Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления коррекционной работы






Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, имеющими НИ, мы ориентировались на следующие направления работы:

Диагностическое:

Включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение каждого ребенка.

 

Медицинское изучение осуществляется врачами-специалистами.

Учитель-дефектолог тщательно изучает данные медицинского обследования, анализирует анамнестические сведения.

Основная функция дефектолога — произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности возраста (игра).

 

Применяя критерально-ориентированные методики, учитель-дефектолог определяет уровень психического развития ребенка, что является необходимым условием для разработки коррекционных программ и отбора содержания обучения.

 

Общая цель комплексного обследования состоит в выявлении причин и механизмов нарушений, степени их выраженности. Необходимо определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.

Первичное обследование ребенка проходит на ГПМПК.

Обследование речевого развития ребенка осуществляется логопедом совместно с дефектологом. По результатам обследования составляется заключение.

При поступлении ребенка в группу диагностическое обследование проводится на протяжении трех этапов:

 

Первый этап (сентябрь)

В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития каждого воспитанника (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков.

Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития.

 

Второй этап (январь)

Основная цель обследования детей на этом этапе — выявить особенности динамики развития.

На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и с группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

 

Третий этап (май)

Цель — определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу. Возможны следующие варианты:

· ребенок переводится в группу следующего года обучения;

· может быть рекомендовано повторное прохождение программы, т. е. ребенок остается на повторный год обучения;

· выпуск в школу, решение о типе школы, рекомендуемой каждому ребенку, принимается на ОПМПК.

Родители получают соответствующее заключение.

 

Коррекционно-развивающее:

Содержание данного направления позволяет решать в единстве коррекционно-развивающие задачи по всем направлениям развития ребенка.

Учитель-дефектолог проводит игры-занятия по:

- формированию представлений о себе и окружающем мире и развитию речи,

- обучению игре (сюжетно-отобразительной, театрализованной, сенсорным играм).

Игры-занятия проводятся по подгруппам (от 2 до 5 человек) в зависимости от особенностей психофизического развития детей и этапа обучения. Такие занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня.

Все игры-занятия подчинены одной лексической теме (комплексно-тематический подход).

Образовательный процесс строится на основе преемственности в работе учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя. Лексические темы, которые проходятся на занятиях по ознакомлению с окружающим, материал, с которым знакомятся дети на занятиях по ФЭМП, находят отражение в различных формах взаимодействия педагогов с детьми.

Закрепляются воспитателями и игровые навыки детей, полученные в процессе занятий сюжетно-ролевыми, отобразительными и театрализованными играми. Они включают элементы игр с образными игрушками в свои занятия, наполняя их, таким образом, единым содержанием, связывая ход игрового занятия тематически со знакомой детям игровой ситуацией или игрушкой.

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).

Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).

Индивидуальная работа учителя – дефектолога организуется в форме игр и игровых упражнений два раза в неделю. Первое занятие направлено на развитие познавательно речевого потенциала (понедельник – дети первой подгруппы, вторник - дети второй подгруппы), второе – на развитие сенсорного опыта (среда - дети первой подгруппы, четверг – дети второй подгруппы).

 

В процессе обучения детей с НИ используются следующие методы и приемы:

 

0 этап 1 этап
· совместные действия детей и взрослого; · действия по подражанию действиям учителя; · тактильное и зрительное обследование предмета; · приемы наложения. · действия по образцу, по словесной инструкции; · тактильное и зрительное обследование предмета; · приемы приложения, соотнесения; · показ по словесной инструкции педагога; · самостоятельное называние.  

 

 


Программно-методическое обеспечение программы по реализации образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Образовательная область (раздел программы) Автор, название, место издания, издательство, год издания уч. литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
Учебно-методические пособия Учебно-наглядные пособия Хрестоматии и словари Настольно-печатные игры Видео и аудио материалы
Образовательная программа Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «Союз», 2003.
Познание и Коммуникация Ознакомление с окружающим и развитие речи Ознакомление с окружающим и развитие речи Ознакомление с окружающим и развитие речи Ознакомление с окружающим и развитие речи Развитие элементарных математических представлений Развитие элементарных математических представлений Социализация Сюжетно-ролевая игра Театрализованная игра Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. – 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Мозаика – Синтез, 2005. Гербова В.В. Занятия по развитию речис детьми 2 – 4 лет. (мл. разновозрастная группа) Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: пособие для логопедов и воспитиателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О.С. Яцель – М.: издательство «Гном и Д», 2006. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. / Сост. Е.П. Климова – Волгоград: Учитель, 2005. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Министерство образования РСФСР, 1991. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического азвития: особенности речи, письма, чтения – М.: Школьная Пресса, 2004. Формирование устной речи у детей с тяжелой умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях: Программа. / Сост. Пенегина С.П., Плаксина Л.Н. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. - сост. С.В. Лесина – М.: Волгоград: Учитель, 2005. ТкаченкоТ.А.Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: издательство «Гном и Д», 2003 Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006 Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: Корона пинт, 2005. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР – М.: издательство «Гном и Д», 2003. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004. Развиваем мышление. Учебно-методическое пособие. / Протасова Ю.А. – Дмитров: ИД «Карапуз», 2004. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова – М.: АРКТИ, 2003. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 (6-7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика – Синтез, 2006   Баряева Л.Б. Фрмирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: издательство РГПУ им. А.И. Герцена; издательство «Союз», 2002. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений в 2-х кн./ А.В. Белошистая – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005 Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: книга для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001 Лебедева Л.Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа – М.: Школьная Пресса, 2002. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший ывозраст): практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. сост. Е.Н. Панова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004.   О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. - сост. С.В. Лесина – М.: Волгоград: Учитель, 2005.   Гнедова О.Л., Майданова Л.Е. Театрализщация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу Демонстрационный материал: Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР и ОНР) / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова – М.: АРКТИ, 2003. Развитие вербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал – М.: изд. «Книголюб», 2005. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: «Овощи», «Деревья и листья», «Животные и домашние питомцы». – М.: изд. Мозаика – Синтез, 2003. Дидактический материал. Окружающий мир: «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Бытовая техника», «Птицы», «Деревья и листья» - М.: изд. «Страна фантазий», 2006. Наглядно-дидактическое пособие «Мой дом» - М.: издательство Мозаика – Синтез, 2003. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья», «Звери средней полосы» - М.: изд. «Книголюб», 2000, 2003. Наглядно-дидактическое пособие. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. ПЛАКАТЫ: Лето, Весна, Зима, Осень. – М.: изд. «Карапуз», 2004 Мой дом – Ростов на Дону: Проф – Пресс, 2006. Семья, Фрукты, Ягоды. – М.: Линг, 2007. Овощи, Фрукты, Птичий двор. – М.: Карапуз, 2006. Иллюстрационные альбомы: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. / Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: издательство «Гном и Д», 2003. Ткаченко Т.А. Найди и обведи. Альбом по развитию внимания у детей с нарушением речи. – М.: издательство «Гном и Д», 2003. Рабочие тетради: Буйко В. Чудо – обучайка (речевая моторика, речевое дыхание, дикция) – Екатеринбург: изд. «Литур», 2005. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи (для дошкольного возраста 4 -5 лет). – М., издательство «Росмен – пресс», 2001. Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей. Часть 1 и 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. – Киров, 2007. Тетрадь с заданиями для развития детей. Окружающий мир: предметы 1 часть, Природа 2 часть. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. – Киров, 2007. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь – СПб.: «Детство – пресс», 2004. Нищева Н.В. Занимаемся вме. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб.: «Детство – пресс», 2004. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь часть 1. – СПб.: «Детство – пресс», 2004.     Раздаточный дидактический материал: Развитие вербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал. – М.: Книголюб, 2003. (раздаточные карточки) Окружающий мир. Дидактический материал по лексическим темам. – Екатеринбург: «Страпна фантазий», 2006 (разрезные картинки, развивающие задания)     Рабочие тетради: Колесникова Е.В. Форма и цвет: Рабочая тетрадь с линейками – трафаретами для детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 Тетрадь с заданиями для развития детей. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.. Математика для малышей. Ч. 1 и 2 - Киров: ОАО «Дом печати – Вятка», 2007 Математическая тетрадь для дошкольников: книга для воспитателей дет. сада и родителей/ Т.И. Ерофеева, л.н. Павлова, В.П. Новикова; - М.: Просвещение, 1992. «Чудо-обучайка» (Изучаем геометрические фигуры)/ Е. Бортникова – Екатеринбург, 2005. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. Рисунки – аппликации: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004. Тетради с заданиями для развития детей. Изучаем математику. Часть 1 и 2 – Киров: ОАО «Дом печати – Вятка», 2007. Раздаточный дидактический материал: Новикова В.П. Математика в детском саду. Раздаточный материал. – М.: Мозаика – Синтез, 2006 Раздаточный (счетный) материал «Игрушки». Раздаточный материал «Карточки для обучения счету» Веселый поезд. Обучающие корточки для детей от 2, 5 до 6 лет и взрослых. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У – Фактория»», 2002. Демонстрационный дидактический материал: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Демонстрационный материал. – Домодедово: издательство «Книголюб», 2002. Серия плакатов развивающего обучения «Азбучка» (геометрические фигуры, цифры), 2007.     Демонстрационный дидактический материал: Дидактический материал. Окружающий мир: «Бытовая техника» - М.: изд. «Страна фантазий», 2006. Наглядно-дидактическое пособие «Мой дом» - М.: издательство Мозаика – Синтез, 2003. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья» - М.: изд. «Книголюб», 2000, 2003. Наглядно-дидактическое пособие. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. ПЛАКАТЫ: «Мой дом» – Ростов на Дону: Проф – Пресс, 2006. «Семья». – М.: Линг, 2007. Серия картин по развитию речи./ В.В. Гербова – М.: Просвещение, 1991.   Рассказы в картинках: Наглядно- дидактическое пособие: Рассказы по картинкам «Колобок», «Теремок», «Репка» - М.: Мозаика – Синтез, 2003. Рабочие тетради: Дубровская Н.В. Игрушки из ладошки. Аппликации: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.   Справочники: Шалаева Г.А. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «ЭКСМО», 2005. Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя. – М.: «Махаон», 2006 Хрестоматии: Чудо – книга для малышей – Смоленск: Русич, 2004     Справочники: Шалаева Г.А. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «ЭКСМО», 2005.     Справочники: Шалаева Г.А. Большая книга знаний для самых маленьких. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «ЭКСМО», 2005. Хрестоматии: Чудо – книга для малышей – Смоленск: Русич, 2004 Литературно-художественное издание Русские волшебные сказки. – Франция: «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. Русские сказки про зверей. – М.: «Советская Россия», 1992.   Лото «Сравни и подбери» развивающая игра для детей 3-6 лет – Киров: Радуга, 2002. Настольная игра для дома и д/с «Зайчата в лесу» - Киров: Весна – Дизайн, 2004. Игра – лото «В саду, на поле, в огороде» - Киров: Весна – Дизайн, 2004. Игра – лото «Мир вокруг нас» - Киров: Весна- Дизайн, 2004. Игра – лото «Моя квартира» - Киров: Весна – Дизайн, 2004 Настольная развивающая игра «Кто – где?» - М.: «Издательство АСТ», 2003 Настольная развивающая игра «Чей малыш?», «Мой дом» - М.: «Издательство АСТ», 2003 «Овощи, фрукты» игра для детей 3-5 лет – М.: ООО «Дрофа – Медиа», 2006 Лото – ассоциации. – М.: ООО «Игрушечный Рай», 2004 Игра – лото «Большие и маленькие» - Киров: издательство «Весна – Дизайн», 2006   Игра – мозаика для детей старше 2 лет «Цвета»/ Степанов В.В.проект, методические разработки, составление, 2002. Книжка – лото «Счет, цвета, форма»/ издательство Стрекоза Пресс, 2006 Рамки и фкладыши монтесори. – СПб., 2006 «Часть и целое». Настольная развивающая игра. – М.: издательство АСТ, 2003. Настольная развивающая игра «Подбери по цвету и форме». – Киров: Весна – Дизайн», 2006. Мини – игра «Цифры». – М.: «Дрофа – Медиа», 2005.   Игра – лото «Моя квартира» - Киров: Весна – Дизайн, 2004     Аудио: Музыкальные композиции для детей: Весенняя капель Снежные тропинки Грустный дождик Счастливое лето – Детское музыкальной издательство «ТВИК», 2006 Волшебные голоса природы: Малыш на острове Малыш на лугу - М.: Мой кроха и Я, 2005 СD Звуки природы. – М.: ООО «Турбо Мьюзик», 2005 Видео: DVD Сборник сказок: Морозко, Варвара краса – длинная коса, Аленький цветочек, Огонь, вода и медные трубы – М.: «Позитив – Мультимедиа», 2004 Сборник фильмов: Илья Муромец, Василий Буслаев. Давай дружить. Мир животных   Видео: Сборник сказок: «Морозко», «Варвара краса – длинная коса», «Аленький цветочек», «Огонь, вода и медные трубы». – М.: «Позитив – Мультимедиа», 2004 Аудио: Набор пластинок с р.н. сказками. Любимые сказки для сладких снов.– М.: «Мост – 3»    






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.