Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважение к интеллекту и к умным людям






«Всяк своим умом живет» Русская народная поговорка

В настоящее время везде в мире наблюдается растущий инте­рес к интеллекту как важной позитивной ценности. И это есте­ственно: с умным человеком гораздо приятнее, проще и эффек­тивнее иметь дело, чем с дураком. Как говорят русские, «Умный научит, дурак наскучит».

Однако только в последнее время ученые начали задумываться над точным смыслом понятий «умный человек», «интеллектуал». Что необходимо, чтобы стать умным человеком: опыт, умение учиться, или умение считаться с другими людьми, или способ­ность адаптироваться в любой ситуации и найти выход из труд­ности? И совпадают ли параметры определения умного человека в разных странах?

В русском менталитете и даже в русском языке различаются и разграничиваются такие понятия, как интеллигентность и интеллект, которые, например, в английском передаются одним словом: intelligence. Для русских же слово «разум» обязательно включает морально-этическую оценку, а вот слово «интеллект» совпадает по значению с европейскими аналогами, т.е. включа­ет элемент рационализма. Причем сразу отметим, что для рус­ских бесспорную ценность представляет только первое понятие: «Ум без разума — беда». Что же имеют в виду люди в разных странах, когда произносят эти слова: «умный человек»? Оказы­вается, что совсем не одно и то же! 4

В Южной Африке, например, для того чтобы считаться ин­теллектуальным человеком, нужно быть готовым выполнять ра­боту для семьи, уважать старших — т.е. в понимании интеллек­та важны социальные моменты, а вот внимательность, быстро-i а обучения и наблюдательность оказываются при этом на втором плане,

Американцы оценивают интеллект человека совсем по другим факторам. Для них важно: 1) способность к практическому ре­шению проблем: человек «рассуждает логично», «видит все аспекты проблемы»; 2) вербальные способности: он «ясно и хорошо го­ворит», вообще «разговорчивый» и, наконец, 3) социальная компетентность: человек умеет «принимать других такими, ка­кие они есть», «интересуется окружающим».

 

У японцев совершенно иные представления об умном чело­веке. Там интеллектуальность, особенно женская, включает ха­рактер социального поведения. Чтобы тебя считали умным че­ловеком, необходимо: уметь встать на точку зрения другого человека, уметь сочувствовать, быть скромным и хорошим слу­шателем. Кроме того, важны такие характеристики, как «быть хорошим оратором», «быть общительным» и «рассказывать с юмором». И только на последнем месте такие показатели, как «умение не тратить времени впустую», «умение планировать вперед» и «быть оригинальным». То есть, как видим, структура японской интеллектуальности совершенно иная, чем, напри­мер, у американцев!

В работах финских ученых, исследующих интеллектуальность, выделяются такие факторы: 1) кооперативные социальные на­выки: он «считается с другими», «умеет выслушивать друго­го», «готов помочь»; 2) умение решать проблемы, легко пони­мать и легко обучаться новому; 3) динамизм в поведении че­ловека: «уметь защищать свое мнение», «быть настойчивым», «легко знакомиться»; 4) расчетливость, точность, умение пла­нировать, прежде чем действовать, добиваться целей в жизни и на работе и т.д. Как видим, «умный финн» совсем не похож на «умного японца»!

У русских при определении качеств интеллектуальной лич­ности имеют значение иные факторы. Главное качество умного человека в русском понимании — это социально-этический фактор: скромность, порядочность, доброжелательность, доброта, чес­тность и желание помогать другим (10, 5%). На втором месте — культура мышления: эрудиция, интеллектуальность, хорошее образование, любовь к чтению, гибкий и творческий ум (9, 1%). На третьем месте — умение организовать себя, т.е. не зависеть от эмоций, быть практичным, не повторять собственных оши­бок, находить выход в сложной ситуации, логичность и стрем­ление достичь поставленной цели. И лишь на четвертом месте (6, 8%) коммуникативные качества человека: умение нравить­ся, хорошо говорить, чувство юмора, умение быть общитель­ным и интересным собеседником. В самом конце упоминаются опыт, разносторонность, работоспособность, мудрость и критичность (5%) — т.е. то, что играет первостепенную роль, скажем, для англосаксов.

И если обобщить кросскультурный анализ американской, финской, африканской, японской и русской ментальности по этой проблеме, то выявляется поразительная вещь5. Общими для всех прототипов интеллектуального человека являются его социальные характеристики, поведение в обществе, правда, в одних культурах это имеет более важное значение, в других — менее. Почти все в одинаковой мере ценят умение решать про­блемы, не повторять своих ошибок, но вот для финнов более важна точность, систематичность, настойчивость и успешность в жизни и в работе, а для американцев — непредубежденность и точность.

В целом можно отметить значительное сходство в представле­ниях об умном человеке между американцами и финнами, для которых более важна способность к обучению, т.е. когнитивный фактор. А вот для японцев и русских на первое место выходит социальный фактор, способность адаптироваться к окружаю­щей жизни.

Можно предположить, что здесь мы сталкиваемся с разли­чием между западной и восточной ментальностью, а именно: рационалистических и индивидуалистических традиций западного общества и коллективистских традиций и «ненаучного» стиля мышления (с точки зрения западных стандартов) на Востоке. Не случайно русские не смешивают, а всячески разделяют та­кие понятия, как «интеллигент», «интеллигентность» и «ин­теллект», «интеллектуальность». Духовность, деликатность, общественная ответственность, высокие моральные качества со­ставляют характеристику «интеллигентного человека», кото­рый совсем не обязательно должен быть интеллектуалом, иметь диплом о высшем образовании и заниматься умственным тру­дом. Такие вещи очень трудно объяснить западному человеку. Для русских можно быть интеллектуалом, и вместе с тем быть черствым, грубым и невоспитанным, и даже глупым в житей­ском смысле, словом, не вызывать особого уважения. Для них быть интеллектуалом — не самое большое достоинство: «Не штука — наука, а штука — разум», — говорит народная муд­рость.

Следует, однако, обратить внимание еще на то, что в созна­нии русских до сих пор сохраняется «европейский аппетит» к духовной культуре, в России издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг. Иногда сравнение по этому признаку русских людей и иностранцев оказывается не в пользу последних. Общаясь с русскими людьми, желая произве­сти на них хорошее впечатление, имейте в виду этот специфи­чески русский, может быть, не всегда объективный, подход к оценке человека.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.