Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательская деятельность в малом бизнесе






 

В Республике Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[1] В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве» предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).[2] Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к малым предприятиям относятся юридические лица со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные. Следует отметить, что основная доля туристских предприятий Республики Беларусь относиться к малому бизнесу.

Количество малых предприятий в экономике страны неуклонно растет. Так, в период с 1996 по 2006 год среднегодовые темпы прироста количества субъектов малого предпринимательства составили более 5%. Их число в 2005 году составило 33094, в 2006 году – 37660, в 2007 году – 51240, в 2008 году – 67991, а на 1 марта 2010 года число субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) составило 80165.[3] Малые предприятия создаются в сложных условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, неопределенность будущего и высокую степень риска. Основными факторами, обусловливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются следующие: процесс либерализации экономики; наличие правовых гарантий субъектов предпринимательства; поддержка предпринимательства со стороны государства; процесс разгосударствления и приватизации; устойчивое социально-политическое положение государства; ускоренное развитие рыночной инфраструктуры и т. д. Из перечисленных наиболее важными для человека, решившего открыть свой бизнес, являются - государственная поддержка предпринимателей и наличие правовых гарантий предпринимателя. Так, в соответствие с Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь»[4] каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:

- заниматься любой хозяйственной деятельностью и создавать любые предприятия, не запрещенные законодательством Республики Беларусь;

- привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

- самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);

- открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

- получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;

- пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

- приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Права предпринимателей неразрывно связаны с их обязанностями перед обществом и государством, а также перед наемными работниками и экономическими партнерами – это обязанности:

- выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);

- заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях – коллективные договоры в соответствии с законодательством;

- предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

- уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование;

- осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии;

- производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

- соблюдать права и законные интересы потребителей;

- получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию;

- выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством.

Однако открыть свое собственное дело и превратить его в процветающее не так-то просто. Ведь предприниматель – это творческий человек, который идет на осознанный риск, чтобы производить необходимые обществу товары и услуги, используя материальные ценности и финансовые ресурсы. Данный вид деятельности предполагает наличие определенных качеств и свойств личности таких, как умение рисковать, инициативность, компетентность, расчетливость, коммуникабельность, трудолюбие, эрудированность. Не все, желающие стать предпринимателями, обладают этими качествами, но многие из этих качеств можно приобрести при практическом овладении основами бизнеса.

Считается, что ведущим побудительным мотивом для предпринимателей служит получение прибыли. Однако данный мотив как бы заранее обусловлен, т.к. без получения прибыли предприниматель не сможет продолжить начатое дело и предприятие не сможет развиваться. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека получить экономическую независимость; упрочить свое материальное и социальное положение в обществе; получить возможность для самораскрытия и самореализации.

Несмотря на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет важную роль в переходной экономике страны. В развитых странах, таких как Германия, Италия, США, Япония и других, доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет около 50%. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы поставлена задача довести к концу 2010 года до 30 % долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг. При этом общее число занятых в данном секторе экономики, включая численность индивидуальных предпринимателей, должно достичь 23-25 процентов от общей численности экономически активного населения.[5] Для достижения поставленных целей принят ряд законодательных актов, способствующих улучшению условий для ведения бизнеса в стране, в частности:

§ значительно расширен круг пользователей упрощенной системой налогообложения;

§ введены существенные налоговые и таможенные льготы для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производственную деятельность в сельских населенных пунктах;

§ предусмотрена безвозмездная передача негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям неиспользуемого государственного имущества для реализации инвестиционных проектов.

По данным исследования Всемирного банка Беларусь поднялась на 58 место в 2009 году со 115 места в 2007 году в рейтинге стран по уровню благоприятности условий для предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на значительный количественный рост малых предприятий, какого-либо ощутимого повышения их роли в экономике страны пока не наблюдается. На малые предприятия по-прежнему приходится около 9% ВВП и 13-14% списочной численности работников. Доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал – около 13%. Это говорит о том, что каких-либо структурных изменений в данном секторе экономики, свидетельствующих, не только о количественном росте, но и о развитии, переходе на новый качественный уровень, пока не происходит. Поэтому современный приоритет развития предпринимательства в нашей стране – не просто рост количества субъектов частного сектора, а его качественная эволюция: повышение технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов, усиление их инвестиционных и производственных возможностей и на этой основе повышение их вклада в социально-экономическое развитие страны и регионов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.