Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи логики.






 

Предмет логики – человеческое мышление. Но в отличии от философии, ФВНД, психологии, логика рассматривает мышление как средство познания, а именно законы, формы, приемы мышления с помощью которых человек познает окружающий мир.

ЛОГИКА (от греческого «logos» - мысль, слово, разум, закономерность) – философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Современная логика включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. На их базе интенсивно развивается логика научного познания.

1. Роль мышления в познании.

Познание начинается с отражения окружающего мира орга­нами чувств, дающих непосредственное знание о действительно­сти. Этот вид познания является, не пассивным отражением действительности, а активной познаватель­ной деятельность человека, живым созерцанием.

Предмет в логике - это все, что можно мыслить: существующее в реальной действительности, воображаемые вещи, явления события, их свойства и отношения.

Чувственное познание (живое созерцание) протекает в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных, чувственно воспри­нимаемых свойств предметов материального мира (цвет, форма, запах, вкус…)

Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (зрительное восприятие растуще­го под окном цветка или лежащем на столе телефонном аппарате, восприятие мелодии, звучащей в наушниках). Восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Представление — это сохранившийся в сознании чувствен­ный образ предмета, который воспринимался раньше (представление о первой учительнице). Представление имеет­ся тогда, когда непосредственное воздействие предмета на органы чувств уже отсутствует.

Чувственное познание дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах.

Человек стремится к обобщению восприятий и представлений, к про­никновению в сущность вещей, а это невозможно без абстрактного мышления.

Основные особенности абстрактного мышления (логического познания):

1. Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. Мышление абстрагиру­ется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Видя многих животных, выделяя общие всем животным свойст­ва, мы обобщаем и создаем абстрактный образ животного.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дейст­вительности. Следователю не надо присутствовать при совершении преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

3. Неразрывная связь мышления с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель­ности. Создавая абстракции, человек преобразует в своем сознании предметы объективного мира, отражает их в виде идеальных образов, в формулах и схемах.

2. Понятие о формах и законах мышления.

Абстрактное мышление составляет следующую ступень познания действительности.

Основные формы абстрактного мышленияпонятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающие предметы в существенных признаках. Например, «закон» и «клевета» — понятия, отражающие различные предметы мысли, но эти различные явления мыслятся одинаковым способом — как опре­деленная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.

Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие о предмете (А) как некоторую совокупность его общих, существенных признаков (а, Ь, с и т. д.), определенным образом связанных друг с другом.

Таким образом, различные предметы отражаются в мышле­нии человека одинаковым способом — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

На­пример, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защи­ту. В суждении «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности» отношение между указанным лицом и освобождением от уголов­ной ответственности отрицается.

Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей этого содержания одинаков; эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрица­ния. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим формулу, общую для любого суждения данно­го типа: S— Р, где S и Р — понятия, входящие в суждения, а знак «—» — обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную).

Умозаключение – форма мышления, посредством которого из одно­го или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Смирнов — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Смирнов не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».

Подобным же способом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержа­ние.

Следовательно, мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Итак, логическая форма, или форма мышления, — это способ связи частей содержания мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

Мысль является истинной, если она соответствует действи­тельности. Истинность мыслей — необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Из этого следует, что мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию.

Однако истинность мысли — необходимое, но не единственное условие достижения истины в процессе рассуждения. Необходи­ма правильная связь мыслей, их правильное построение. Если не соблюдается это условие, то ложный вывод возможен и из истинных суждений.

Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обуслов­ливается законами мышления. Они предостерегают от ошибок в рассуждениях безотносительно к конкретному содержанию мыслей.

Следует различать формально-логические и диалектические законы мышления.

Законы, изучаемые формальной логикой (тождества, не­противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), выражая определенность, непротиворечивость, последователь­ность, обоснованность мышления, обусловливают правильность рассуждений. Нарушение требований, вытекающих из этих зако­нов, делает мышление путаным, бессвязным, противоречивым, ведет к логическим ошибкам.

3. Значение логики.

Наше мышление подчиняется логическим законам и протека­ет в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям.

Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает куль­туру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен.

Задача логики научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, Следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последо­вательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.

Лучшие русские юристы отличались не только глубоким зна­нием всех обстоятельств дела и яркостью судебных речей, но также строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов.

Знание логики помогает юристу подготовить логически строй­ную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опроверг­нуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судеб­ную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обос­нованно составить официальный документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе любого юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

4. Понятие о формализованном языке логики.

Рассмотрим кратко основные функции и состав языка, а также специфику языка логики.

Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирова­ния, хранения и передачи информации, а также средства общения между людьми.

Языки делятся на естественные и искусственные.

Естественные, или национальные, языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые сис­темы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они позволяют отвлекаться от конкретного содержания рассуждений и оперировать лишь символами.

Общепринятым в современной логике является так называе­мый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.

Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет семантическая (семантиказанимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объекта­ми) характе­ристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предметов; выражения, обозна­чающие свойства и отношения; предложения.

Имена предметов — это отдельные слова или словосочетания, обозначающие предметы. Среди имен могут быть материаль­ные (звезда, стул, ель) и идеальные (сознание, этика, альтруизм). По составу различают имена простые, которые не включают других имен («страна»), и сложные, включающие другие имена («спутник Земли»). Имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и выражается в языке именем собственным (Аристотель) или дается описательно («самая большая река в Европе»). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета, и выражается в языке нарицательным словом («закон») либо дается описательно («самая высокая гора на Земле»).

Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к кото­рым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом.

Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложениях они обычно выпол­няют роль сказуемого (например, «плыть», «отдать», «жить» и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, назы­ваются одноместными (например, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («Отец дарит книгу сыну»).

Предложения — это выражения, обозначающие высказы­вания о предметах, в которых утверждается или отрицается наличие определенных признаков — свойств или отношений — у предметов. Содержащиеся в предложениях высказыва­ния по своему логическому значению выражают истину либо ложь.

При построении языка логики предикатов требуется четкое описание его синтаксических (синтаксис - это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками) и семантических (Семантиказанимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объекта­ми) характеристик, ко­торые задаются: исходными символами, составляющими алфавит языка; определением допустимых в языке выражений; семанти­ческой интерпретацией.

Алфавит языка логики предикатов включает сле­дующие виды знаков (символов):

1) а, b, с,...— символы для единичных — собственных или описательных — имен предметов; их называют предметными постоянными или константами;

2) х, у, z,...-— символы общих имен предметов, принимаю­щие значения в той или другой области; их называют предметны­ми переменными;

3) Р¹, Q², Rⁿ...-символы для предикаторов, индексы над которыми выражают их мест­ность: 1 — одноместный; 2 — двухместный; п — местный. Их называют предикатными переменными;

4) р, q, г,...— символы для высказываний, которые назы­вают высказывательными или пропозициональными перемен­ными (от латинского propositio — высказывание);

5) , —символы для количественной характеристики высказываний; их называют кванторами. — квантор общно­сти, он символизирует общие высказывания, в которых употреб­ляются выражения: все, каждый, всякий, всегда и т. п. — квантор существования, он символизирует частные высказыва­ния, в которых употребляются выражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.;

6) логические союзы:

Λ — символ конъюнкции (соединительное «и»);

V — символ слабой дизъюнкции (разделительное «или»);

V — символ сильной дизъюнкции («либо, либо»);

→ — символ импликации (союз «если, то»);

↔ — символ эквивалентности (союз «тогда и только тогда, когда»);

Ø — символ отрицания («неверно, что»).

Технические знаки языка: (;) — левая и правая скобки.

Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает.

Второй этап построения языка логики предикатов - это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ.

Понятие ППФ вводится следующими определениями:

1. Всякая пропозициональная переменная (р, q, r,...) есть ППФ.

2. Всякая предикатная переменная, взятая с последователь­ностью предметных переменных или констант, число которых соответствует ее местности, является ППФ (А1 (х); А2 (х, у); А3 (х, у, z); Аⁿ (х, у, …, n), где А¹, А2, А3, Аⁿ - знаки мета­языка для предикаторов).

3. Для всякой формулы с предметными переменными, в которой любая из переменных связывается квантором, выраже­ния хА(х)1 и хА(х)2 также будут ППФ.

4. Если А и В — формулы (А и В — знаки метаязыка для выражения схем формул), то выражения А, В; А Λ В; А V В; А → В также являются формулами.

5. Любые иные выражения, помимо предусмотренных в
п. 1—4, не являются ППФ данного языка.

С помощью приведенного искусственного логического языка строится формализованная логическая система, называемая ис­числением предикатов.

 

Тема 2. Имена (Понятия).

 

1. Общая характеристика понятия.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или нем они друг от друга отличаются.

Любые черты, стороны, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распоз­нать среди других предметов, составляют его признаки. Призна­ками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматрива­ется как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника являются их признаками; признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственни­ка или собственник его неизвестен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются еди­ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, идентификационный номер в паспорте) принадлежат толь­ко данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков ло­гика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, называются СУЩЕСТВЕННЫМИ. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются НЕСУЩЕСТВЕННЫМИ.

Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в сущест­венных признаках, которые могут быть и общими, и единичными. В понятия, отражающие множество предметов, входят общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются вместе с тем существенными. Понятия, отражающие отдельные предметы мысли (например, «Аристотель») наряду с общими существен­ными признаками (человек, древнегреческий философ) включают единичные существенные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

В конкретных условиях, в зависимости от практического отношения к предмету существенный признак, с одной стороны, может рассматривать­ся как несущественный, с другой стороны, несущественный признак исследования предмета и проникновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. Вместе с тем Термин «существен­ный признак» нередко употребляется для обозначения признаков предме­та, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики.

Так, при квалификации конкретного преступного деяния существенными признаками могут оказаться возраст обвиняемого (например, лица, совершившие преступ­ление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений), его местопребывание в момент совершения преступления (если обвиняе­мый находился в данный момент в другом месте, то непосредственно участвовать в этом преступлении он не мог), его поведение (например, добровольный отказ от доведения преступления до конца) и т. д.

Вместе с тем можно выделить признаки, существенные для предмета безотносительно к тому, в какой связи берется предмет и с какой точки зрения он рассматривается. Назовем их ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВЕННЫМИ. К ним относятся, например, рассмотренные нами существенные признаки понятия «человек».

Следует отметить, что объективно существенные признаки не являют­ся неизменными. Всякий предмет претерпевает определенные изменения, в процессе которых несущественный признак может превратиться в существенный, и наоборот. Например, современная физика показала, что атом не является мельчайшей, неделимой частицей материи, изменив прежние представления о существенных свойст­вах атома.

2. Логические приемы образования понятий.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, нужно сравнить предметы друг с другом, установить то общее, что им присуще, отделить от индивидуального и т. д. Это дости­гается при помощи ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ: сравнения, анализа, син­теза, абстрагирования и обобщения.

1. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов действительности, называется СРАВНЕНИЕМ. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем у них некоторые общие признаки, присущие определенной группе предметов.

2. Мыслен­ное расчленение предмета на составные части называется АНАЛИ­ЗОМ. Выделив те или иные признаки, мы сможем изучить каждый из них в отдельности.

3. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом, называется СИНТЕЗОМ. Синтез является приемом, противоположным анализу. Вместе с тем оба приема предполагают и дополняют друг друга. Без анализа нет синтеза, без синтеза - анализа.

4. Мыслен­ное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков называется АБСТРАГИРОВАНИЕМ. Рассмотреть какой-либо признак абстрактно – значит отвлечься (абстраги­роваться) от других признаков.

5. ОБОБЩЕНИЕ - прием, с помощью которого отдельные предме­ты на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению сущест­венные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо дан­ное понятие.

Понятие неразрывно связано с языковой единицей - словом. Понятия выражаются и закрепляются в сло­вах и словосочетаниях, которые называют ИМЕНАМИ. Простые имена, например, «право», «закон», «небрежность», «соучастие»; сложные имена - «крайняя не­обходимость», «общественное самоуправле­ние», «бухгалтерский баланс»; описательные имена – «прибор, измеряющий силу тока», «искусственный водоем для разведения рыбы».

Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также нет тождества понятия и слова. Например, в любом языке существу­ют слова-синонимы и слова-омонимы.

Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилисти­ческой окраской. Например, «труд» и «работа»; «родина» и «оте­чество»; «договор» и «контракт» и многие другие.

Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, одинако­вые по форме, но выражающие различные понятия (например, ударник — часть затвора винтовки и ударник — передовой рабо­чий на производстве; кулак — кисть руки со сжатыми пальцами и кулак — богатый крестьянин-собственник, эксплуатирующий чужой труд).

Многие слова имеют несколько значений.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше­нию понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология - система терминов, употребляемых в данной области знания.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характери­зующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Например, в УПК Республики Беларусь разъясняются тер­мины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «кассаци­онная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.

Эти и подобные им разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

3. Содержание и объем понятия. Класс (множество).

Любое понятие имеет содержание и объем. СОДЕРЖАНИЕМ понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: обществен­но опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, назы­вается ОБЪЕМОМ понятия. Объем понятия «преступление» охваты­вает все виды преступлений, поскольку они имеют общие существен­ные признаки.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом; увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака — «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя специфические признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобные же отношения между объемом и содержанием имеют место в понятиях «преступление» и «экономическое преступление» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе ряда логических операций.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса».

КЛАССОМ, ИЛИ МНОЖЕСТВОМ, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таков, например, класс (множество) высших учебных заведений, студентов, юридических зако­нов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридическо­го закона. Множество может отражаться не в одном, а в нескольких понятиях. Например, множество студентов и множество спортсменов можно объединить в одно множество: студенты и спортсмены. Данное множество отражено в двух понятиях.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмноже­ство, представляющее собой определенную часть класса (множества). Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юриди­ческих вузов, класс преступлений — подкласс должностных преступле­ний.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмно­жеством) выражается при помощи знака «d»: AdВ. Это выражение читается следующим образом: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом класса В.

Классы (множества) состоят из элементов этого класса (множества). ЭЛЕМЕНТ КЛАССА — это предмет, входящий в данный класс. Так, элемента­ми множества высших учебных заведений будут Московский государ­ственный университет им. М. В. Ломоносова, Всесоюзный юридический заочный институт. Харьковский юридический институт и т. д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака «е»: АеВ (А является элементом класса В).

Если, например, А — юрист Иванов, а В — юристы, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется УНИВЕРСАЛЬНЫМ КЛАССОМ (например, класс планет Солнечной системы) Если класс состоит из одного-единственного элемента, то это будет ЕДИНИЧНЫЙ КЛАСС (например, Юпитер), наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется НУЛЕВЫМ (ПУСТЫМ) КЛАССОМ. Пустыми классами являются, например, баба-яга, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

***Проверочное задание:

1) Определите, какие из перечисленных ниже классов являются универсальными, единичными и нулевыми.

Океан. Естественный спутник Земли. Зевс. Космический грузовой корабль. Материя. Женщина-космонавт. Религия. Стоимость. Мнимое число. Мужество. Красота. Город-герой. Старик Хоттабыч. Истина. Лунный свет. Василиса Прекрасная.

2) Определите вид каждого имени (простое, сложное, описательное) приведенного выше.

3) Замените описательные имена на простые.

Прибор, измеряющий силу тока. Наука о законах и формах мышления. Искусственный водоем для разведения рыбы. Научное предположение. Равносторонний прямоугольник. Перечень блюд. Дорога с твердым покрытием.

4. Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрица­тельные, безотносительные и соотносительные.

а. Понятия делятся НА ЕДИНИЧНЫЕ И ОБЩИЕ в зависимости от того, мыслится ли в них один элемент или множество элемен­тов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется ЕДИНИЧНЫМ (например, «Москва», «Верховный Суд РБ», «первый космонавт»). Понятие, в котором мыслится множество элементов имеющих общие существен­ные признаки, называется ОБЩИМ - «столица», «суд», «космонавт»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. РЕГИСТРИРУЮЩИМИ называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистри­руется (во всяком случае, в принципе). Например, «делегат I съезда», «планеты Солнечной системы». Так, в понятии «делегат I съезда» — определенное число делегатов этого съезда. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу пред­метов, называется НЕРЕГИСТРИРУЮЩИМ. Так, в понятиях «чело­век», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элемен­тов (людей, следователей, указов) не поддается учету; в поня­тии «человек» мыслятся все люди, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать; в понятии «следова­тель» — все следователи прошлого, настоящего и будущего; понятие «указ» охватывает все указы. Нерегистрирующие поня­тия имеют бесконечный объем.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ И СОБИРАТЕЛЬНОМ смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является СОБИРАТЕЛЬНЫМ. Например, высказывая мысль «Студенты нашего института изучают логику», мы употребляем понятие «студенты нашего института» в разде­лительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту института. В высказывании «Студенты нашего института провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам нашего института в целом. Здесь понятие «студенты нашего института» употребляется в собира­тельном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприло­жимо.

В особую группу выделяются СОБИРАТЕЛЬНЫЕ понятия, в кото­рых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое, например «коллектив», «полк», «созвездие» Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единый предмет.

Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каж­дому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные при­знаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива: «коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк».

b. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что отражают понятия: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется КОНКРЕТНЫМ; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется АБСТРАКТНЫМ. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство», «происшест­вие», «обвинение» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «дееспособность», «ответственность» — абстракт­ными.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от самого предмета и отдельно от предмета не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования опреде­ленного признака предмета от самого предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают призна­ки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Это абстрактные понятия.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретны­ми, и абстрактными (например, понятие «преступление» — общее, конкретное; понятие «преступность» — общее, абстракт­ное). Как конкретным, так и абстрактным может быть и единич­ное понятие (например, понятие «Великая Октябрьская революция» — единичное, конкретное; понятие «смелость дружинника Смирнова» — единичное, абстракт­ное).

c. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зави­симости от того, составляют ли их содержание признаки, прису­щие предмету, или признаки, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют признаки, прису­щие предмету, называются положительными. Понятия, в содер­жании которых указывается на отсутствие у предмета определен­ных признаков, называются отрицательными. Так, понятия «гра­мотный», «порядок», «логичный», «верующий» являются поло­жительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «алогич­ный», «неверующий» - отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются слова­ми с отрицательными приставками «не» и «без»: «независи­мость», «небрежность», «беззаконие», «бездействие», «неповино­вение», «неисполнение приказа», «недонесение»; в словах иност­ранного, преимущественно греческого происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный», «аполитичный», «асимметрия»

d. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, сущест­вующие раздельно или в связи с другими предметами.

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ понятия отражают предметы, существую­щие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам. Таковы понятия «студент», «государство», «народный суд», «потерпевший», «место преступления» и др. В СООТНОСИ­ТЕЛЬНЫХ понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого. Например: «родители» и «дети», «на­чальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие», «базис» и «надстройка», «получение взятки» и «дача взятки». В этих поня­тиях отражены предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит дать ему логическую характеристику.

***Проверочное задание:

1) Дайте логическую характеристику следующих понятий.

Русалка. Космический грузовой корабль. Герой Социалистического Труда. Свобода. Пролетарская революция. Общественно-экономическая формация. Книга. Телевиденье. Метафора. Созвездие. Квант. Родник.

5. Отношения между понятиями.

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать СРАВНИМЫЕ И НЕСРАВНИМЫ ПОНЯТИЯ. СРАВНИМЫМИ называются понятия, имеющие некоторые об­щие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом. Например, «Европейские страны» и «Республика Болгария» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие любую европейскую страну, благодаря которым эти понятия можно сравнивать.

НЕСРАВНИМЫМИ называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно. На­пример: «квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «космическое пространство», «государство» и «симфоническая музыка». Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.

В логических отношениях могут находиться только сравни­мые понятия. Сравнимые понятия бывают СОВМЕСТИМЫМИ И НЕСОВМЕСТИМЫМИ,

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются СОВМЕСТИМЫМИ. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существует ТРИ ВИДА отношений совместимости: равнозначность, пересечение (перекрещивание) и подчинение (субординация).

1. В отношении РАВНОЗНАЧНОСТИ находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полно­стью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия «самый большой город Беларуси» и «столица Республики Беларусь». Эти понятия отражают один предмет мысли — город Минск, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них раскры­вает разные признаки города Минска.

Понятия, находящиеся в отношении равнозначности, назы­ваются равнозначными.

Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (в кругах Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка — предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Так, отношение между двумя равнозначными понятиями «Л.Н. Толстой» (А) и «автор романа «Война и Мир» (В) должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов (рис. 1).

 

 

2. В отношении ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого понятия. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «депутат» (В): некоторые юристы являются депутатами (как и некоторые депутаты - юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересе­кающихся

кругов (рис. 2).

 

 

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть кругов) мыслятся те юристы, которые являются депутатами, в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиеся депутатами, в несовместившейся части круга В — депутаты - не юристы.

Понятия, находящиеся в отношении пересечения, называются пересекающимися (перекрещивающимися).

3. В отношении ПОДЧИНЕНИЯ (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении находятся, например, понятия «наказа­ние» (А) и «общественное порицание» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме общественного порицания существуют и другие меры наказания — лишение свободы,, исправительные работы без лишения свободы и т. д. В то же время понятие «общественное порица­ние» полностью входит в объем понятия «наказание» (рис. 3).

Рис. 3

 

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия (А), называется ПОДЧИНЯЮЩИМ, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия (В), - ПОДЧИНЕННЫМ.

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «должностной подлог» будет видом по отноше­нию к понятию «должностное преступление». Однако понятия рода и вида в логике не имеют такого же безотносительного значения, как, например, в зоологии или ботанике. Понятие «должностное преступление» — это род по отношению к понятию «должностной подлог» и в то же время вид по отношению к понятию «преступление». Иначе говоря, всякое понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Отношение между тремя подчиненными

 

 

друг другу понятиями изображено на рис. 4; А- преступление; В – должностное преступление; С – должностной подлог.

Рис. 4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) — индивидом. В таком отношении будут находиться, например, понятия «адво­кат» и «Ф. Н. Плевако».

Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко использу­ются в логических операциях с понятиями — в обобщении, огра­ничении, определении и делении.

Следует отличать отношение рода и вида от отношения части и целого. Вид обладает всеми признаками рода, а часть не обладает признаками целого. Например, понятие «вольтметр» относится к понятию «прибор» как вид к роду, потому что вольтметр обладает всеми признаками прибора. Понятия же «месяц» и «год» соотносится как часть и целое, потому что месяц не обладает признаками года, не является его разновидностью.

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются НЕСОВМЕСТИМЫМИ (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существует ТРИ вида отношений несовместимости: соподчи­нение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность).

1. В отношении СОПОДЧИНЕНИЯ (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «юридический институт», «медицин­ский институт», «высшее учебное заведение»; «майор», «капитан», «офицер». Понятия, находящиеся в отношении соподчинения к общему для них понятию, называются соподчи­ненными.

В круговых схемах это отношение изображается следующим образом (рис. 5).

 

Рис. 5 А - офицер; В - майор; С - капитан

 

Каждое из соподчиненных понятий (В и С) находится в отношении подчинения к родовому понятию (А), т. е. понятия А и В, А и С находятся в отношении совместимости. Но по отношению друг к другу соподчиненные понятия В и С являются несовместимыми; они не имеют общих элементов, которые мыс­лятся в этих понятиях.

2. В отношении ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противоположных понятий состав­ляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчи­нены. Таковы, например, отношения между понятиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «революционер» и «контрреволюционер», «страна с холодным климатом» и «страна с жарким климатом», «обстоятельства дела, смягчающие ответ­ственность виновного» и «обстоятельства дела, отягчающие ответственность виновного» (рис. 6).

 

Рис. 6 А — обстоятельства дела, смягчающие ответственность виновного; В — обстоятельства дела, отягчающие ответственность виновного

Пунктиром изображено родовое понятие «обстоятельства дела».

Понятие В содержит в себе признаки, не только исключающие признаки понятия А, но и замещающие их другими, противопо­ложными признаками. Объемы понятий А и В не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «обстоятельства дела». Кроме обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответ­ственность виновного, существуют обстоятельства, которые суд не относит ни к тем, ни к другим.

3. В отношении ПРОТИВОРЕЧИЯ (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками. Понятия, находящиеся в отношении проти­воречия, называются противоречащими (контрадикторными).

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.

В отношении противоречия находятся положительное и отри­цательное понятия: «черный» и «нечерный», «успевающий» и «не­успевающий», «революционер» и «нереволюционер», «страна с холодным климатом» и «страна с нехолодным климатом», «обстоятельства дела, смягчающие ответственность виновного» и «обстоятельства дела, не смягчающие ответственность винов­ного».

Родовое понятие изображается пунктиром, так как оно не дано, но может быть образовано. Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицатель­ное понятие не-А исчерпывают весь объем родового понятия «обстоятельства дела»: любые


Рис. 7 А - обстоятельства дела, смягчающие ответственность виновного; не-А - обстоятельства, не смягчающие ответственность виновного.

обстоятельства являются смягчающими или не смягчающими ответственность виновного. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего, промежуточного понятия.

 

При изображении отношений более чем двух понятий сначало определяем отношение каждого с каждым, а затем вычерчивается общая схема, отображающая эти отношения.

***Проверочное задание:

1) Приведите примеры понятий, равнозначных названным ниже, не используя собственных имен.

Столица Республики Беларусь. Передовик производства. Материя. Высочайшая вершина Гималаев. Механическое движение. Плодородный слой земли. Равносторонний прямоугольник.

2) Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями в следующих парах.

Измерение, взвешивание. Моряк, офицер. Условный рефлекс, безусловный рефлекс. Мужество, храбрость. Драматургия, поэзия. Веселый, грустный. Полярная звезда, созвездие Малой Медведицы.

3) Изобразите круговыми схемами отношения между следующими понятиями.

Растение, животное, организм. Справедливая война, несправедливая война, Великая отечественная война. Студент-заочник, милиционер, токарь. Движение, Быстрое движение, вращение. Океан, море, суша. Славянин, белорус, минчанин.

4) Определите отношения между понятиями и изобразите их круговыми схемами.

Ученый, историк, доктор исторических наук. Понятие, общее понятие, конкретное понятие. Час, минута, секунда. Прямоугольник, ромб, квадрат. ВУЗ, институт, техникум. Часть основы слова, корень, суффикс, окончание. Число, числитель, знаменатель, дробь.

6. Логические операции с понятиями.

Обобщение и ограничение понятий.

Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Так, например, обобщая понятие «Министерство юстиции стран СНГ», мы переходим к поня­тию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили индивидуальные признаки понятия «Ми­нистерство юстиции стран СНГ».

Продолжая операцию обобщения, можно последовательно образовывать понятия «министерство», «орган государственного управления». Каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему.

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содер­жание исходного понятия, т. е. исключить видовые (или индиви­дуальные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Пределом обобщения являются понятия с предельно широким объемом - категории, например «материя», «сознание», «движение», «свой­ство», «отношение» и т. п. Категории не имеют родового понятия, поэтому обобщить их нельзя.

Ограничение понятий представляет собой операцию, проти­воположную операции обобщения. Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержа­нием к понятию с меньшим объемом, нос большим содержанием.

Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например, ограничивая понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокурату­ры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»).

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изме­няем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий час­то применяются в практике мышления: переходя от понятий одно­го объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным. Так, расследование преступления связано с установлением его признаков. Установив, например, что данное деяние является преступным, следователь обнаруживает у него признаки уголовного преступления. Дополнительное рас­следование вскрывает новые признаки, позволяющие квалифици­ровать это преступление по конкретной статье УК (например, обман потребителей). Операция ограничения понятия состоит, следовательно, в том, что мысль движется от понятия большего объема к понятию меньшего объема: («деяние» - «преступление» - «уголовное преступление» - «обман потребителей»).

Возможен и противоположный ход мысли. Устанавливая, например, что данное конкретное деяние является оскорбле­нием, мы относим его к преступлениям против достоинства лич­ности, осуществляя, таким образом, операцию обобщения по­нятия.

Операции обобщения и ограничения можно изобразить в круговых схемах, что позволит наглядно представить переход от одного понятия к другому. Приведенный пример ограничения понятия изображен на рис. 8.

Рис. 8 А - деяние; В - преступление; С - уголовное преступление; D - обман потребителей

***Проверочное задание:

1) Определите, правильно ли проведено ограничение понятий.

Республика – область - район. Город - город в СНГ - город в Республике Беларусь -город Минск. Сутки – день - утро. Машина – трактор – трактор «Беларусь». Офицер – майор – сержант.

2) Определите, правильно ли проведено обобщение понятий.

Секунда – минута - часть. Цех - завод - предприятие. Високосный год – год – столетие. Одиночный выстрел – выстрел – залп. «Космополитен» – журнал – периодическое издание.

Определение понятия.

В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употреб­ляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершенное преступление как спекуляцию, нужно знать содер­жание понятия «лжепредпринимательство» (государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, если деятельность такого индивидуального предпринимателя или юридического лица повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере). Если наказание за спекуляцию предусматривает конфискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъя­тие в собственность государства всего или части имущества осужденного, которое является его личной собственностью).

Содержание понятия представляет собой, как известно, сово­купность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия - значит указать его сущест­венные признаки.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом, сокращенно - Dfd); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим (дефиниенсом, сокращенно - Dfn).

Определения в зависимости от того, что определяется, делятся на номинальные и реальные.

Номинальным (определения имен) называет­ся определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значе­ние термина, его происхождение и т. п. Например: «Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавти­кой»; «Термин «валюта» употребляется в значении: 1) совокуп­ность наличных денежных знаков определенного государст­ва, 2) иностранные наличные деньги и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве»; «Термин «юридический» означает относя­щийся к правоведению, правовой».

Реальным (определения предметов) называется определение, раскрывающее сущест­венные признаки предмета. Например: «Правосудие — это дея­тельность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел»; «Улика — доказательство винов­ности обвиняемого в совершенном преступлении».

Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существен­ные признаки предмета. Иногда значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например, номинальное определение космонавтики может быть преобразовано в реальное: «Космонавтика — это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов». С другой стороны, реальное определение преобра­зуется в номинальное. Например, «Термином «улика» обозначается дока­зательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении».

Однако многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета и, следовательно, не раскрывают содер­жание понятия. Поэтому, строго говоря, номинальные определения определениями не являются.

По способу раскрытия признаков определяемого предмета различают явные и неявные определения.

К явным относятся определения, содержащие прямое указа­ние на присущие предмету существенные признаки. Они состоят из двух четко выраженных понятий: определяемого и определяю­щего. Неявными называются определения, в которых содержание определяемого понятия раскрывается в некотором контексте.

Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Логическая операция определения через род и видовое отличие включает в себя два последовательных этапа.

Первый этап — подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие. Родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того, оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, для понятия «логика» родовым понятием будет понятие «философская наука», для понятия «получение взятки» — «должностное преступление».

Но подвести определяемое понятие под родовое — это еще не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род.

Общий вид таких определений можно выразить формулой А=Вс, где А- определяемый предмет, В – ближайшее родовое понятие, с- видообразующий признак. Например: «Логика (А) – это наука (В), изучающая структуру мыслей и законы их построения (с)».

Таким образом, чтобы определить какое-либо понятие, необ­ходимо, во-первых, найти род (по преимуществу ближайший), т. е. произвести операцию обобщения, и, во-вторых, указать видовое отличие, т. е. признак, отличающий данное понятие от других понятий, входящих в тот же род.

Генетическим (от греческого слова «генезис» — происхожде­ние, источник) называется определение, указывающее на проис­хождение предмета, на способ его образования. Например: «Шар есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров».

Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук — математике, химии и др. Являясь разновидностью определения через род и видовое отли­чие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.

В процессе определения необходимо соблюдать следующие правила:

1. Определение должно быть соразмерным.

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия, т.е. Dfd и Dfn должны обозначать один и тот же предмет. Иначе гово­ря, эти понятия должны находиться в отношении тождества (А Вс). Например, определение «Рецидивист — лицо, совер­шившее преступление после осуждения за ранее совершенные преступления» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее преступление») шире объема определяемо­го понятия («рецидивист»).

Такое нарушение правила соразмерности называется ошиб­кой слишком широкого определения (А < Вс).

Ошибка будет иметь место и в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого понятия. Такая ошибка будет допущена, если, например, потерпевшего определить как лицо, которому преступлением причинен физиче­ский вред. В этом примере определяющее понятие не охватывает признаков потерпевшего, которому может быть причинен не только физический, но также моральный и имущественный вред. Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А > Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга.

Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе «порочный круг». Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось — как прямая, вокруг которой происходит вращение.

Разновидностью круга в определении является тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое (Dfd и Dfn выражены одинаковыми терминами). Например, идеалист — человек идеалисти­ческих убеждений; свидетель — лицо, дающее свидетельские показания; неосторожное преступление — это преступление, совершенное по неосторожности. Такие ошибочные определе­ния называют «то же через то же самое».

Подобные определения не раскрывают содержание понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

3. Определение должно быть четким, ясным, не содержащим двусмысленности.

Из этого правила вытекают следующие требования:

- в научных определениях не должны применяться художественно-образные средства – метафоры, стравнения…;

- научные определения должны формулироваться в однозначно определенных терминах;

- нельзя определять неизвестное через неизвестное.

4. Определение по возможности не должно быть отрицательным.

Видовое отличие должно указывать признак, принадлежащий предмету, а не отсутствующий у него. Правда, это правило имеет исключения. Существуют определения, видовым отличием кото­рых является отрицательный признак. Таковы, например, опреде­ления отрицательных понятий: безбожник — это человек, не признающий существования бога; бесхозное имущество—иму­щество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен; неповиновение — воинское преступление, состоящее в умышленном неисполнении приказа начальника. Отрицатель­ные определения широко применяются в математике, причем не только для отрицательных понятий. А это значит, что данное требование не является строгим логическим правилом, обяза­тельным при определении любого понятия.

Неявные определения. Приемы, заменяющие определение. При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определе­ниям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится определение через указа­ние на отношение предмета к своей противоположности. Этот прием широко используется при определении философских кате­горий. Например, «Свобода есть познанная необходимость». «Форма — способ существования и выражения содержания» и т. п.

К приемам, заменяющим явные определения, относятся описание, характеристика, сравнение, определение через пример…

Задача описания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета (события, места, где оно произошло, лица и т. д.), причем перечисляются, как правило, внешние признаки.

Характеристика состоит в указании отличительных, характер­ных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.).

Приемом, заменяющим определение, является также сравне­ние, при помощи которого один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

Имеются такие способы неявных определений, как контекстуальные, операциональные, определение через указание на отношение предмета к своей противоположности…

Значение определений. Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Они в сжатом виде выражают знание о предмете, являясь существенным момен­том в познании действительности. В любой науке всем ос­новным понятиям даются точные определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет важное практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий «умысел», «соучастие», «ви­на», «неосторожность», «необходимая оборона» и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к не­правильному пониманию отраженных в них явлений, а, следова­тельно, к ошибкам суда и следствия.

Однако содержащееся в определении знание именно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.