Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Созерцание не есть навязывание идей






В буддистских центрах практики по всему миру учат во время созерцания четырех установлений повторять фразы типа " тело нечисто, чувства т это страдания, ум непостоянен, в дхармах нет " я". Автора этой книги, когда он был новичком, учили точно так же, и он воспринимал это как своего рода промывание мозгов.

 

Метод четырех установлений внимательности - глубокое со-зерпание, в духе " отсутствия желаний и чувства отвращения". Внимательность не цепляется, не изгоняет, не упрекает, не подавляет - и тогда истинная суть всех дхарм может проявиться в свете внимательного созерцания. То, что непостоянная, неличностная и нечистая природа веех дхарм становится причиной страданий, можно увидеть благодаря созерцанию дхарм, но не потому, что мы механически повторяем такие формулы, как приведенные выше. Когда мы смотрим вглубь и видим подлинную природу всех дхарм, они проявляют себя.

Когда мы механически твердим " тело нечисто", мы повторяем догму. Если мы созерцаем все физиологические явления и видим их нечистую природу — это не догма. Это наше существование. Если, во время внимательного созерцания, мы видим, что эти явления порой чисты, а порой нечисты, то.это - наш опыт. Если же мы посмотрим еще глубже и увидим, что явления ни чисты, ни нечисты, что они - за пределами представлений о чистом и нечистом, мы обнаружим то, чему учит сутра Сердце Праджняпарамиты. Эта сутра учит нас также сопротивляться всему догматическому. Мы не должны заставлять себя видеть тело нечистым, а чувства - причиняющими страдание. Хотя отчасти это может быть и так, просто повторяя эти фразы как догму, мы забиваем себе голову знанием. Когда же мы внимательно созерцаем, мы можем увидеть, что у нас много чувств, причиняющих страдание, но есть также и много радостных и спокойных чувств, и много нейтральных чувств. А если мы посмотрим еще глубже, мы увидим, что эти нейтральные чувства могут стать радостными чувствами, и что страдание и счастье взаимозависимы. Страдание есть, потому что есть счастье, а счастье есть, потому что есть страдание. Когда мы повторяем: " Ум непостоянен", - наше отношение все еще догматично. Если ум непостоянен, тогда непостоянно и тело, и чувства. Правда также и то, что " дхармы неличностны". Если дхармы пеличностны, то неличностны также и тело, и ум, и чувства.

Поэтому особое наставление Сутры о четырех основаниях внимательности заключается в том, чтобы созерцать все дхармы, но не иметь никаких предвзятых идей, а просто продолжать внимательное наблюдение без всякого толкования, никак не относясь к объекту, который вы созерцаете. Тогда, в свете внимательного созерцания, перед вами может предстать истинная природа объекта, и у вас может случиться чудесное озарение, вы увидите, что нет ни рождения, ни смерти, ни чистого, ни нечистого, ни роста, ни уменьшения; а есть взаимопроникновение и взаимозависимое бытие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.