Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Цель и задачи воспитательной работы на летний период






П Р О Г Р А М М А

Д Е Т С К О Г О О Т Д Ы Х А

«П А Р У С А Д Р У Ж Б Ы»

Год

 

Цель и задачи воспитательной работы на летний период

Цель - создание педагогической воспитательной среды, способствующей оздоровлению, физическому, психическому, интеллектуальному нравственному развитию детей и подростков.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1) укрепление здоровья и развитие навыков здорового образа жизни,
использование особого режима отдыха в экологически благоприятной
среде г. Анапы;

2) приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в
лагере отношений сотрудничества;

3) выявление и развитие творческого потенциала всех субъектов
реализации комплексной педагогической программы, включение их в
развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

4) организация разнообразной общественно значимой досуговой
деятельности детей и подростков, работа кружков и клубов по
интересам, помощь детям и подросткам в самоопределении, развитии,
общественной активности;

5) развитие культуры межличностного и межгруппового общения,
формирование ценностного отношения к себе, к людям, к природе;

6) повышение уровня познавательной заинтересованности и
возможностей каждого ребёнка.

Логика реализации организационной модели лагерной смены.

3-5 дней 12-14 дней 3-4 дня
1 этап - организационный 2 этап – основной 3 этап - заключительный
  • пед. диагностика;
  • адаптация;
  • демонстрация имеющегося опыта;
  • согласование желаемого с реальными условиями;
  • осуществление выбора;
  • практическое творчество;
  • общение
  • самореализация;
  • самодемонстрация;
  • практическое
творчество;
  • аналитическая
деятельность;
  • оздоровление;
  • совместная
деятельность;
  • дополнительное
образование;
  • деятельностное
общение.  
  • практическое творчество;
  • обобщение и демонстрация реализации приобретённого опыта;
  • аналитическая деятельность.

 

«Большому кораблю -
большое плавание»


Пояснительная записка

 


Реализация программы «Паруса дружбы» происходит во время школьных летних
каникул. Каникулы - не только время летнего отдыха, но одновременно и период
значительного расширения практического опыта ребенка, подростка, юноши,
творческого освоения новой информации, оздоровления, формирования новых
умений и способностей.

Каникулы - это особое ценностное и деятельностное образовательное
пространство, принципиально важное для развития и саморазвития детей.
Основная особенность и отличие активного отдыха в период каникул от
образовательных процессов в рамках школы связаны с неформальным характером
организации самодеятельности детей на основе их самоопределения и
самореализации. Данная программа по своей направленности является
комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет
различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и развития детей в
специфических условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа краткосрочная, она реализуется в течение
одной лагерной смены. Законодательной базой для разработки данной программы
послужили следующие нормативно-правовые документы:

- Конвенция ОООН о правах ребенка;

 

- Конституция РФ;

 

- Закон РФ об образовании;

 

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 № 24-ФЗ;

 

Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и
оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"
СанПиН 2.4.4.1204-03 от 16.03.2003 г.

 

-Положение «Об ОГТИ (филиале) ГОУ ОГУ» от 02.09.2004 г.


-Правила внутреннего распорядка ОГТИ (филиала) ГОУ ОГУ от 28.08.2002г.

-Положение о студенческом педагогическом отряде «Факультет» от 17.04.2006 г.


Информационная карта
комплексной программы «Паруса дружбы»


Полное название программы: Комплексная творческая программа «Паруса дружбы»
Программа создана с учетом следующих принципов:

- принципа природосообразности, который требует, чтобы содержание,
методы и формы деятельности в оздоровительном лагере соответствовали
половозрастной дифференциации, а также были направлены на воспитание
этических установок по отношению к природе;

- принципа гуманизации, предполагающего личностно-ориентированный
подход в процессе воспитания, становление духовно-нравственных
ценностей личности и коллектива;

- принципа демократизации, означающего равноправное и добровольное
участие всех субъектов реализации программы (детей и взрослых) во всех
направлениях деятельности оздоровительного лагеря.

Цель программы: создание педагогической воспитательной среды, способствующей
оздоровлению, физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному
развитию детей, подростков и молодежи.

Задачи программы:
- приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере
отношений сотрудничества;
- выявление и развитие творческого потенциала всех субъектов реализации
программы, включение их в развивающую коллективную и индивидуальную
деятельность;
- организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности
детей, подростков и юношества;
- развитие различных форм общения в разновозрастных группах;
- укрепление здоровья и развитие навыков здорового образа жизни.
Направленность программы:
1. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.
2. Сочетает в себе оздоровительные, спортивные, развивающие и
развлекательные мероприятия.
3. Программа направлена на достижение следующих результатов:
- формирование воспитывающей среды в лагере;
- самоутверждение и самореализация ребенка через широкий выбор разнообразных
видов деятельности;
- приобретение навыков общения (построения отношений со сверстниками и
взрослыми) в процессе коллективной творческой деятельности;
- получение новых дополнительных знаний через развивающую деятельность.
4. Обеспечивает полную включенность ребенка в деятельность в течение
всего дня.
Адресат проектной деятельности: участниками программы являются дети
и подростки 7-16 лет различных социальных слоев из разных городов России,
участвующие в программе отдельными отрядами.
Краткое содержание программы:
Содержание программы реализуется через детское самоуправление, игровую
модель «Экономическая игра», спортивно-оздоровительную работу,
коллективно-творческие дела.

Основной орган детского самоуправления лагеря — «Совет капитанов»,
возглавляемый командиром дружины - «адмиралом». В лагере имеется
«Информационный штурвал», разделенный на сектора, каждый из которых имеет
свое название и функции. Отряды носят названия кораблей, которые в течение
дня находятся в «плавании» в соответствии с полученным маршрутом, попадая в
различные «страны» и выполняя задания, набирают определенное количество
баллов. Для проведения общего вечернего мероприятия «корабли» прибывают в
«Портовый город», где «экипажи кораблей» участвуют в различных видах
коллективной досуговой деятельности, также набирая за это баллы. В конце дня
подводятся итого работы «экипажей», которые сообщаются на общем вечернем
мероприятии или на утренней линейке следующего дня.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками в условиях летнего
отдыха осуществляется в ходе посещения секций баскетбола, волейбола,
футбола, большого тенниса, кружка аэробики, а так же ежедневной утренней
гимнастики и морских процедур.

Основные формы реализации программы:

- «Огонек знакомств»;

- работа органов детского самоуправления;

- «Экономическая игра»;

- «Экологический серпантин»;

- тематические дни;

- кружки, секции, клубы;

- коллективные творческие дела;

-конкурсные программы: «Супер вожатый», «Мисс морская звезда»,
Стартинейджер»;

- конкурс рисунков «Моя Отчизна»;

- творческие конкурсы: «Замки из песка», «Сказочный герой из песка»;

- «Малые Олимпийские игры»;

- ярмарка «Портовый город».


Этапы реализации программы.


1.Организационный этап смены. Этот этап делится на 3-4 дня. Это первый
этап формирования временных детских коллективов «экипажей кораблей».

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей;

- запуск игровой модели смены;

- старт экономической игры;

- формирование органов самоуправления;

- знакомство с законами и правилами жизнедеятельности лагеря;

- планирование работы отрядов, малых групп, кружков, клубов.

2. Основной этап смены – наиболее длительный и важный этап формирования
временных детских коллективов.

Виды деятельности основного этапа:

- работа органов детского самоуправления;

- реализация игровой модели смены;

- вовлечение детей, подростков и молодежи в различные виды коллективно-
творческих дел и реализацию проектов;

- самореализация всех субъектов реализации программы в различных видах
коллективно-творческой деятельности.

- работа кружков, секций, клубов по интересам;

- проведение экономической игры;

- тематические дни;

- конкурсные программы.

3. Заключительный этап программы длится последние 3-4 дня смены.
Основные виды деятельности:

- проведение итоговой диагностики в отрядах;

- анализ качественных личностных изменений у участников реализации
программы;

- проведение заключительных воспитательных мероприятий смены;

- подведение итогов и завершение экономической игры;

- подведение итогов внедрения игровой модели программы;

- организация проводов детей;

- психолого-педагогический анализ результативности форм и методов

воспитательной работы и их корректировка;

- составление аналитических материалов по результатам воспитательной работы.

 

 


Схема детского самоуправления при реализации
игровой модели программы.

 


Детские отряды - «корабли» с соответствующей символикой и атрибутикой.
Коллективы отрядов - «экипажи кораблей».

Командир отряда - «капитан».


Вожатый в отряде - «штурман».

Помощник командира отряда - «старпом».

Ответственный за дисциплину и порядок в отряде - «боцман».

Ответственный за спортивную работу в отряде — «старший матрос».

Дети называют свой отряд в честь известного корабля или придумывают новое
интересное название своему «отряду-кораблю». В первые три дня смены члены
«экипажей» являются «юнгами». По окончании организационного этапа смены
«юнги» торжественно переводятся в «матросы».
Основной орган детского самоуправления лагеря — «Совет капитанов»,
возглавляемый командиром дружины - «адмиралом».
В лагере имеется «Информационный штурвал», разделенный на сектора, каждый из которых имеет свое название и функции:

Ый – «сектор адмирала». Самый важный сектор. Одна из основных функций «адмирала» - вести вместе со старшим вожатым экономический блок игровой модели (присуждение и подсчет баллов, штрафование путем снятия баллов за грубые нарушения дисциплины, законов и правил жизнедеятельности лагеря)….» Промежуточные и итоговые результаты реализации программы отражаются на одноименном информационном стенде «Паруса дружбы». 2ой – сектор «Совет капитанов». «Совет капитанов» участвует в составлении «маршрутов» для «экипажей», в организации коллективно-творческих дел и проектов отрядов. 3ий – «сектор штурманов». Сектор штурманов и помощники штурманов отвечают за информационное обеспечение лагеря. 4ый – «сектор старпомов». Старпомы отрядов осуществляют помощь «адмиралу» по ведению экономической игры. 5ый – «сектор боцманов». Данный сектор помогает детям соблюдать чистоту лагеря и корпусов, чистоту и гигиену коллективов «кораблей». 6ой – «сектор ст.матросов». Этот сектор имеет право вносить свои коррективы и идеи в организацию спортивных мероприятий. 7ой – «сектор матросов». Данный сектор имеет право на участие в управлении культмассовой деятельностью лагеря. Наполняемость секторов по количеству человек не ограничена. Один раз в два дня от каждого отряда собираются представители данных секторов со своими 1-2 помощниками на собрание к «адмиралу» для контроля за ходом экономической игры. Экономическая игра.


Цель экономической игры: создать педагогические условия для
включения детей в жизнедеятельность лагеря.
Задачи экономической игры:
- развивать интерес детей к жизнедеятельности лагеря;
- способствовать формированию у детей и подростков новых экономических
знаний;
- создавать условия для формирования деловых качеств;
- формировать трудолюбие, творческое отношение к делу;
- частично делегировать детям и подросткам педагогические функции;
- формировать заботливое отношение к лагерю как к объекту
жизнедеятельности.
Этапы игры:
1. Старт игры.
2. Ход игры.
3. Финал игры.

Содержание игры:
Игра начинает свой старт на 3-4-ый день заезда детей. Перед тем, как начать
экономическую игру, в лагере выбирается «адмирал», который будет первым
помощником ст. вожатого. Каждый день рано утром все матросы и юнги лагеря
узнают из графы «Биржа труда» на информационном стенде, какую деятельность
нужно выполнить на сегодняшний день и как поощряется выполненное
задание.
Поощрение - это особый момент игры. Он заключается в том,
что за выполненную любую деятельность ребёнок поощряется
«ракушками». «Ракушки» - это внутренняя валюта экономической игры.
В течение всей смены ребёнок зарабатывает баллы за:
- творческую деятельность;
- содержание в чистоте своей комнаты и территории лагеря;
- активную помощь в подготовке отрядных и общелагерных мероприятий;
- соблюдение правил поведения в лагере;
- выполнение работы на бирже труда.
Все вакансии на стенде «Биржа труда» нашего порта имеют красивые
привлекательные названия для детей, которые хотят положительно
отличиться в своём коллективе.
Каждый день «адмирал» собирает «капитанов» и «старпомов» на собрание, на
котором обсуждаются вакансии «Биржи труда» прошлого дня и будущего. Все
результаты по баллам фиксируются у «адмирала» и ст. вожатого в
специальных бланках, у капитанов ведётся отчёт по баллам своих матросов и
др. членов корабля.

Финал игры.
Финалом экономической игры является ярмарка «Портовый город»,
которая проводится в предпоследний день смены. Баллы, которые были
заработаны и накоплены в течение смены, ребёнок обменивает на
«ракушки», которые будут служить на ярмарке бартерным товаром. На ярмарку
«Портовый город» закупаются лагерем небольшие памятные сувениры, презенты
(особенной популярностью пользуется запеченный картофель, который
по просьбе готовит столовая лагеря). Каждый отряд готовит аттракцион,
за вход на который дети других отрядов будут отдавать свои «ракушки».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.