Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рычажная лебедка






К важнейшим предметам палубного оборудования морской крейсерской яхты принадлежит также небольшая рычажная лебедка, которая не только позволяет освободить якорь от грунта, но и может использоваться для килевания яхты при очистке днища, для подъема и складывания мачты с помощью распорки, для снятия с грунта и для других важнейших палубных работ. Ручные лебедки с жестко закрепленным и вставным рычагом бывают различных видов, но принцип их действия по существу у всех одинаков, так что по своей конструкции они мало отличаются друг от друга (рис. 262).

Рис. 262. Рычажная лебедка (брашпиль) с вставным рычагом и двумя съемными барабанами для цепи и троса

В вырез пластины, связанной через палубу болтами с поперечным набором, вставлено основание лебедки, состоящее из двух частей, соединенных внизу. Преимущество этого способа крепления состоит в том, что лебедка может сниматься с палубы и убираться. Вообще же лебедку следует устанавливать на длительное время, и поэтому основание лебедки жестко привинчивается к нижней пластине. В этом случае рычаг вставляется в специальное гнездо, так что самая громоздкая часть лебедки после применения может сниматься. С помощью укрепленной на рычаге собачки он вращает храповое колесо, расположенное между боковыми щеками основания; колесо связано общей осью с барабаном для намотки троса. Одновременно с цепным барабаном на одной стороне оси лебедки на другой ее конец можно поставить барабан для намотки троса. Поэтому в зависимости от рода снасти такую лебедку можно использовать для намотки цепи и троса. С нижней пластиной или основанием лебедки связан стопор, который удерживает храповое колесо в одном положении, когда собачка с помощью рычага переходит на новый зубец. Тяговое усилие рычажной лебедки (которую можно изготовить в кустарной мастерской или самим) зависит от силы, вращающей рычаг. В зависимости от диаметра цепного барабана и длины рычага мускульную силу можно увеличить в 5— 10 раз. Чем больше диаметр тросового или цепного барабана и чем короче плечо рычага, тем меньше выигрыш в силе. Чем меньше диаметр барабана и чем длиннее рычаг, тем больше тяговое усилие лебедки.

 

 

БИТЕНГ

При швартовке морской крейсерской яхты к пирсу применяют достаточно большие и прочные битенги, устанавливаемые не только на баке, но и на корме. Наиболее важным из них является битенг на баке, так как он должен выдерживать исключительно большие нагрузки при стоянке на якоре, снятии яхты с мели или при буксировке. Поэтому здесь рекомендуется ставить двойной битенг. За такой битенг можно закладывать большое количество каната, а большая тяга выгодно распределяется на две точки крепления. Оба конца двойного битенга — верхний и нижний — прочно крепятся болтами к килю и бимсам палубы, которые не только усилены дополнительной кницей в горизонтальной плоскости от действия тяги, направленной в большинстве случаев вперед, но и связаны со шпангоутами и килем через особые поперечные связи, чтобы выдержать сильнейшие рывки назад при волнении. Никто не может заранее сказать, в каком положении окажется яхта. Успешное снятие яхты с мели или после того, как ее выбросит на берег, а также взятие яхты на буксир во время аварии решающим образом зависит от того, за какое место можно закрепить трос с достаточной надежностью при сильной и длительной нагрузке.

На корме достаточно закрепить по одному битенгу на каждой стороне или двойной битенг посредине, так как здесь закладывается только кормовой фалинь и кормовая оттяжка. Утки из-за диаметра швартовых канатов мало применимы даже на небольших морских крейсерах. Так как нагрузка швартового троса при закладывании обычно не очень велика, то швартовую оковку крепят небольшим количеством болтов за подушку, проходящую под палубой через несколько бимсов и равномерно распределяющую усилие на значительную часть палубы.

 

Глава 3. ЯКОРЯ И ЯКОРНЫЕ УСТРОЙСТВА

Первыми якорями, применявшимися мореплавателями в доисторические времена, были тяжелые камни, привязанные к тросам из растительных волокон. Только вес камня определял удерживающую силу такого якоря. Постепенно, с ростом знаний и приобретением опыта, якорь стал повышать свою удерживающую способность за счет особой формы, позволявшей ему врезаться в грунт, и в меньшей степени за счет увеличения веса (рис. 263). Так наметился дальнейший путь развития от отягощенного камнем растительного каната до современного якоря Данфорта из легкого металла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.