Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конец истории Фукияма и столкновение цивилизаций Хангтигтона.






Однако некоторые авторы, как, например, американский политолог Ф, еще до окончательного разрушения СССР поспешил объявить в своей статье " Конец истории? " об очевидном триумфе Запада, западной идеи " в первую очередь, из-за полного крушения всех альтернатив западному либерализму".

Констатируя " смерть" марксизма-ленинизма, как " живой идеологии", имевшей ранее значение " для мира", Ф. в прошлом занимавший пост заместителя директора управления политического планирования госдепартамента США, так оценил ее значение: " Мы наблюдаем, по-видимому, не просто конец " холодной войны" или какого-то особого этапа послевоенной истории, а конец истории, как таковой: т.е. конечный пункт идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как конечной формы управления человеческим обществом". А для международных отношений " смерть" марксизма-ленинизма, заключал Ф" означает растущее уподобление международных отношений процессам, идущим в " Общем рынке", и снижение вероятности значительных конфликтов между государствами".Будущее покажет, насколько был прав американский пророк от либерализма, но пока что мало тому подтверждений: ушла в прошлое эпоха глобальной военно-политической конфронтации, но мир сотрясают межгосударственные и внутренние национально - этнические конфликты. Своеобразным ответом Ф прозвучала статья гарвардского профессора Х " Столкновение цивилизаций Статья Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов".Х подчеркивает, что на протяжении полутора веков от Вестфальского мира до французской Революции 1789 г. конфликты разворачивались между монархиями, после нее - между нациями. В результате мировой войны, большевистской революции и ответной реакции на нее " конфликт наций уступит место конфликту идеологий", в котором сторонами " были вначале коммунизм, нацизм и либеральная демократия". По его мысли, в " холодной войне" этот конфликт воплотился в борьбу США и СССР - двух сверхдержав, ни одна из которых не была нацией - государством в классическом европейском смысле".Все проистекавшие конфликты между монархиями, нациями-государствами и идеологиями, включая и две мировые войны, гарвардский профессор считает главным образом конфликтами западной цивилизации" Любопытно, что он относит к " внутризападным" конфликтам и холодную войну, подразумевая то, что советское государство было порождено идеологией западного происхождения. С окончанием " холодной войны", рассуждает С.Хантингтон, наступает не " конец истории", а конец западной фазы развития международной политики, когда в " центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями'', народы и правительства которых " уже не выступают как объекты истории – мишень западной колониальной политики, а наряду с Западом начинают сами двигать и творить историю''. В этом грядущем конфликте и завершается фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире, - заключает он.Главная " линия разлома" между цивилизациями пролегает в Европе между западным христианством, с одной стороны, православием и исламом - с другой. " События в Югославии показали, что это линия не только культурных различий, но временами и кровавых конфликтов", пишет он. В Евразии " линии разлома" пролегают на северных рубежах исламского мира между ним и православием, в Южной Азии между мусульманами и буддистами, между Китаем и США.Основным столкновением цивилизаций на глобальном уровне Х считает " конфликт между Западом и конфуцианско-исламскими государствами". ".Доказывая, что конфликты между странами разных цивилизаций станут " наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн", Хн считает, что следует провести четкое различие между краткосрочной выгодой для Запада и долгосрочным урегулированием.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.