Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психики в животном мире.






Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные – окружающая природа, люди, различные предметы. И невещественные – образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Именно так возникли представления о душе и о теле, о материи и о психике, как самостоятельных началах.

Психика - от греческого душевный, – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество – само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.

Если окунуться в предысторию человеческого сознания, то мы увидим, что это длительный и сложный процесс развития психики животных. Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечно-полостных (гидра, медуза) – у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.

Еще большее усложнение условий существования, которое привело к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия, и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия вещей в виде предметных ситуаций.

Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

Отвечая изменению условий существования, изменяется и деятельность животных. Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что у животных она является деятельностью инстинктивно-биологической, то есть деятельность животного может осуществляться только в том случае, если для него это жизненно необходимо, если при помощи этой деятельности будет происходить удовлетворение его биологических потребностей. Например, если в сознании человека фигура треугольника характеризуется объективно – количеством углов, сторон и т. д., то для животного она будет характеризоваться и отражаться неотделимо от соответствующего биологического его отношения. Поэтому, если у животного не существует к данной вещи, предмету инстинктивного отношения, то она для животного как бы не существует. Когда человек вступает в отношение к вещи, то он отличает объективный предмет своего отношения, а с другой – свое отношение к нему. Такого разделения у животного не существует. “Животное – не относится ни к чему и вообще не “относится”…” – говорил К. Маркс.

Еще одной чертой отличия психики животного от психики человека является показатель отношения животного к себе подобным. Животное относится к себе подобным также как и к другим внешним предметам и объектам, они тоже принадлежат к кругу инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. У некоторых животных (муравьи, пчелы и др.) можно наблюдать деятельность нескольких животных, но мы никогда не наблюдаем у них совместной деятельности. Исследователи провели такой эксперимент: сразу перед несколькими обезьянами поставили задачу – требовалось положить ящик на ящик, для того, что бы влезть на них и этим способом достать высоко подвешенный банан. Животные действовали, не считаясь с другими. При таком совместном действии возникла борьба за ящики, драки между животными, но постройка так и осталась не возведенной. Хотя в отдельности каждая обезьяна может ставить ящик на ящик и взбираться по ним вверх.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.