культурной жизни в России включали посты — почти половина дней в году для русских были вегетарианскими, а перед Пасхой в течение шести недель нельзя есть не только мясо, но даже и рыбу, и молоко, т.е. любые продукты животного происхожде­ния. На эти старинные русские привычки наложил свой допол­нительный отпечаток острый дефицит хорошего мяса при совет­ской власти. Качественное и свежее мясо можно было тогда ку­пить только на рынке за большие деньги, а то, что продавалось в обычных магазинах, нуждалось в особой обработке: прежде чем съесть мясо, лучше его часами варить, жарить с приправами, часами тушить, еще проще — сделать фарш и котлеты, иными словами — сделать все для того, чтобы изменить, «затемнить», не узнать, «забить чем-то» вкус купленного мяса, не всегда свежего и хорошего качества.

А в качестве десерта русские очень любят чай, совсем не обя­зательно из рекламного самовара, но обязательно — крепкий, душистый и в больших количествах: «Мы за наем не скупаем, по три чашки выпиваем». В чай можно добавить лимон, и от этого он станет еще более душистым. Молоко и сливки добавляются очень редко. По-русски чаем нужно обязательно запивать что-то, поэтому на чайном столе должны быть сладости: торт, пи­рожные, конфеты, варенье, мед и т.п. Русские искренне раздра­жаются, когда в европейских ресторанах несмотря на все просьбы посетителя официант-француз отдельно принесет торт или пи­рожное, а только потом — чай, который приходится пить «пус­тым», а на русский вкус это невкусно. Чаепитие для русских — это приятная процедура, отдых, ведь«Чай пить— не дрова ру­бить». Заметим, русские — большие сладкоежки, именно это и объясняет их традицию ходить в гости с тортом или конфетами: они уверены, что такой подарок вызовет только восторг хозяев.

Надо отметить, что русские вообще любят есть много и сыт­но. Из русской классической литературы известно, что предки русских в давние времена были настоящими гурманами. Описа­ния их застолий и количества съеденной еды и выпитого застав­ляет вспомнить о героях из книг Рабле: за один присест полага­лось съесть и тарелку щей с пирогами, и гору блинов, и кашу, и другое,.. По этому поводу можно сказать, что в русских столе­тиями закреплялась генетическая необходимость есть много, в результате чего диета, малое количество еды действует на их психику очень неблагоприятно — могут привести к серьезному заболева­нию, не говоря уже о простом неврозе. Конечно, в целом эти традиции не очень полезны для поддержания юношеской строй­ности. Среди русских очень много полных, особенно среди жен­щин среднего и пожилого возраста.

Плохо ли это или хорошо? Не забудем про холодные россий­ские зимы, когда организм человека затрачивает много энергии. Поэтому медики считают, что большое количество жиров и уг­леводов необходимо для организма людей, живущих в условиях суровых зим, тем более для людей физического труда. Поэтому русские довольно снисходительно относятся к крупным габари­там своих соотечественников, не почитают особым злом «пыш­ные формы», особенно у дам. А дама, по понятиям «среднего» россиянина, не должна быть худой, если у нее нет болезни и она не отличается злым нравом. Вообще в России гораздо мень­ше, чем в Европе, людей, «сдвинутых» на идее похудения и диеты (в соответствии с народной мудростью: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет»). В голове закреплен древний стереотип: «Худой — значит слабый», а мужчине не к лицу быть слабым.

В целом, сравнивая русскую и, например, французскую кух­ню, нужно отметить, что русская, возможно, не отличается та­кой тонкостью, изысканностью и разнообразием нюансов, она не возведена в ранг искусства, как во Франции. Ее предназначе­ние функциональное: во-первых, утолить голод, во-вторых, быть материальной базой для создания ценности нематериальной, но по русским понятиям — не менее важной: атмосферы общения, теплой и живой, Церемонные европейские обеды, когда все вни­мание людей поглощено вкусом еды и питья, так что им не до разговоров, кажутся русским скучными и бессмысленными.

Возможно, русские предпочитают развивать свою творческую фантазию не столько в кулинарии, сколько в других областях. Таковы их традиции, и это тоже нужно просто принять.

§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»

Один из аргументов киевского князи Владимира

в пользу принятия православия при крещении Руси в 988 году.

Сейчас — русская народная пословица

Любовь к горячительным напиткам в России общеизвестна и традиционна. Это важный момент в российской жизни, вы с ним обязательно столкнетесь, и лучше знать об этом как можно больше, чтобы не подвергать свою репутацию, бизнес, здоровье, а иногда и жизнь — опасности. Тем более что в головах иностранцев, по­наблюдавших со стороны «русские нравы», часто складывается в связи с этим предвзятое отношение.

Вот, например, что рассказывает американец Н. Смит в сво­ей книге «Русские»: «Запад не имеет ничего похожего на водку и на то, как пьют ее русские. Так же как и коррупция — водка в жизни русских неизбежная смазка человеческих отношений и ме­ханизма ухода от действительности. При одном только упоми­нании о ней у русского человека начинается слюноотделение. Откупоренная бутылка должна быть опустошена. Поставить ее недопитой на стол — идея, которая смешит русских... Гостю, который медлит или пьет маленькими глотками, вместо того, чтобы переворачивать стопку «вверх дном», говорят, что он обижает хозяина... Иностранец не может прожить в России сколько-ни­будь долгое время без угрозы получить из-за водки болезнь пече­ни... За три года пребывания в России я выпил больше алкоголя, чем за всю остальную жизнь...»24.

Таков взгляд американца — критический, но имеющий под собой основания. Другое дело, что американец и не попытался осознать этот феномен или хотя бы не говорить обо всех рус­ских в одинаково оскорбительном тоне как о горьких пьяницах. Из конкретного эпизода, произошедшего именно с ним, он де­лает слишком широкие обобщения. Осмелимся возразить. Во-пер­вых, не все русские — пьяницы. Среди современных «деловых» людей и государственных мужей вы можете их никогда не встретить, особенно в последние годы. Во-вторых, многое зависит именно от того, какую именно компанию вы сами себе избрали для об­щения. Можно, конечно, ограничиться компанией спившихся маргиналов, что г-н Смит, вероятно, и сделал. Но можно быть и более строгим в выборе людей, с которыми имеешь дело.

Кстати, в России нет традиции опрокидывать рюмки или стопки вверх дном. Если вы это сделаете, то, скорее всего, удивите хо­зяина. Рюмку действительно принято пить до дна, но только в том случае, если был произнесен отличный и эмоциональный тост, идею которого вы полностью поддерживаете. Выпивая рюмку до дна после такого тоста, вы как бы ему «аплодируете». Такая традиция — знак солидарности, духа товарищества, доверия за столом. Своим действием вы как бы вовлекаетесь в типичную для русского застолья атмосферу веселья и братства. Однако русских забавляет, что часто европейцы уверены, что после залпом вы­питой водки рюмку «по-русски» следует бросать через плечо. Если учесть, что водку россияне пьют залпом не раз, и не два, и не три... то где же рюмок напасешься?

Традиционное гостеприимство русских может заставить хо­зяина стола «нажать» на вас, даже пойдут разговоры типа «Ты меня уважаешь...» и т.п. Для русских это будет игровая провока­ция, забава, так как им заранее известна ваша неспособность соревноваться с ними в таком специфическом «марафоне». В та­ких случаях лучше сразу признать себя «побежденным».

И не нужно ставить рюмку вверх дном, чтобы показать хо­зяину, что вы не способны больше выпить! Так делали раньше во время чаепития, и не везде, а только в российской «глубин­ке», в Сибири купцы в позапрошлом веке. Конечно, если вы это сделаете, то вызовете бурю смеха и веселья. Но это будет смех над клоуном, который старается быть «а ля рюсс». А вам это нужно?

Предположим, что вам предстоит участвовать в обеде, на котором вам придется выпить водки: все-таки водка — это на­циональный продукт, и угощающие вас будут правы, если на­стаивают, чтобы вы его попробовали и оценили. К счастью для вас, аперитивы у русских не приняты. Гости сразу садятся за стол, на котором по традиции все напитки выставлены одновременно. Француза поразит, что на столе представлена вся гамма напит­ков: водка (разных сортов), коньяк, сухие белые и красные вина, сладкие напитки «для дам» типа ликеров или порто, а также минеральная и фруктовая вода. Стол должен быть обилен, а для удобства представлено все, что есть в доме, чтобы лишний раз не бегать на кухню за новой бутылкой, беспокоя хозяйку дома. Ведь она и так немало потрудилась, готовя для вас ужин, уста­ла и теперь имеет право сидеть рядом с вами и наслаждаться общением, не пропуская ничего из вашего разговора и сама ак­тивно участвуя в нем. После всех трудов ей не захочется курси­ровать туда-сюда, как это обычно делает европейская хозяйка. Она как бы дает вам возможность справляться со своими про­блемами за столом самостоятельно. Нам представляется, что этот обычай — отражение бытового демократизма русских.

Итак, на столе большое количество самых разных бутылок. Если обед связан с каким-то торжеством, то первым делом от­крывают шампанское: оно у россиян очень популярно. Строгого ритуала — что пить и чем закусывать в русских традициях нет. Однако в начале обеда обычно подают острые и соленые закус­ки, которые, как показывает практика, лучше всего «идут» под водку. Хотя вы можете попросить себе и что-то другое.

Но лучше знать заранее: российский «бренди», который рус­ские по традиции называют благородным словом «коньяк», по вкусу довольно резкий, мало выдержанный, запивать им еду труднее, чем холодной водкой. К тому же в последние годы он импортируется из бывших советских южных республик, что не всегда гарантирует качество. Заботясь о своем здоровье, выбирая из двух напитков, остановитесь лучше на водке. А что касается вина, то большая часть его тоже импортируется из южных рес­публик, где секреты виноделия утрачены или в силу экономи­ческих причин остаются пока еще без должного внимания. Ис­ключение составляют молдавские вина, произведенные по фран­цузским лицензиям, что гарантирует если не тонкость и богатство букета, то хотя бы нормальное качество столового вина.

Манера есть и пить «по-русски» отличается от среднеевро­пейской. Прежде всего, здесь нет четкой смены блюд. Обычно закуски, салаты и проч., как и напитки, сразу выставляются на стол. Первая фаза застолья — до «горячего» (обычно это «фир­менное» блюдо, которым гордится хозяйка). После «горячего» следует чай или кофе одновременно с десертом: пироги, торт, пирожные, конфеты и т.д.


Стол с гостями не обходится без тостов. Эта традиция была заимствована из Грузии, которая вошла в состав Российской империи в 1801 г. Именно там искусство произнесения пышных, поэтических, полных философского смысла тостов достигло высокого расцвета и постепенно проникло в культурные тради­ции русского дворянства.

В советские времена эта традиция получила всеобщее распро­странение и уже не осознавалась как грузинская, а превратилась в стереотип поведения за русским столом: застолье с тостами из банального процесса поглощения еды как бы театрализуется, протекает по определенному сценарию.

Обычно в русском застолье есть ведущий (не обязательно хозяин), который знает всех, он друг дома, отличается наход­чивостью и остроумием. Таких людей называют грузинским словом «тамада». Он произносит тосты или дает для них слово гостям. Впрочем, четкого порядка здесь нет, каждый может поднять бокал с какими-то пожеланиями. Наливать себе самому и пить отдельно (как это делают европейцы) не принято, по крайней мере, на первом этапе застолья (тостов пять-десять). Затем каждый пьет «в своем темпе» и это уже не вызывает обиды у собрав­шихся. Закуски, салаты и другие блюда на столе (за исключе­нием «горячего») каждый за столом накладывает себе сам, как только хозяин или хозяйка приглашают налить рюмки «по пер­вой»...

Наверное, вначале хозяева предложат тост за гостей: «Давай­те выпьем за здоровье нашего гостя!»... Все после тоста чокаются между собой. Произносящий тост должен встать. Перед каждым тостом в рюмки наливается (доливается до края) вино. Иногда даже нечаянно переливают через край, и тогда все смеются: «Вот так сильно уважает!» В конце обеда или ужина принято произне­сти тост за здоровье хозяев — в благодарность за приглашение и обед, и за их гостеприимство, и за благополучие этого дома, обязательно — за кулинарное мастерство хозяйки и др. Все зави­сит от состава компании и атмосферы застолья.

Надо быть готовым к такому повороту событий, когда и вам, скорее всего, придется поднять тост. Он может быть коротким и произноситься на любом языке (если есть переводчик). Вы вы­зовете у русских восхищение, если сделаете попытку произнес­ти тост по-русски: «За здоровье (всех присутствующих)», «За нашу встречу», «За взаимопонимание», «За наше общее дело» и т.п. Рус­ские очень оценят тосты «За дружбу» или «За любовь». Застолье превращается как бы в словесный турнир, где участники состязаются в том, кто скажет лучше, остроумнее, точнее выразит общее настроение.

Предполагается, что люди, полностью согласные с мыслью оратора, пьют с ним в знак солидарности. И чем лучше тост, тем дружнее все будут пить «до дна». Именно эта сторона рус­ского застолья с ее атмосферой веселого общения более всего ценится самими русскими, подчас даже больше, чем любые ку­линарные ощущения и переживания. Ведь для них «Не дорог сам обед, а дорог привет». В принципе, ценность любого обеда для русских состоит в том, что наряду с утолением голода происхо­дит еще и общение в соответствии с народной поговоркой: «Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай!». Возможно, для постороннего наблюдателя вся эта сцена может выглядеть диковато: люди за столом слишком много говорят, много пьют, и что странно — как бы «по команде». Но если вы знаете русский язык, то эта сцена будет для вас освещаться иным смыслом. И если вы хоть раз почувствуете удовольствие от русского застолья, то потом для вас покажутся скучноватыми и пресными «европейские» чинные обеды, когда каждый пьет как бы в одиночестве, без высокого смысла, вне атмосферы братства и веселья, столь характерного для русского застолья.

Итак, если был произнесен тост, который вы эмоционально поддерживаете, согласны с ним и желаете это выразить, то и для вас в таком случае единственный способ выразить свою под­держку — выпить рюмку. Однако это совсем не значит, что рюмку вы обязаны разбить. Во-первых, в доме может быть ограничен­ное количество этих рюмок, и тогда хозяева совсем не будут вам благодарны за этот «жест». Во-вторых, рюмки бьют «на сча­стье» только на свадьбах или в некоторых других (редких) тор­жественных случаях. В-третьих, вообще необязательно пить до дна, даже если хозяева вас будут по традиции уговаривать и даже пойдут в ход уловки в виде вопроса «А ты меня уважаешь?». Все эти уловки — часть игры, когда иностранного гостя пробуют на «крепость»: выдержит ли он «русский марафон»?

И последнее. Водку русские действительно пьют «залпом», сразу и до дна. Но такой стереотип поведения идет скорее не от жадности, не от желания как можно поскорее напиться до поте­ри сознания. Нет, в такой манере пить водку они находят особое удовольствие. Чтобы убедиться в этом, потренируйтесь у себя дома. Приготовьте маленькую рюмку ледяной водки: для этого нужно некоторое время подержать бутылку в морозильной ка­мере, и тогда сама бутылка покроется инеем, а водка станет густой, как ликер и лишится своего резкого запаха. Выпейте «зал­пом» маленькую рюмку ледяной водки и сразу, не теряя ни се­кунды, закусите ее острой закуской или горячим блюдом. По­мимо приятных ощущений, вы убедитесь, что не сразу пьянее­те, а только становитесь все веселее. А вот если вы будете пить «на западный манер», т.е. по глоточку отпивать теплую водку, то у вас непременно останутся неприятные ощущения: быстрое опьянение, тяжелая голова и т.д. Кстати, ничего более отврати­тельного по вкусу, чем теплая водка, русский себе и предста­вить не может!

На этот счет даже существует анекдот: «Начальник хочет от­править своего работника в отпуск, но в самое неблагоприят­ное, зимнее время. Чтобы тот согласился, он задает ему вопро­сы: «Слушай, ты любишь потных женщин?» «Да нет! Что я с ума сошел?..» «А теплую водку?» «Фу, какая гадость!». «Вот и отлич­но! Пойдешь в отпуск в феврале!..»

Итак, будьте любопытными, внимательно наблюдайте, как русские ведут себя за столом, задавайте им вопросы. Как и французы, как и всякая другая нация, русские имеют свой неповторимый богатый опыт застолий. Доверьтесь ему. И при этом будьте осто­рожны, берегите здоровье!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.