Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика наркомании






Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании.

Проблема наркомании среди подростков одна из острейших и требует специального изучения и решения. Сегодня стратегическое направление в области профилактики наркотической зависимости регламентируется и обеспечивается рядом нормативно- правовых документов: ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации и другие.

Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы». Нужно говорить о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.

Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, можно разделить на личностные, семейные, социальные.

Личностные факторы включают: ·успешность в реализации своих стремлений; осознание жизненной перспективы; отношение к возможности употребления наркотиков; отношение к насилию; уровень эмоциональной зрелости; сформированность системы ценностей и привязанностей; наличие кризисных ситуаций; уровень притязаний и самооценка; наличие непреложных авторитетов.

К семейным факторам относят: систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье; уровень конфликтности в семье; семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ; систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи; родительские ожидания; компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка; генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ.

Третья группа факторов наркотизации детей и подростков– социальные факторы – весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.

Так, к общесоциальным факторам причисляют: нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков; общественные традиции, доступность наркотиков; неблагоприятный социально-экономический климат; позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании; законодательство в области молодежной политики; организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.

Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются: отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков; уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы; роль подростка в группе сверстников; широта круга общения; отношение подростковой группы к взрослым; ценностные ориентиры подростковой группы.

Важно знание так называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят: успеваемость подростков, их желание учиться; регулярное посещение школы; частая смена школы; участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания; отношения подростков с учителями (уровень доверия); социально-психологический климат; участие педагогов в профилактике наркомании; связь между семьей и школой; участие подростков в школьном самоуправлении.

Подросток, начинающий употреблять наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение созависимости в семье.

Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании. Профилактическая деятельность образовательного учреждения регламентируется:

– Законом Российской Федерации " Об образовании", устанавливающим ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

– Федеральным законом " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);

– Письмом Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).

Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков. Это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и потреблению наркотических и других психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекции, гепатита, заболеваний распространяемых половым путем и т. д.)

ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди. Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.

Для профилактики наркомании в образовательной среде используются разнообразные формы и методы.

Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах.

Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.

Группы поддержки, или группы созависимых, – традиционная и эффективная форма работы по третичной и отчасти вторичной профилактике наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

Контрольные вопросы:

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях

Социально-педагогическая профилактика детских краж.

Молодежные субкультур

Противодействие криминальной молодежной субкультуре.

Профилактика наркоманий в ОУ.

 

 

Занятие 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.