Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления работы с подростками.






1.Информационное направление.

Подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о вреде алкоголизма. Вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

2.Пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность. [9]

3.Личностное ориентирование.

Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения. [10]

Программы профилактической работы.

Программы предусматривают развития ресурсов личности подростков и социальной среды и предполагают внедрения целого ряда профилактических задач для подростков, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики алкоголизма.

Для подростков.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению алкоголя.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления алкогольной продукции.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствую­щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивного поведения:

—Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз­можностям и недостаткам);

— собственной системы ценностей, целей и установок, спо­собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по­
ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

— умения общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

—потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

4.Развитие навыков поведения, ведущего к здоровому образу жизни и досугу и препятствующего злоупотреблению алкоголем:

— принятия решения и преодоления жизненных проблем;

— восприятия, использования и оказания психологической и
социальной поддержки;

— оценки социальной ситуации и принятия ответственности за
собственное поведение в ней;

—отстаивания своих границ и защиты своего персонального
пространства;

— избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя;

— бесконфликтного и эффективного общения.

Для родителей.

1.Обеспечение знаниями психологических особенностей подростка; особенностей семейных взаимоотношений, семейных стрессов и поведения, направленного на их преодоление.

2.Помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

3. Определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой).

4. Выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи.

5. Выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

Профилактика в семье.

Базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. [11] В рамках семейной профилактики используются различные программы первичной и вторичной профилактики.

Направления семейной профилактики.

1- анализ внутрисемейных отношений; изменение деструктивного поведения на конструктивное;

2- проведение профилактических тренингов (для родителей и всех членов семьи);

3- индивидуальная работа с родителями;

4- организация «родительских экспертных советов», в задачи которых входит экспертиза профилактических программ, проводимых с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности; определение замечаний; разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.

Задачи семейной профилактики.

— осознание и понимание смысла детско-родительских отношений;

— осознание ролевых позиция (Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживаюших отношений;

— работа с самоидентификацией и Я-концепцией родителей;

— разрешение личностных проблем, берущих начало из детства

и семейных стереотипов родителей;

— осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе;

— развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений;

— развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Социальная профилактика подросткового алкоголизма является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.

Первичная профилактика является массовой, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Все мероприятия по предупреждению подросткового алкоголизма подразделены три компонента (образовательный, психологический и социальный), а также задачи (информирование, формирование мотивации, развитие факторов и навыков разрешение проблем).

Основой первичной профилактики подростковой алкоголизации является формирование здорового образа жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.