Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии эволюционного развития психики (по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри).






А.Н.Леонтьев, рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Первичная, наиболее примитивная стадия психики – элементарная сенсорная психика. Она характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостные нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании. Более высокая стадия – перцептивная психика. Она характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Эта стадия характеризуется бурным развитием головного мозга. Важной особенностью этой стадии является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Появляются многообразные виды активности животных (навыки, игра). Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Эта стадия предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринимать предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия характеризуется: - активным использованием «орудий», - явлением инсайта (мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок), - закреплением эффективного способа решения после единственной успешной попытки, - возможностью переноса способа решения на широкий класс схожих задач, - способностью решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Но все же интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей. (примеры: МГУ, стр.85-89)

Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения " интеллектуальных" и " неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих (он отрицал существование интеллектуальной стадии развитии психики у животных). В данной концепции выделяются 2 стадии: 1 – стадия элементарной сенсорной психики (2 уровня: низший и высший), 2 - стадия перцептивной психики (3 уровня: низший, высший, наивысший). В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире, Для первой стадии характерен сенсорный способ или уровень ощущений; для второй – перцептивный способ или уровень восприятия. Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития.
I. Стадия элементарной сенсорной психики
1. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость. Четкие реакции на биологи­чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные формы движений. Сла­бая пластичность поведения. Несформированная способ­ность реагирования на биологи­чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправ­ленная двигательная активность. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организ­мы, живущие в водной среде
2. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирова­ния - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов Четкие реакции на биологи­чески нейтральные раздражите­ли. Развитая двигательная ак­тивность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность из­бегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и науче­ние играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные про­граммы Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улит­ки), некоторые другие беспо­звоночные
II. Стадия перцептивной психики
1. Низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Ин­теграция, объединение воздей­ствующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма ­сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положитель­ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз­витое защитное поведение. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также отчасти некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые
2. Высший уровень Элемен­тарные формы мышления (ре­шение задач). Складывание определенной «картины мира» Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
3. Наивысший уровень Выде­ление в практической деятель­ности особой, ориентировочно-исследовательской, подго­товительной фазы. Способ­ность решать одну и ту же за­дачу разными методами. Перенос однажды найденного прин­ципа решения задачи в новые условия. Создание и использо­вание в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действи­тельности независимо от на­личных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) Выделение специализирован­ных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследова­тельских форм поведения с ши­роким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)


Итак, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. Наивысший уровень развития психики, находящийся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных, однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение основных биологических потребностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.